28 января (16 января по старому стилю) 1820 года русская военно-морская экспедиция Лазарева и Беллинсгаузена открыла Антарктиду. Это величайшее достижение русских моряков до сих пор пытаются оспаривать и отрицать западные исследователи. Разберемся, почему Россия имеет полное право на первенство в Антарктике.
Пингвины, медведи... Главное – лед!
Если вас спросить: «что вы знаете про Антарктиду?» – что вы ответите, не подглядывая в Википедию? Только честно? Наверное, что-то вроде «ну, там очень холодно... вечная мерзлота, пингвины, белые медведи... Или это в Арктике?». На самом деле, даже современный человек, не интересующийся темой специально, не особенно различает между собой Арктику и Антарктику, находящиеся на противоположных полюсах Земли – соответственно, северном и южном. И если Северный полюс исследован сравнительно давно, начиная с XVII-XVIII вв., то Антарктида еще в XIX в. была не только не только неизученной, но и вообще полу-мифической территорией, не существовавшей на картах.
Правда, догадки о существовании земли на крайнем юге делали еще древние греки. Но они опирались только на умозрительные конструкции о том, что известным им территориям к северу от экватора должен быть физический противовес – «Ант-Арктос», т.е. «против Арктики» или «напротив севера». Но практически реальность шестого материка была подтверждена только в XIX веке. И тут получился курьез: столько веков до Антарктики не добирался вообще никто, а тут произошла практически гонка в финишном створе – российская экспедиция оказалась первой, но опередила британцев буквально на два дня!
Дальше расскажу чуть подробнее про эту историю, а возвращаясь к началу нашего разговора про общие географические познания, уточню: в Антарктике действительно очень холодно – средняя температура -49 градусов, против -34 в Арктике. И пингвины тут действительно живут, а вот белых медведей нет – это как раз представители арктической фауны.
«Матерый лед» южного полюса
Начало XIX в. было временем славы русских мореплавателей, совершивших целый ряд кругосветных путешествий и дополнивших мировые географические карты важнейшими открытиями. Для того, чтобы закрыть еще одно «белое пятно», зиявшее в районе Южного полюса, была организована экспедиция под начальством Ф. Ф. Беллинсгаузена, который вел военный корабль «Восток» . Вторым судном под названием «Мирный» командовал М. П. Лазарев. После долгой и тщательной подготовки (трехлетний запас продовольствия включал, помимо прочего, специальный набор продуктов для предотвращения цинги, а также большой запас красного вина для дезинфекции воды) в июле 1819 года шлюпы вышли из Кронштадта и отправились, чтобы окончательно установить – существует ли в действительности легендарный Южный материк.
Пройдя экватор, корабли сделали последнюю остановку в Рио-де-Жанейро, и оттуда, пополнив запасы провизии, взяли курс на юг к неизведанным областям полярного океана. С первых же дней плавания велись научные наблюдения, которые Беллинсгаузен и его помощники подробно заносили в вахтенный журнал, четко следуя инструкции от морского министерства, полученной при отплытии: «Не оставляйте без замечания ничего, что случится вам увидеть где-нибудь нового, полезного или любопытного». Продвигаясь к полюсу, экспедиция постоянно натыкалась на ледяные преграды, заставлявшие искать обходные пути. Встречавшиеся на пути гигантские ледяные горы – айсберги – русские моряки смогли превратить в решение извечной проблемы мореплавателей, изобретя способ получения пресной воды из льда. Между прочим, на сегодняшний день в антарктических льдах сконцентрировано около 80 % всей пресной воды Земли!
28 января 1820 года корабли экспедиции пересекли Южный полярный круг и достигли 69 градуса 25 минуты южной широты. Перед моряками открылось завораживающее взгляд зрелище: как вспоминал Лазарев, они "встретили матерый лед чрезвычайной высоты… простирался оный так далеко, как могло только достигнуть зрение". А Беллинсгаузен так описал тот момент: «Я называю обретение сие берегом потому, что отдаленность другого конца к югу исчезла за предел зрения нашего... Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен».
Мысль нашего капитана оказалась совершенно верна - это был берег Антарктиды, сейчас известный как Берег Принцессы Марты, западной части Земли Королевы Мод. Таким образом, русские корабли впервые в истории достигли Антарктиды, совершив открытие нового континента. Правда, в полной мере значение этого события было оценено лишь впоследствии, а сам Беллинсгаузен, обладая не только отвагой морехода, но и скромностью ученого, не спешил приписывать себе лавра первооткрывателя еще не исследованной по-настоящему земли.
Зато западные авторы скромничать не собирались. Хотя британский мореплаватель Эдвард Брансфилд подошел к антарктическим берегам на два дня позже, 30 января, во многих источниках именно ему присваивается открытие - с тем сомнительным аргументом, что он подобрался не только к шельфовым льдам, как Беллинсгаузен, а к гористому острову Тринити у 63 градуса 45 минут южной широты и 60 градусов западной долготы. Правда, вот незадача: судовой журнал его корабля, где фиксировались все передвижения, таинственным образом "исчез", поэтому о совершенном открытии мы знаем только со слов какого-то матроса...
«Славу не должны мы допускать отнять другим у нас»
Ещё до начала российской экспедиции, знаменитый мореплаватель И. Ф. Крузенштерн так обосновывал министру ее необходимость: «Сия экспедиция, кроме главной ее цели — изведать страны Южного полюса, должна особенно иметь в предмете проверить всё неверное в южной половине Великого океана и пополнить все находящиеся в оном недостатки, дабы она могла признана быть, так сказать, заключительным путешествием в сем море. Славу такового предприятия не должны мы допускать отнять другим у нас». Я специально выделил последнюю фразу – Крузенштерн, уж извините за каламбур, как в воду смотрел!..
Неоспоримый русский след в Антарктике увековечен множеством топонимов, важнейшие среди которых связаны с той самой первой экспедицией: море и ледник Беллинсгаузена, море и горы Лазарева; в честь корабля, которым командовал Беллинсгаузен, названа научная антарктическая станция Восток. 29 островов было открыто и названо самими участниками экспедиции. Помимо прочего, удалось и "проверить неверное" и "пополнить недостатки": Сандвичевы острова, которые англичанин Д. Кук ранее представил как один большой остров, оказались целым архипелагом.
После Второй мировой войны уже советские исследователи продолжили дело освоения Антарктики. С того момента, как первая отечественная южнополярная станция «Мирный» (как вы, наверное, догадались, названная в честь второго корабля экспедиции) была открыта 13 февраля 1956 года, русское присутствие в Антарктике стало постоянным.
И тем не менее на Западе постоянно пытаются оспорить факт первенства наших мореплавателей – последний такой залп «разоблачающих» публикаций был выпущен к 200-летию экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева. Подобные демарши по сути прикрывают фактический выход западных стран из Договора об Антарктике 1959 года, согласно которому ни одно из государств не имеет права устанавливать суверенитет над какой-либо частью антарктической территории. Вопреки Договору и США и Великобритания в одностороннем порядке провозглашают свою юрисдикцию на южный материк (англичане так вообще считают своей собственностью около 2/3 Антарктиды).
На это мы можем ответить только одним – добросовестным изучением и распространением исторической правды о великих достижениях и открытиях русских героев-мореплавателей. Как сказал в своем недавнем обращении по поводу ситуации на Украине и в мире президент В. Путин - правда за нами!
✅ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
1️⃣ «Смотрел смерти в глаза и ценил жизнь»: о том, как мечта десантника исполнилась после его гибели
2️⃣ Музыканты «вне закона»: почему освободителей Соледара на Родине хоронят как «нелегалов»