Найти тему
Sun finance

Ловушки от производителей: девятки яиц и 1000 грамм молока

Сегодня поговорим о том, как хитро производители пытаются выкрутиться в кризис.

У каждого из нас есть определённые привычки. Кто-то, почти не открывая глаз, утром на автомате идёт в душ. Автовладелец, находясь на пассажирском сидении, неосознанно пытается нажимать педали газа и тормоза. А некоторые, погрузившись в мысли, интуитивно закрывают замок входной двери квартиры, а потом весь день мучаются вопросом: «Закрыл или не закрыл?».

Наш мозг по своей природе немного ленив, поэтому все возможные процессы он старается перевести на бессознательный уровень. Если действие регулярно повторяется, оно переходит в раздел «автоматических». Именно это происходит с нами и при осуществлении покупок.

Вот отправляетесь вы в супермаркет после тяжёлого рабочего дня, рука сама по себе тянется к любимому йогурту, знакомой коробке молока и привычной упаковке яиц. Нет такого, что каждую покупку мы подробно изучаем этикетку от товара. Мы могли сделать это в первый раз, может быть, даже во второй и третий, но если мы покупали этот товар уже много раз, то необходимости в этом нет. Мозг видит привычный дизайн, название или продукт и понимает, что всё в порядке.

Именно здесь нас может поджидать ловушка от производителей. Не моргнув (а может, и с болью в сердце, тут я точно не знаю), они пользуются нашими привычками.

В прошлой статье мы с вами уже обсудили инфляцию и проговорили, что рост цен почти неминуемо поджидает все категории товаров. Когда всё вокруг дорожает, перед каждым производителем стоит задача: как повысить цену так, чтобы не растерять всех покупателей. Лучшие умы маркетинга думали, думали и нашли выход - использовать даунсайзинг.

Даунсайз дословно переводится как «уменьшить». Дайнсайзинг - это такой приём, когда упаковка товара становится, немного уже, легче или уменьшается количества штучного товара. Объём уменьшается, а вот цена остаётся прежней. Данное явление ещё носит название шринкфляции.

Мне на ум приходят следующие примеры даунсайзинга:

- шоколад: вместо 100 г, как это было несколько лет назад, продают 90 или 82 г;
- яйца: встречаются упаковки, где вместо десятка яиц - девяток, а вместо тридцати яиц - двадцать;
- молоко: вместо стандартного 1 литра теперь 1000 г. (а это 0,97 литра);
- сливочное масло: пачка 180 г вместо привычных 200 г.
Поделитесь в комментариях, с какими примерами шринкфляции приходилось встречаться вам?

Это явление, по понятным причинам, приобретает массовый характер именно в кризисные моменты.
Среднестатистическому потребителю и так может быть нелегко, а тут ещё размер товаров отслеживать нужно, да?

И если смотреть с такой точки зрения, то действия бизнеса выглядят крайне непривлекательно. Кажется, что нас серьёзно обманывают. Но давайте поставим себя на место производителей. На улице кризис. Издержки растут. Оставлять прежние показатели «цена-качество-объем» - не вариант. За счёт чего бы выкручивались вы на месте производителя? Повышение цены? Уменьшение объема? Или замена ингредиентов на более дешевые?

Самое обидное, что те производители, которые не планировали прибегать к подобным мерам, вынуждены делать это вслед за «первопроходцем», т.к. иначе его товар становится невыгодным по цене, в сравнении с тем, кто догадался первым снизить объём. Так явление становится всеобщим и почти никогда не возвращается к исходным значениям.

Может быть при таком рассмотрении проблемы, действия производителей уже не будут казаться таким уж коварными? Обязательно поделитесь своим мнением в комментариях!