27 февраля 2015 года был убит — застрелен в центре Москвы, на Большом Москворецком мосту, буквально в нескольких шагах от Кремля — бывший губернатор Нижегородской области Борис Немцов (1959—2015).
В 2016 году я писал об очередном «марше памяти» г-на Немцова, устроенном российскими либералами:
«Как к этому должны относиться левые? Тут, наверное, уместно припомнить известную статью В.И. Ленина «Памяти графа Гейдена». Предыстория появления статьи такова: в июне 1907 года некоторые тогдашние «левые» принялись оплакивать отдавшего богу душу лидера контрреволюционной партии октябристов (тогдашних праволибералов) графа Гейдена. Они писали о его смерти: «Мы глубоко разделяем чувства горечи, причинённые смертью графа Гейдена всем, кто привык ценить человека, в каком бы партийном облачении он ни появлялся. А покойный Гейден был именно прежде всего человек... И как жаль, что он умер именно теперь, когда был бы всего полезнее. Теперь он боролся бы с крайними правыми, развёртывая лучшие стороны своей души, отстаивая конституционные начала со всей свойственной ему энергией и находчивостью».
На это Ленин ответил статьёй, где обрушился на эти прочувствованные слова с предельной яростью:
«Да, – писал Владимир Ильич, – Немцов Гейден был не только человек, но и гражданин, умевший возвышаться до понимания общих интересов своего класса и отстаивать эти интересы весьма умно. А вы, господа просвещённые демократы, вы – просто слезоточивые дурачки, прикрывающие либеральным юродством свою неспособность быть чем-либо иным, как культурными лакеями того же помещичьего класса...
– Гейден был «человек», – захлёбывается от восторга салонный демократ. Гейден был гуманен.
Это умиление гуманностью Гейдена заставляет нас вспомнить... «Записки охотника» Тургенева. Перед нами – цивилизованный, образованный помещик, культурный, с мягкими формами обращения, с европейским лоском. Помещик угощает гостя вином и ведёт возвышенные разговоры. «Отчего вино не нагрето?» – спрашивает он лакея. Лакей молчит и бледнеет. Помещик звонит и, не повышая голоса, говорит вошедшему слуге: «Насчёт Фёдора… распорядиться». Вот вам образчик гейденовской «гуманности» или гуманности a la Гейден. Тургеневский помещик тоже «гуманный» человек… по сравнению с Салтычихой, например, настолько гуманен, что не идёт сам в конюшню присматривать за тем, хорошо ли распорядились выпороть Фёдора. Он, этот помещик, не позволит себе ни ударить, ни выбранить лакея, он только «распоряжается» издали, как образованный человек, в мягких и гуманных формах, без шума, без скандала, без «публичного оказательства»… Совершенно такова же гуманность Гейдена».
Теперь сравним текст, который яростно критиковал Ленин, с отзывами некоторых современных «левых» на смерть Немцова. Например, Алексей Сахнин («Левый фронт»): «он был одним из самых честных представителей своей среды. В отличие от большинства из своих товарищей и единомышленников, Немцов не встроился в систему путинской России. Он не возглавлял госкорпораций, не служил губернатором, а последовательно критиковал власти. Ему нельзя отказать в честности, искренности и наличии убеждений. И это уже немало. Мы привыкли, что почти все люди из российской элиты лишены всяких человеческих качеств. Слишком про многих из них мы знаем, что они шли к власти и богатству по трупам, не брезгуя никакими преступлениями. А вот Немцов был редким исключением».
Чёрт возьми, уж не взял ли он ту раскритикованную Ильичём статью 100 с лишним летней давности за конспект?
Ещё немного из той рецензии Ленина: «Ваши слова о свободе и демократии – напускной лоск, заученные фразы, модная болтовня или лицемерие. Это размалёванная вывеска. А сами по себе вы – гробы повапленные. Душонка у вас насквозь хамская, а вся ваша образованность, культурность и просвещённость есть только разновидность квалифицированной проституции. Ибо вы продаёте свои души и продаёте не только из нужды, но и из «любви к искусству»!».
Да, Ильич в выражениях не стеснялся...
Так что всем нынешним левым и «левым» из числа «недодавленных» Немцовыми в 1993 году можно посоветовать перечитать подлинный совет Бориса Ефимовича (см на картинке), и поучиться у него быть «человеком и гражданином», «понимающим общие интересы своего класса» и «отстаивающим эти интересы весьма умно». Чего многим из них определённо недостаёт».
А это, между прочим, мемориальная доска в память графа Гейдена:
Для Немцова в принципе можно было бы взять текст с гейденовской доски. Всего-то несколько слов заменить...
Ещё я писал по данной теме: «Политик работает с самой токсичной и опасной на свете материей, т.е. властью. Поэтому любой политик, особенно действительно меняющий мир (неважно даже, в лучшую или худшую сторону), всегда находится на грани ареста или покушения, или расправы над ним в форме самосуда.
Роза Люксембург говорила: «Я надеюсь умереть на своём посту — на улице или в тюрьме». В.И. Ленин после гибели португальского короля от руки республиканцев написал: «Да, приключение с королем португальским является поистине «профессиональным несчастным случаем» королей» («О происшествии с королём португальским»).
Таковы риски профессии, 100 лет назад все это понимали. В наше время это понимают не все. Люди хотят вершить судьбами мира, и при этом пребывать в полной безопасности. Но так не бывает».
А вот что писал автору этих строк в переписке на протяжении ряда лет из украинского, а потом российского лагеря земляк Бориса Немцова, современный революционер Илья Эдуардович Романов:
«Борис Немцов — мой земляк, это Остап Бендер, который вместо домоуправления (как рассчитывал) попал в «большую политику».
Я себя ощущаю «Остапом Бендером наоборот». Бендер себя чувствовал чужим в стране, занявшейся строительством социализма, и хотел уехать в Латинскую Америку, где ходят в белых штанах. А теперь в белых штанах ходит у нас Немцов — большой дока по строительству капитализма.
...Моё внимание прежде всего привлёк положительный отзыв некоего читателя на книгу Бориса Немцова, в которой последний утверждает, что, мол, при Путине захлестнувшая страну коррупция губит Россию. Извиняюсь за юмор, но с таким же успехом можно представить себе в телевизоре рожу Ельцина, рассуждающую о том, что Россию губит пьянство. Вся деятельность Немцова на посту нижегородского губернатора мне известна очень хорошо, да и с ним лично приходилось сталкиваться. Его можно было бы охарактеризовать как самонадеянного, глупого и в высшей степени корыстного человека, не брезгующего для обогащения крайне сомнительными махинациями. Что до его забот о благополучии нижегородцев, то Немцов, например, незамедлительно разрушил систему бесплатного здравоохранения в Нижегородской области.
В условиях глобального кризиса особенно нелепыми выглядят либеральные рассуждения о «невидимой руке рынка». Но от таких апологетов либерализма, как Б. Немцов, никогда ничего другого слышать не приходилось. Ещё совсем недавно он твердил об этом в Украине, будучи советником президента Ющенко. В одном из интервью на вопрос: что бы он делал на месте премьера Тимошенко, если он так критикует её курс (в 2005 г.), Немцов ответил, что он не делал бы ничего, а отдыхал бы и ездил на рыбалку, и только перед выборами «бросал бы избирателям кусок» (дословно). А рынок всё отрегулирует сам. В начале 90-х годов эти концепции привели только к тому, что экономики развитых капиталистических стран обрели «второе дыхание» за счёт проникновения на постсоветское пространство, население которого оказалось ввергнуто в нищету, а экономическая инфраструктура — разрушена. А сейчас уже совершенно очевидно для всех, что повсеместно на планете, не исключая даже стран «золотого миллиарда», неолиберальный проект полностью исчерпал свой ресурс. И вопрос должен ставиться о передаче природных ресурсов не в частную собственность, а, напротив, — в собственность человечества. Объединённое человечество обязано направить природные ресурсы всех стран для борьбы с голодом, болезнями, детской смертностью и неграмотностью во всемирном масштабе.
Читатель газеты «Крамола» Е. Минусинец восхваляет брошюру Б. Немцова «Путин. Итоги. Коррупция разъедает Россию». То есть в представлении либералов Боря Немцов является ещё и светочем в борьбе с коррупцией. Могу рассказать один эпизод из практики Немцова на посту губернатора. Весной 1994 года он подписал указ «О борьбе с пьянством и алкоголизмом в Нижегородской области». Первым и главным пунктом в этой борьбе значилось льготное налогообложение для пивных заводов, введённых в эксплуатацию после 1993 года. Якобы нижегородцы должны были после этого начать пить больше пива, что отбило бы у них тягу к крепким напиткам. Интересно, однако, что на территории области имелось несколько пивных заводов, но из них лишь один был пущен после 1993 года. Остальные пункты немцовского указа были, очевидно, переписаны из аналогичного указа горбачёвского, как то: рекомендовалось районным администрациям в общественных местах вывешивать фотографии местных пьяниц, и т.п. Конечно же, подобные ультра-либеральные и сверх-демократичные рекомендации предназначались лишь для маскировки коррупционной сущности указа, и выполнять их никто не собирался.
...Насчёт упомянутого Вами активиста РРП, грозившего отправлять либералов на фонари. Громкие фразы, подобные им высказанной — это не более чем красное словцо, вообще типичное для исполненной энтузиазма молодёжи (с «революционным темпераментом»). Эта «болезнь левизны» проходит с возрастом. А психологически всё это вполне объяснимо. Глядя на таких, как, допустим, Боря Немцов, — куда хочется его отправить? В кресло премьера или вице-премьера? Так он там уже был. Реки счастья на нас в ту эпоху, кажись, не пролились. Тогда, может, найдётся Борису Ефимычу местечко там, где он ещё не был — нужно же какое-то разнообразие? Допустим, мне особенно смешно слушать, как рьяно Немцов обличает коррупцию. Сам-то он кто? Тут же и «Миша два процента»... [...] Ни дать ни взять — киевский Майдан декабря 2004-го года! Только вот поинтересоваться бы для начала у бывших участников «помаранчевой революции», как они сейчас расценивают те события и результаты правления «оранжевых» вождей. Вряд ли что-то бы услышали, кроме мата. По крайней мере, я слышал только это... Короче, за громогласными помаранчевыми «кукареку» последовало облако чудовищного вонизма. Но Боря Немцов — это по жизни торговец всяким тухлым либо никому не нужным товаром. (Как Остап Бендер рекламировал астролябию: «Сама меряет, было бы что мерять!»). Опозоренные в Украине апельсины с мандаринами его стараниями в Москве пошли в ход. Узнаю руку мастера! Сразу вспомнил некоторые шедевры немцовской пропаганды, внедрявшиеся в Нижнем Новгороде в эпоху его губернаторства. Ближе к 8 Марта 1993 года буквально весь город заклеили идиотскими плакатами с текстом: «Женщинам — цветы, детям — мороженое, мужчинам — на цветы и мороженое!». На месте среднестатистических нижегородских мужчин я бы поинтересовался у Бори: а сверх этого, барин, ни на что больше не подадите от щедрот Ваших? С какой стороны ни обмозгуй — в конкурсе идиотских плакатов можно присуждать первое место. Кстати, этими фразочками из советского кинематографа они и по сей день питаются; своего ничего не придумали. Тоже, при КПСС в городе по праздникам приматывали вокруг фонарей красненькие флажочки, а Боря — надо же! — придумал приматывать целую цветную гамму флажочков — и тебе зелёненькие, и жёлтенькие, и синенькие, и красненькие среди них попадались! Во главе с такими выдающимися пропагандистами и агитаторами «Солидарность» семимильными шагами вперёд зашагает!
Революция может свершиться хоть завтра, когда чаша народного терпения вдруг перехлестнёт через край. Но если контрэлита к этому моменту не будет готова, она (революция) не победит, а её плодами воспользуются касьяновы, немцовы, миловы или ещё какие-нибудь бюрократы и их креатуры, вроде г-на Навального (выплыла из каких-то зловонных глубин недавно такая омерзительная фигура, под стать фамилии, бывший советник губернатора Никиты Белых, а ныне — гибрид немцова и погромщиков с Манежной). Потому что народ последует за ними, как в 1989-1991 годах он последовал за Ельциным, Поповым, Собчаком и пр. и пр. Как писал Троцкий: «В чем вообще состоит слабость масс? В готовности следовать за эксплоататорами...» А чем эта слабость вызвана? Слабостью контрэлиты, революционной альтернативы».