Наступил март, а это значит, совсем скоро – 17 числа – можно будет официально распрощаться с зимой, отметив День Святого Патрика. Хотя по ирландскому календарю весна начинается с 1 февраля, именно мартовский праздник символизирует полное окончание тяжелого и долгого периода холодной тьмы, который начинается с Хэллоуина или Самайна. Начиная с Дня Святого Патрика, темные и страшные силы становятся над человеком не властны – ему больше не нужно думать о выживании, не надо бояться за себя и своих близких, а можно свободно заняться своими делами и реализовать себя в самых разных областях.
Много лет март является для меня таким очень «ирландским» временем – как раз в этот период, например, раньше у нас всегда проходили фестиваль ирландского кино, разные интересные лекции и творческие встречи, всевозможные тематические вечеринки в ирландских пабах. Сейчас уже второй год как нет ни фестиваля, ни творческих встреч, а вечеринки хоть и по-прежнему проводятся, но настроение на них совсем уже не то, что понятно. Поэтому я решила в марте рассказывать по пятницам о самых интересных, на мой взгляд, ирландских сериалах. И начать предлагаю с сериала «Дублинские убийства» 2019 года, снятого по первым двум романам ирландской писательницы Таны Френч.
Ее книги принято называть детективами, но они, конечно, не совсем таковыми являются – они всегда нечто гораздо большее, чем обычное криминальное расследование, они намного загадочней и психологичнее. Несмотря на всегда безупречно напряженную детективную линию – от книг невозможно по-доброму оторваться – далеко не во всех романах вы найдете четкую и однозначную разгадку. Всегда будет что-то, что останется как бы слегка скрытым осенним ирландским туманом – можно трактовать финал так, а можно по-другому, все зависит от ваших личных надежд на лучшее и степени оптимизма в целом.
Вот и с сериалом «Дублинские убийства» произошло то же самое – и за эту «размытую», неясную концовку его много критикуют. Как и за то, что в один-единственный сезон создатели сериала умудрились поместить сразу два романа – «В лесной чаще» и «Сходство». Как я понимаю, сделано это было потому, что в обеих книгах главным действующим персонажем является детектив Кэсси Мэддокс, которую просто превосходно играет Сара Грин.
Объединив две (и довольно разные) сюжетные линии в одном повествовании, создатели, таким образом, как бы приблизили сериал к формату классического британского детектива типа «Молодого Морса», где история всегда сосредоточена на личности и действиях главного следователя. Но Ирландия – это вам не Британия, и романы Таны Френч не дают об этом забыть, совершенно отчетливо диктуя сериалу свою собственную манеру изложения загадочных историй.
Сериалу, несмотря на все явные старания, удалось передать далеко не все, что таится в этих завораживающих книгах, но многое, на мой взгляд, получилось действительно очень хорошо. Как и во всех европейских детективах, сами полицейские-следователи тут не без больших психических «тараканов», а в «Дублинских убийствах» они еще и, так или иначе, оказываются втянуты в расследуемое преступление или события, прямо с ним связанные.
Как можно догадаться, успеху расследований это явно не способствует – детективам, лично переживающим все происходящее, никак не удается отстраниться от дела и оценивать события с холодной головой. Поэтому время от времени детективная история превращается в мелодраму, но как только мы к этому начнем привыкать, нас снова возвращают к методичному расследованию преступлений. После парочки таких весьма чувствительных встрясок ты начинаешь понимать, зачем это делается – чтобы раскрыть любое преступление, нужно постичь не столько тайну самой смерти человека, сколько тайну его жизни.
Именно в обстоятельствах жизни, в ее особенностях, странных и неоднозначных проявлениях человека таится разгадка обстоятельств его смерти – каждый человек умирает так, как он жил, и именно сама его жизнь предугадывает и обставляет его смерть. Хотите найти убийцу – найдите того, кого погибший большую часть своей жизни злил и раздражал, хотите разгадать тайну исчезновения – найдите тех, кому исчезнувший страшно мешал. Леденящий ужас, который, по сути, и является главным персонажем этих детективных историй, связан именно с пониманием – ничего в этом мире не происходит случайно, и единственно верные ответы на вопросы мироздания скрываются у нас внутри.