статья из цикла.
Пуштуны- очень большое этническое образование, это один из самых больших разделённых этносов, да и этносов вообще: по некоторым оценкам их численность составляет до 63 миллионов человек, они проживают в Пакистане, Афганистане, Индии имеются большие общины эмигрантов в разных странах.
Пуштуна от соседа отличает три пункта: он разговаривает на языке пушту (пашто), ведёт образ жизни кочевника (в противовес соседствующей культуре фарсиван-декхан земледельцев) и следует кодексу Пуштунвали (или Нана, я в статье буду использовать этот термин), ну это по классике, жизнь вносит свои коррективы. Нана- неписаный кодекс поведения, притом что если нормы этого кодекса противоречат нормам шариата (не говоря уже о государственном законодательстве), то для пуштуна главенствуют нормы кодекса Нана. Ничего там страшного нет- честность, гостеприимство, равенство, единство, вера в Бога (Худай на пушту) и прочее.
Но как я написал выше жизнь вносит свои коррективы и уже далеко не все пуштуны кочевники многие живут в городах и занимаются земледелием, многие пуштуны двуязычны и говорят на фарси или других языках соседей, и пуштуны- ведущая сила движения Талибан, а там проще натянуть сову на глобус, чем объяснить поступки талибов нормами кодекса Нана.
Всё дело в том, что пуштуны крайне неоднородный этнос, и это во многом обусловленно пуштунизацией населения происходящей в ареале их обитания. Пуштуны впитывали в себя соседей (хотя это несколько противоречит кодексу Нана), для историков совершенно не секрет, что в Пешаваре- основном городе современной культуры пуштун, до попадания под власть Дуррани преобладали совсем другие культуры. Коренное население Пешавара (в регионе очень большое количество пуштун- переселенцев из Афганистана) - потомки местных дардов и прочих аборигенов заговоривших на пашто. Пуштунами становились белуджи, кызылбаши, таджики более мелкие племена. И ассимилированное племя вполне себе могло занять лидирующую роль в дружной семье пуштунских племён, приглядитесь к племени Баракзай, это элита пуштун, они лидеры среди остальных племён по % городского и грамотного населения. Их язык считается эталонным и литературным, их представители возглавляли государство Афганистан до пришествия талибов (тех возглавляет клан гильзаи). Все источники утверждают, что баракзаи преимущественно земледельцы и двуязычны-знают дари (фарси-кабули или персидский кабульского варианта- по сути искусственно отделён от фарси по политическим причинам, чтобы снизить влияние Ирана в Афганистане и восточнее), зачем же исконным пуштунам говорить на языке подданных таджик? Если они сами «вчерашние» таджики. Исследователи утверждают, что раньше в Афганистане проживала народность «бараки» - субэтнос таджиков.
Ещё некоторую путаницу вносит имя. Пуштун или паштан, а в более архаичной версии вероятно что патан- «член народа», и если учитывать что гласит национальная пословица: «Пуштун — это не тот, кто говорит на пашто, а тот, кто ведает Пашто», то есть по сути, это таким образом и не народ, а общество, некая надэтническая надстройка. Но помимо этого у пуштун есть экзоним (имя употребляемое извне)- афганцы, то есть для человека из Германии афганец- любой житель из Афганистана, а для жителя Афганистана- это пуштун по национальной принадлежности, а если более точно то говорящий на языке пашто, а для жителя СССР это военнослужащий проходивший службу в этой стране. А что же значит афганец? - исследователи утверждают, что на персидском это означает «немой» или «безмолвный», по аналогии с «немец» для славян, но для восточных соседей -индусов афганцы- горцы.
Поэтому среди пуштун есть большое количество кланов, которые истинно верят и стараются следовать заветам, есть те кто просто вынужден принять правила игры внешне и живёт по собственным канонам когда его никто не трогает.
Пашто (по сути и не язык, а группа диалектов на которых говорят пуштуны)- второй по численности носителей язык среди языков иранской группы, включает в себя значительное количество племенных и территориальных наречий очень многие из которых до сих пор малоизученны. Ранее было принято делить пашто на две группы западную (кандагарскую) и восточную (пешаварскую или джелалабадскую), в свете последних исследований стали добавлять ещё южную, вне групп стоит диалект ванеци носители которого (порядка 50 тысяч) проживают в окрестностях города Кветта, то есть на самом юге ареала обитания пуштун.
Достаточно сложный вопрос с государством у пуштун. Большинство проживают в Пакистане, его восточных провинциях и их сердце- «Зона племён», вроде бы и автономия с административным центром в Пешаваре то есть другой провинции, но по законам и не особо, а по факту вообще во многих случаях территория контролируемая незаконными вооружёнными формированиями. По оценочным данным в Пакистане проживает около 43 миллионов пуштун, что составляет до 15% всего населения. А в Афганистане по некоторым оценкам пуштуны составляют 50% населения численностью до 15 миллионов, но очень многие современные исследователи ставят обе эти цифры под сомнение, считая их очень завышенными с целью обосновать претензии пуштун на власть в стране как этноса большинства. Перепись населения в Афганистане толком никогда и не проводилась, была попытка в 1977 году, когда перепись провели в районах с наибольшей долей пуштунского населения и смоделировали по этим данным картинку для всей страны в целом. Также искажают данные такие явления как вышеупомянутая пуштунизация населения и кочевой образ пуштун, которые лето могут проводить на территории Афганистана а на зимовку откочёвывать в Пакистан, граница между которыми во многих местах существует только на карте. Многие провинции с преимущественно таджикским, узбекским и прочим не титульным населением Афганистана фактически самостоятельны и не подконтрольны правительству в Кабуле. Многие племена настаивают на создании государства Пуштунистан на территориях проживания пуштун. Около 3 миллионов проживают в Индии, в том числе и Кашмире. Имеются общины эмигрантов в ОАЭ, США, Британии, России.
По вероисповеданию пуштуны в подавляющем большинстве сунниты, но здесь далеко не всё однозначно. Считается что уже много веков, но вот к примеру провинции Нуристан- один из самых ярых местных оплотов исламских радикалов, ещё не так давно был местом обитания зороастризма и языческих культов и звался поэтому Кафиристан- то есть «страна неверных» (действия романа Киплинга «Человек, который хотел стать королём» происходили именно там). Ну и выходки экстремистов проводимые местными под знамёнами мусульман с нормами классического ислама не связаны от слова вообще, их пытаются трактовать нормами кодекса Нана, но там та же история. До принятия ислама среди пуштун исповедовали зороастризм, буддизм, родовые верования.
Пуштуны происходят из Сулеймановых гор и прилегающих территорий, они проживали здесь и промышляли кочевым скотоводством, а поскольку здесь проходили маршруты ВШП, то вероятно сами торговали (кочевники как правило таскали грузы- этакая промо версия караванной торговли) и занимались разбоем, ну и естественно, что следующим после разбоя шагом становится охрана. Кроме того мы находим многие пуштунские кланы на службе у тех же персов, так клан баракзай был основой боевой мощи династии афшаридов. Но со временем пуштунские кланы завоевали пространство и построили собственные государственные образования. И апогеем было создание племенным объединением абдали (слуги господа) местного гегемона - державы Дуррани (жемчужина, со временем абдали взял себе это имя). И вот к этим людям приходят европейцы и узнают от них, что пуштуны считают себя потомками 10 потерянных племён Израиля!
Европейцы и не только услышали от пуштун истории о том, что они потомки евреев, и не просто услышали, но даже как минимум сделали вид что поверили и создали на этих слухах «теорию о еврейском происхождении пуштун» (я в статье буду писать просто - теория).
О том, что евреи жили на территориях современного Афганистана и Пакистана- далеко не новость, здесь проходили караванные пути, и есть множество свидетельств, что в эти края бежали от гнёта властей из Персии и Центральной Азии. Еврейские кварталы были в Балхе, Газни, Герате, Пешаваре, но чтобы прямо доминирующий в регионе этнос повёл от евреев своё начало… давайте разбираться!
Легенда выглядит чистым апокрифом Ветхого Завета и в сокращённом варианте звучит примерно так: Ибрагим- Авраам родил Саула, Саул…, у которого в свою очередь было два сына - Иеремия и Афган, потомки последнего стали носить имя афганцев, они были в фаворе у царя Давида- Дауда, а позже Соломон- Сулейман возвёл их в ранг охраны собственного Храма от злобных демонов и научил их языку ада, Сулейман вообще был повелителем джиннов и ифритов! Но Навуходоносор- злой волшебник Бухт-уд-Насир рассеял племена Израилиевы, афганцы были высланы в Шам (вероятно Сирия) откуда мигрировали в Гор, во времена пророка Мухаммеда один (или несколько) афганец побывал в Мекке, и вернувшись убедил афганцев принять ислам. Забавно, но большинство исследователей открыто указывают, что всё это повествование было высосано из единственного сообщения персидского историка аль-Джузджани: «Во времена династии Гуридов народ, называемый Бани Исраил, жил в районе Гор», ну а поскольку Гор- провинция Афганистана, то…
Легенда перекочевала в труды пуштунских историков, сложно сказать в каких годах это произошло, но согласно хронологии практически синхронно эмир Кандагара- пуштун Мир Махмуд-шах Хотаки сверг шаха Персии и воцарился в этой стране (вряд ли, скорее всего он захватил власть в Исфагане, где вскоре и скончался) и через пару лет выходит книга Афдал-хан Хатаки (1729) «Украшенная драгоценностями история» в которой эта легенда прозвучала уже как официальная версия. Но афганцев быстро выперли из Персии и это всё стало никому не интересно, пока здесь не появились британцы!
Побывавшие в этих краях Александр Бернс (британский посланник при дворе афганского эмира), Уильям Муркрофт (ветеринар Ост-Индской компании), майор Генри Джордж Раверти писали в своих заметках и более серьёзных трудах пересказы этой легенды и прочие намёки сходства пуштун и евреев.
В 1858 году французский офицер Дж. Ферье опубликовал почему-то на английском языке книгу «История афганцев», в ней он описывает как служил в армии Каджар (персидской) военным инструктором, он описывает один эпизод как вождь пуштунского племени подарил Надир-Шаху Афшару несколько предметов религиозного культа и среди них Библию на иврите. Не будем вдаваться кому был сделан подарок- некий Великий Шах, просто династии Афшар к тому времени уже существовать по версиям официальной истории не должно, но вот что в те времена было ивритом, который ещё не создали вопрос отдельный. Текста книги я не нашёл.
Пуштуны берут своё начало в Сулеймановых горах, ну и как не сложно догадаться то название те горы берут от царя Соломона, который толи посетил эту местность, или же отправил сюда на пмж племена будущих пуштун. Этот горный массив- такой своеобразный забор между Иранским нагорьем и Индийским субконтинентом.
Общее количество пуштун со всеми мигрантами оценивается в 45 миллионов человек (по некоторым оценкам до 60). При этом пуштунское общество сохраняет традиции родо-племенных структур, число племён превышает 400. большая семья управляется старейшиной. Несколько больших семей- род, несколько родов- клан (хель), несколько кланов образуют племя (каум, кабила) управляемое вождём (хан или машр).
По легендам все племена и кланы восходят к общему предку- Кайсу Абдуррашиду: от его сына Сарбана произошли Дуррани ( племена баракзаи, мухаммадзаи, ацакзаи, попальзаи, садозаи, мусозаи, алькозаи, панджпаи, нурзаи, адозаи, ализаи, исхакзаи, заури, сафи, юсуфзаи, тарклани, шинвари, моманды, чамкани, дадзаи, халилы, займухты, тарины, хугияни, ширани, уштарани); от незаконного брака дочери Биби произошли Батан (гильзаи, туран, тухи, харути, хоттаки, насыр, буран, сулейманхель, акахель, алихель, тараки, битани, гандапур, андар, ахмадзаи, луди, сарвани, лохани, биттани, дотани, ниязи); от приёмного сына Карла произошли Гургушт (керлани, вазиры, африды, оракзаи, тури, утманхель, хаттаки, бангаши, марваты, давары, вардаки, дзадзи, дзадран, мангалы, племена Хоста, ванеци, какары, мешвани, мандухель, гадун). Классификация не случайна, кланы Дуррани долгое время доминировали в Афганистане, последнее время их потеснили гильзаи из конфедерации Батан, но вот вам фокус, гильзаи произошли от незаконной связи Биби с сыном правителя Гур Шах Хусейном.
Итак, этот Кайс Абдуррашид (Абд ар-Рашид - слуга наставляющий на путь истинный- титул)- потомок Саула и жил в Хиджазе западной Аравии и принял ислам от Пророка Мухаммеда. Это скажем так упрощённая версия, в именах перечисленных племён мы без проблем найдём ветхобиблейские основы Моисей, Соломон, Саул, Давид, Исаак, Иосиф, Манасия …
Да и вот сам этноним пуштун сторонники теории трактуют как «рассеянные». И в названии Кабул заинтересованному лицу без труда видно слова «кабала».
Севернее от Сулеймановых гор расположена территория Деште-Яхуди- «еврейская пустошь», на западе которой находилась Кила Яхудия- еврейская крепость (сегодня граница между Афганистаном и Пакистаном). Часть этой пустыни находится в провинции Забуль, в названии которой сторонники теории легко читают Завулон- имя ещё одного потерянного племени. Жили на этой пустоши пуштунские племена африди, хаттак и юсуфзай.
Племя африди или афридии, априди («Африди, горное племя на восточной границе Афганистана, около 90 тыс. жителей; с 1878 номинально под англ. властью, возмутились 1897 и успешно боролись против англичан.» МЭСБЭ). Это племя проживает на севере Сулеймановых гор, то есть в изначальном ареале обитания пуштун, предполагается, что численность их свыше полумиллиона. Название производят от Эфраима- одного из потерянных колен. Племя занимается земледелием и полукочевым скотоводством. Являлись ярыми участниками борьбы против британцев, сегодня борются за создание Пуштунистана. Делятся на горных и равнинных, равнинные живут в долине реки Бара и носят имя Адамхель, ну без комментариев!!! А вот горные проживают, и соответсвенно контролируют Хайберский проход в хребте Сафедкох, соединяющий Афганистан с Пакистаном. В слове Хайбер сторонники теория видят и «товарищ» и «крепость» и «еврейская крепость». Ну и:
В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских
А в местных краях хабар- разбойник, так как именно этим местные жители и промышляли. (Кстати, доминирующий здесь город Пешавар, чья этимология до сих пор не ясна, возможно от Пеш Хавар- пуштунский Хайвер).
Племя Юсуфзай одно из крупнейших племён, их представителей можно встретить по всему ареалу обитания пуштун и даже в Индии, предположительная численность свыше 600 тысяч человек. Называются в честь Юсуфа то есть Иосифа, но не библейского, там своя родословная, но по некоторым источникам ранее называли себя Бани-Израиль. В государстве Дуррани Юсуфзай были движущей силой и носили титул «верхние Дуррани».
Племя Хаттак, образовывавшее княжество Акора в районе Пешавара, считает что его имя происходит от Гад, и соответственно они потомки колена Гада.
Более расплывчатых мнений ещё больше, например баракзай- очень большое племя до 5 миллионов- основа Дуррани и долгое время доминирующая сила в Афганистане- потомки колена Беньямина, а Барак- производное от Баракидов династии из Карфагена.
Намёки на внешность пуштун, схожую с евреями я в расчёт не беру, без труда можно отыскать двух совершенно не похожих друг на друга пуштун, и соседа которого вы ни от пуштуна и восточного еврея не отличите.
Ещё сторонники теории пишут о некоторых еврейских привычках типа зажжение свечей в определённые даты и ношение каких-то элементов одежды, но все те же привычки имеются у соседей, тех же иранцев, и более логично что пуштуны переняли у них.
Но вот в Израиле за эту теорию всё-таки начали цепляться, и никто иной как Бен Цви- второй президент выпустил книгу «Изгнанные и возвращённые» в которой писал, что первые евреи попали в Афганистан ещё в библейские времена. Видимо очень хотелось затащить на Землю Обетованную в противовес палестинским боевикам пуштун. Попытки заигрывания с еврейским происхождением пуштун с тех пор не прекращались и живы и сегодня.
Но что говорит более трезвый взгляд? Профессор университета имени Бар-Илама Дан Шапиро утверждает, что «миф о древнееврейском происхождении пуштунов был изобретен их первыми историками, которые страдали от тяжелого комплекса неполноценности по отношению к персам и стремились прославить прошлое своего народа. Миф был создан при дворах пуштунских и частично монгольских завоевателей в Северной Индии, которые оказывали гостеприимство католическим миссионерам и с удовольствием слушали их истории, в том числе и библейские». Ну вероятно не «в том числе», в первую очередь библейские! Таким же образом здесь и Искандер появился- Санчос Македонский. Благо для этих сказочников, у пуштун на начало XIX века не то что история, письменность отсутствовала.
Шедшие в эти края колонизаторы заигрывали с безграмотными горцами, создавая из них боевую мощь в противовес местным, взамен прививая им культуру. Окончательное становление ислама или христианства прошли несколько позднее, и на момент контакта протестантские миссионеры лепили из того что было- ветхозаветных историй, расклеивая по туземцам имена библейских патриархов.
Но как мы знаем в начале XX века по Ойкумене прокаталась волна антисемитизма и считать себя потомками затерянных племён Израилиевых стало моветоном, на смену пришла новая тенденция вести свою родословную от древних ариев, от которых пуштуны и стали в своих историях происходить, да и что там: само государство было основано в Афганистане (и не подумайте, что это глупость, совсем недавно один соседний народ увидел у себя в предках древних копателей моря, так что истории из Афгана вполне себе)! Арийская теория не единственная, афганские историки пытаются вывести свои племена от арабов, греков, гуннов, раджпутов.
Повторюсь, пуштуны- это не этнос это группа национальностей, племён, кланов в которую затягивало соседей в том числе и более культурных, ну и общины евреев в Афганистане и Пакистане были не маленькие, в Афганистане по некоторым данным до сорока тысяч, так что в том, что кто-то из пуштун и ведёт своё происхождение от евреев из Балха или Герата не должно быть ничего удивительного.