Найти тему

AI в логистике. Умный порт.

Умный порт – на первый взгляд обычный морской порт, но только с полностью автоматизированными процессами от А до Я. Загрузка, выгрузка, перемещение и учет всех контейнеров происходит при участии искусственного интеллекта (AI).

Технологии, внедрение которых позволяет порту называть себя умным включают умные камеры и датчики, 3D-визуализацию, общую информационную систему, автоматические краны, зеленое и автономное энергообеспечение, смарт-контракты, реализуемые с помощью технологии блокчейн, беспилотные суда и другие новации, позволяющие эффективнее использовать портовую площадь и время.

Концепция интернета-вещей (IoT), которая объединяет все элементы «умного» порта позволяет интегрировать все массивы данных в единую структуру, что упрощает контроль над всеми логистическими процессами. Когда к единой интеллектуально сети, подключены все элементы порта (камеры, датчики, планшеты докеров), то все процессы становятся прозрачными и как следствие – более эффективными, за счет того, что наглядные данные проще оптимизировать.

Одним из пионеров в мире стал морской порт Port of Antwerp бельгийского г. Антверпен. В 2019 г. была оцифрована документарная работа с помощью технологии блокчейн.

В 2020 г. были разработаны браслеты, которые отслеживали социальную дистанцию между сотрудниками в период пандемии. Летом 2021 г. был создан 3D-макет порта. Теперь сотрудники могут видеть в реальном времени все проблемы, которые возникают в процессе работы логистического комплекса. Это стало возможным благодаря внедрению камер с «умным зрением». Они распознают тип транспортного средства, анализируют транспортные потоки, отслеживают состояние доков, определяют вес железнодорожных тар. Дроны и многочисленные интеллектуальные датчики отслеживают множество параметров в автономном режиме, например, следят за качеством воды в доках. Вот как выглядит работа камер на мониторе.

Также у каждого участника логистической цепочки порта есть общая база данных NxtPort, благодаря которой каждый владеет необходимой информацией. В видео-презентации технологии особенно подчеркивается возможность оптимизации логистических операций с помощью агрегации всех данных в одном месте.

Порт продолжает внедрять инновационные решения – в конце 2022 г. были установлены беспилотные краны, которые работают с помощью лазера и камер, для того чтобы точно взять нужный контейнер.

Китай также является одним из мировых лидеров по внедрению концепции умного порта. Там уже есть несколько кейсов успешного внедрения новейших технологий с использованием ИИ. В 2020 г. в стране начал работать первый умный порт с 5G-покрытием Xiamen Ocean Gate Container Terminal в г. Сямынь. Порт работает под управлением интеллектуальной системы, по подобию порта в Антверпене, а все данные передаются с помощью сети 5G.

Другой порт Циндао (Port of Qingdao) славится своими быстрыми кранами, которые обрабатывают до 30 контейнеров в час. Помимо автоматической системы погрузки/загрузки здесь установлена беспилотная подвесная система перевозки контейнеров.

-2

В крупнейшем на севере Китая порте Тяньцзинь (Tianjin Port) в 2021 г. была проведена модернизация энергетической системы порта. Ветряной парк стал важным элементом генерации электроэнергии для работы портового комплекса – порт как бы находится на самообеспечении и ему не страшны возможные проблемы в недостатке энергоресурсов. Китайские специалисты назвали его зеленым умным портом.

В середине 2023 г. автоматический контейнерный терминал открылся в порту Циньчжоу (QINZHOU Port). Его отличительной особенностью является U-образная форма, благодаря которой увеличено количество точек погрузки / выгрузки, где задействованы низкоскоростные краны с низким энергопотреблением.

В России технологии умного порта реализуются в «Владивостокском морском торговом порте». По заявлению компании в порту реализована автоматизированная электронная система, которая позволила увеличить эффективность работы на 20%. Например, теперь докеры не спрашивают каждый раз по рации, что нужно делать с тем или иным контейнером – у них появился электронный планшет, где представлена вся нужная информация. В июне 2022 г. компания FESCO, владелец ВМТП, заключила первый «смарт» контракт с РЖД на перевозку грузов в Санкт-Петербург и Москву с применением блокчейн-технологии.

Для любителей цифр стоит сказать, что на самом деле сложно посчитать каким образом каждая технология повысит производительность логистического комплекса в каждом конкретном случае. Например, коммерческий директор одной из компаний, предоставляющих услуги по автоматизации портовых комплексов, говорит о повышении эффективности на 5-15%., а консалтинговая компания PwC заявляет о снижении операционных расходов порта немецкого г. Гамбург на 75%.

Дальнейшее направление развития «умных» портов – применение беспилотных судов. Трудность заключается не только в том, чтобы создать такие корабли, но и переоборудовать под них существующие портовые комплексы. Первопроходцем в создании автоматических барж являются норвежские разработчики с их судном «YaraBirkeland». Тестовые испытания корабля начались в ноябре 2021 г. А 2022 г. стал бумом беспилотных барж и кораблей – свои разработки опробовали японские, южнокорейские и китайские конструкторы. В апреле 2022 г. начался тест беспилотного контейнеровоза ZhiFei, которое было построено на верфи китайского Циндао.

Умными бывают не только морские порты, но и сухие. Здесь применимы такие же технологии автоматизации. Умные датчики, общая база данных и информационная система – все элементы обеспечивают более эффективную работу. Сам по себе сухой порт – место временного хранения и сортировки контейнеров в стороне, например, от морского порта, созданный для того, чтобы разгрузить логистические процессы морского «брата».