С возвращением в мультипликошмарный подвальчик ужасов Скара!
Если вы, по какой-то причине, все еще наивно полагаете, что такой жанр визуального искусства, как мультипликация, годен только для детей и подростков, которые повключают там своих ентернетов, насмотрятся наркоманских онимэ, и как начнут бесоёбить и бегать по улице с руками за спиной, крича что они Саске или какое-то Какаси (прости господи), то у старичка Скара для вас важные новости. Во-первых, анимация - это вполне себе серьезно. Во-вторых, за последние годы она набирает все больший вес в тёмном жанре - достаточно лишь взглянуть на последнюю работу легендарного Фила Типпета "Безумный бог" или на все три вышедших сезона хитовой зарубежной антологии "Любовь, смерть и роботы" (про самые страшные серии которой я писал здесь). Вот и до нашей прогрессивной Родины наконец дошло тёмное поветрие жутких рисованных историй - стриминговый сервис more.tv обскакал на виражах даже "Кинопоиск", и выпустил первую в своем роде экспериментальную мини-антологию "Красный состав: Антология русского хоррора". Забегая вперед, сразу скажу, что эксперимент удался, и у отечественной "темной" анимации большое и светлое (парадокс, однако) будущее.
Тут пожалуй, стоит оговориться, что сыны отечества в своем порыве были не одни - шоураннеры Алексей Климов (в послужном списке которого оригинальное аниме "Первый отряд" про героев-пионеров, сражающихся с оккультными призраками Аненербе) и Юрий Степанов собрали вполне себе международную команду мультипликаторов, а штаб-квартиру своей студии основали в далекой Канаде. Тем не менее, большая часть привлеченных кадров - отечественные специалисты, а все эпизоды сняты по мотивам произведений русских классиков (в том числе и современных). Потому "Красный состав" с полным правом можно признать самым что ни на есть родным, со сладостным привкусом березок и постсоветской хтони.
Каждая серия снята отдельно взятым режиссером в уникальном стиле анимации - от классической рисовки до бумажного стоп-моушена и ротоскопии. Объединяет же их то, что каждая в своем роде хороша и заслуживает отдельного внимания. Поэтому давайте-ка вскользь пройдемся по "шпалам" нашего багрового состава:
1-я серия - "Дочь Крысолова"
(первоисточник - рассказ "Крысолов" Александра Грина)
Режиссеры: Джимом Брайсон и Адам Джеффкоут
1920 год. Послереволюционный Петроград лихорадит от пережитых потрясений - к холоду, голоду и повсеместной разрухе добавляется вседозволенность и лютость совсем молодой и плохо организованной большевистской власти. Впрочем, молодой революционный писатель-идеалист Антон предпочитает не замечать этих "маленьких" недостатков, пока ему вместе с новой знакомой Ниной не выпадает жребий в ужасе бежать от безжалостного уличного патруля. Найдя убежище в старом заброшенном доме, Антон узнает, что его прекрасная попутчица- дочь главного городского крысолова. А еще, что под фундаментом дома, в котором они прячутся, проходит черная месса ужасных крысолюдей, которые вознамерились стать "новой сменой" косному человечеству, и проводят страшный ритуал по призыву Избавителя. И помешать им может лишь отец Нины, который уже много лет сражается с этой канализационной скверной...
Самая драйвовая серия антологии, выполнения в стильном нуарном ч/б, и трансформирующая меланхоличный оригинал Грина в мрачный безумный сплаттерпанк, напоминающий одновременно Хеллбоя и серию "Пожиратель душ" из первого сезона "Любовь, смерть и роботы". Без сомнения сильный эпизод, который мог бы роскошно смотреться и в качестве полноценного игрового кино на больших экранах .
Оценка: 8 красных вагонов из 10
2-я серия - "Семья вурдалака"
(первоисточник - рассказ "Семья Вурдалака" Алексея Толстого)
Режиссер: Сэм Чоу
Молодой и дерзкий дворянин по имени Д’Юрфе едет с дипломатической миссией в Россию-матушку через заснеженную Сербию. По пути он встречает мрачных монахов с туманными предостережениями не появляться на улице ночью. А затем, наплевав на их лепет, попадает в суровую метель, которая все же вынуждает бравого героя спешиться, и попроситься на ночлег в дом местного крестьянина Георгия. Вот только приютившая его семья напугана до смерти, а с восьмым ударом колокола возвращается дед Горча, который обратился в жуткого вурдалака, и страстно желает разорвать всех своих родных и заезжего аристократа в придачу.
Самая забавная серия сборника, в которой сочетается приятная глазу мягкая рисовка в классическом стиле с характерной ретро-анимацией лиц в духе "Приключений Тин-Тина". А общий вайб до жути схож с недавней нетфликсовской Каслванией - главный герой безнадежный задавака и бабник, который в духе Бельмонта из вышеупомянутого сериала постоянно попадает в переплет, и вынужден тут подрабатывать невольным охотником на монстров на полставки. При этом, несмотря на смертельную опасность, он не перестает бегать за каждой юбкой. Только вот барышень, к досаде нашего любвеобильного аристократа, все время "отрывают с руками". Точнее, буквально отрывают им конечности)) Сочетания европейского готического триллера в стиле "Братства волка" c ненавязчивыми юмористическими элементами делают из "Семьи вурдалака" отличное развлекательное зрелище на один вечер. На большее авторы, очевидно, и не претендовали.
Оценка: 6,5 красных вагонов из 10 (полвагона барышень в беде "оторвал" себе ловелас-Д’Юрфе)
3-я серия - "Можарово"
(первоисточник - рассказ "Можарово" Дмитрия Быкова)
Режиссер: Алексей Климов
Эдакий "Судный день" в современном российском антураже - в условном недалеком будущем Москва в силу ряда причин огородилась от остальной страны стеной, за которую мэр Быков отправляет гуманитарные "поезда помощи", доставляющие провиант в нуждающиеся населенные пункты загнивающей провинции. С одним из таких составов в поисках правды отправляется молодой журналист Максим в компании мажоров-меценатов, коллег-журналистов и бывалого пожилого Проводника. Вот только в Можарово, по изначальному плану, должно быть отгружено исключительно "мясо"...
Едкая сатира на классовое расслоение современного российского общества и отношения жителей столицы к "замкадью", где, как многие из них считают, "жизни нет". И одновременно с этим - жирный оммаж на "Полночный поезд с мясом" Клайва Баркера (по которому был снят "Полуночный экспресс"). Самая оригинальная в плане визуала (для сьемок использовалась оригинальная технология ротоскопии, которую вы могли видеть, к примеру, в "Помутнении" по роману Филипа Дика) и наиболее политизированная по содержанию серия "Красного состава", представляющая собой либеральную критику современной полит-системы.
Оценка: 8 красных вагонов из 10
4-я серия - "Лесной царь"
(первоисточник - стихотворение "Лесной царь" В.А. Жуковского по мотивам баллады Гёте)
Режиссер: Любомир Арсов
В мрачном мире киберпанка будущего все социальные блага и услуги доступны лишь определенному типу граждан с хорошим кредитным статусом и различными имплантами, делающими индивида зависящим от системы. Но отец Алеши пытается вырастить сына настоящим человеком, различающим реальность и пагубное воздействие кибер-унификации. Вот только этот нигилизм дорого стоит семье - из-за низкого уровня доступа у них нет возможности даже взглянуть на живые растения или воспользоваться квалифицированной мед. помощью. А тем более купить более новую и защищенную версию игровых 3D-очков виртуальной реальности, которые составляют единственную отраду паренька. Скачав непроверенную игру "Лесной царь", зараженную зловредным плагином, выкачивающим жизненную силу и индивидуальность из пользователя, и выгружая его украденный образ в даркнет, Алеша вступает в неравную битву в собственными внутренними демонами, проигрыш в которой будет буквально стоить ему жизни.
Самая продолжительная и сильная вещь в сборнике. Крайне вольно обойдясь с оригинальной балладой Гёте, авторы, тем не менее, выводят заложенную в ней историю на совершенно новый драматический и понятийный уровень, добавляя острую социальную проблематику и мотивы зависимости, зависти и желания подражать окружающим. А визуальная оболочка этой жестокой притчи, совмещающей в себе 3D-графику и стильную неоновую анимацию, сделала бы честь и любому сезону забугорного "Love, death and robots". Одним словом, must see!
Оценка: 9 красных вагонов из 10
5-я серия - "Князь"
(первоисточник - рассказ «Беспросветные» Дмитрия Тихонова)
Авторы-художники: Хирофуми Накада и Алеша Климов
"Безумный Макс" встречает древнерусские былины. После разрушительной ядерной войны в мире альтернативного (очень надеюсь) будущего прогресс откатился до уровня средневековья, и на обломках высокотехнологичного мира в цене снова мечи, стрелы и латы. Дружина жестокого Князя из Нью-Новгорода успешно завершает очередной разбойничий рейд, но попадает в засаду травести-мутантов, после чего в живых остаются лишь Князь ратников Солнца, их прекрасная пленница-ведьма, и молодой шофер автоколонны, в тайне ей сочувствующий. Впереди их ждет испытание страшной расселиной, из которой еще никто не возвращался живым - ведь там во тьме поджидают жуткие ктулхуподобные твари, жаждущие сожрать все, до чего дотянутся их гигантские щупальца.
Совершенно безумный, и в стилистическом, и в сюжетном плане, микс брутального постапокалипсиса, и не менее брутального славянского эпоса. Приправленный, к тому же, грубой рисовкой с преобладанием кислотных цветов и четких линий, и зубодробительным бодрым саундтрэком. Весело-задорно, хоть и маловато. Да и хоррора, как такового, тут не наблюдается.
Оценка: 6 красных вагонов из 10
6-я серия - "Гробовщик"
(первоисточник - одноименное произведение А.С Пушкина)
Постановщик - Сергей Кибус
В императорской России 19-ого века молодой юноша по имени Адриан подрабатывает могильщиком у местного похоронного дел мастера, в дочь которого без ума влюбляется. Красавица отвечает бледному долговязому юнцу взаимностью, и вскоре они заполучают по наследству отцовский бизнес, и дела идут в гору. Как говориться- от клиентов отбоя нет. Через какое-то время у мрачной парочки рождаются две очаровательные дочки. Но похоронную идиллию рушит смерть любви всей жизни бедняги Адриана. Впрочем, убитый горем вдовец вместе с дочерями усердно работает, и бизнес процветает и приносит неплохой доход. Настолько неплохой, что Адриан покупает дом в столице, и открывает похоронное бюро с забавным названием "До свиданья!" Как-то раз его соседи-лавочники приглашают его на званный ужин, где он напивается и проклинает жизнерадостных глупцов, призывая мертвых возвращаться в гости к живым...
Завершающая новелла антологии наиболее бережно среди всех своих предшественников относится к оригиналу, на котором основана. Превосходно переданы и дух, и буква, и озорная ирония, которая легко считывается даже в интонации рассказчика. К тому же "Гробовщик" оказался стилистически безупречно оформлен - серия выполнена в бесподобном бумажно-картонном стоп-моушене, и несет в себе мощные вайбы готических сказок Тима Бертона, помноженных на самобытность русской классики.
Оценка: 8 красных вагонов из 10
Резюмируя вышесказанное, "Красный состав" вышел отличным экспериментом - оригинальным и весьма убедительным и цельным. Смотреть его было приятно, а за наших аниматоров при просмотре было не стыдно. Поэтому будем надеяться, что это лишь первая ласточка на небосводе отечественного анимационного хоррора. Искренне желаю авторам удачи, и с нетерпением жду продолжения!
..................................................................................................................................................................
А на этом мой обзор свежей анимационной антологии русского хоррора "Красный состав" подошел к концу. Надеюсь, Вам было интересно. Пишите в комментариях, какие серии антологии вы уже успели посмотеть, какие вам больше всего понравились (или не понравились), и что вы вообще обо всем этом думаете.
Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь ссылкой с друзьями!
Ваша поддержка крайне важна для развития канала!