Найти тему

Книги февраля. Прочитанное

Оглавление

За февраль прочитал всего три книги, потому что сосредоточился на написании рассказов для отбора в "Самую Страшную Книгу".

Утешаю себя тем, что рассказы получились хорошими :)

(сгенерировано нейросетью)
(сгенерировано нейросетью)

Короткий и не сильно интересный путеводитель по Петербургу с фотографиями считать не буду и сразу перенесусь в художку.

Джаспер Ффорде «Ранняя пташка»

Джаспер Ффорде лично для меня – один из лучших авторов-фантастов современности. Я перечитал все доступные на русском языке книги и успел пролить горькие слёзы, что он не сильно популярен в России и его больше не переводят.

Хотя и сам автор преступно затянул с написанием книг и оставил недописанными целых четыре (!) цикла.

Научная фантастика, альтернативный мир, сатира
Научная фантастика, альтернативный мир, сатира

Между тем, у Ффорде есть всё, что нужно для хорошего литературного коктейля: тонкий английский юмор, классная сатира, отлично прописанные миры и старое доброе безумие. Это когда фантазия автора не ограничена ничем. Ффорде работает на стыке сюрреализма и хаоса. Очень сложно предугадать, что нас ждет в его новом романе.

Аннотации к его книгам обычно максимально банальные: «Детектив расследует преступления внутри книг», «Люди делятся на касты по цветовому диапазону, который они умею различать», «В постапокалиптическом мире люди впадают в спячку на период зимы, а за ними приглядывают специально обученный персонал». Но это потому, что в аннотацию сложно адекватно впихнуть всё, что происходит на страницах книг. Фантазия кипит в каждом предложении, я не шучу. Люто завидую умению автора продумывать мелочи, вплоть до расстановки слов в таком порядке, чтобы вы потом перечитали текст и словили тот самый вау-эффект.

Ладно, он не идеален. У Ффорде обычно линейные и предсказуемые сюжеты, причем почти всегда выстроенные по шаблонам фантастических боевиков восьмидесятых-девяностых. Герои часто однотипные, а сюжетные ходы и перевертыши высосаны из пальца. Но! За отличный мир, полный вкусных деталей и интересных историй, я готов простить всё.

Вот «Ранние пташки» об оригинальном мире. Там смена климата привела к долгим суровым зимам в Британии, которые сложно пережить. Человечество адаптировалось, выстроив на территории страны специальные башни-гостиницы, внутри которых удобно впасть в спячку под присмотром зимних портье.

Ну ещё есть глобальная корпорация, выпускающая таблетки для сна, которые позволяют не сжигать лишний жир. Ну и ещё от этих таблеток некоторые люди… небольшой процент… сходят с ума и видят сны с синим Бьюиком. А этих безумцев можно научить выполнять несложную работу за низкую почасовую оплату, а то и вовсе бесплатно. Ну или пустить их на расчленение и замену органов. Ну и вообще-то видеть сны вредно, потому что человеческие фантазии тоже сжигают ценный жир, без которого зиму не пережить…. Во время зим расцветают бандитские разборки, бродят мифические твари и кипят бюрократические разборки за власть. И все то в постапокалиптическом мире, кстати.

В центре внимания обычный паренек (или девушка, поскольку Ффорде так ловко обманывает читателя, что на протяжении романа вы вообще не поймете «он» это или «она»), который устраивается на службу Зимним Консулом и оказывается втянут в смертельную схватку между могучей корпорацией и кучкой оппозиционеров.

Вроде банально, но я, честное слово, не смогу рассказать подробнее, чтобы не заспойлерить все неожиданные моменты и ключевые детали книги.

Мне роман зашёл на 100%, несмотря на довольно прямой и местами предсказуемый сюжет. С сюжетами, как я говорил, Ффорде вообще не заморачивается.

Юный детдомовец, проделывающий «путь героя» и оказывающийся ключом к решению всех конфликтов - ничего не напоминает? Примерно любая арка героя :)

Со второй главы начинается бешеная динамика: все куда-то бегут, кого-то убивают, преследуют, расследуют, находят и снова убивают. Ффорде любит подавать сюжет через перестрелку диалогов, стилистические ловушки и обманки и взрывные сцены-боёвки.

Но, повторюсь, дело не в сюжете.

Если бы Ффорде просто написал путеводитель по придуманному миру, этого было бы достаточно, чтобы почитать. Без шуток, детализация зашкаливает.

А ведь там еще есть детективная линия, несколько классных перевертышей и типичный для автора троллинг читателей (например, только во второй четверти книги оказывается, что у главного героя… скажем так, не всё в порядке с лицом – и это очень сильно играет на сюжет; или ближе к середине выясняется, что предки людей не обезьяны, а…)

В общем, не знаю, что ещё добавить. Джаспер Ффорде из тех авторов, которых надо читать, чтобы понять твоё или нет.

Ну и если вы никогда не слышали об этом авторе, то лучше, наверное, начать с самой популярной его книги – «Дело Джен, или Эйра Немилосердия» про литературного детектива Четверг Нонетот. И роман хорош и перевод недурен.

Грейди Хендрикс. Руководство по истреблению вампиров от книжного клуба южного округа

Бывает иногда, открываешь неизвестного автора, начинаешь читать – и втягиваешься по уши.

С Грейди Хендриксом именно там и произошло. Это интересно, потому что когда я закрыл книгу, то понял, что нашёл нового отличного автора и немедленно хочу прочитать ещё (да, другой его роман я прочитал почти полностью за три дня, и он сильно лучше «Руководства…»), но спустя немного времени так же понял, что книга не то чтобы безусловный хит и обязательна к прочтению.

Но! Затягивает.

Хоррор, триллер
Хоррор, триллер

Знаете, вот читаешь роман ужасов, первые сто страниц, а там не происходит вообще ничего страшного. Подробная и немного нудная жизнь домохозяек южного округа восьмидесятых годов. Типичные американские проблемы – угнетение афроамериканцев, социальное расслоение, превосходство мужчин над женщинами и так далее. Но хочется читать дальше. Почему? Потому что автор умело подкидывает наживку.

Из множества тягучих подробностей вырисовывается детальная картина быта, внутри которой ты в какой-то момент чувствуешь себя спокойно и умиротворенно. Вот дамы собрались почитать книги о Теде Банди и обсудить за чашечкой чая. Вот домохозяйка убирает дом и решает проблемы с сыном-подростком. Вот пара мужчин решают прикупить опционов, чтобы заработать себе на новые машины. Вроде бы ничего не происходит, но хлебный мякиш падает на поверхность воды – и внезапный ужас расходится волнами по тихому сонному микрорайону, где люди даже двери на ночь не запирают.

Сюжет, кстати, довольно прост. В этот самый район «богатых белых» приезжает таинственный незнакомец, который оказывается… как вы думаете, кем?... и с этого момента жизнь многих людей начинает стремительно портиться.

Главная героиня – типичная домохозяйка, мать двоих детей, у которой главная проблема, это выбор гарнира на ужин. Скучающие домохозяйки района время от времени собираются в некий книжный клуб и читают разные книги про маньяков, серийных убийц, всё то, что не ободряют к чтению их мужья. И вот главная героиня, познакомившись с таинственным незнакомцем, начинает подозревать, что с ним не так.

Фишки романа (вообще, их много, но я выбрал наиболее удачные на мой взгляд)

  • Подробное и местами маниакальное описание культуры и быта американцев. Тут даже Стивен Кинг нервно курит в сторонке.
  • Очень интересные переплетения судеб всех персонажей. Сначала возникает много незнакомых лиц, из которых постепенно вырисовываются хорошо прописанные характеры, которые действуют каждая в своей логике. Люди живые, в общем.
  • Автор нарочно затягивает экспозицию, чтобы обмануть ожидания читателя, и из-за этого создается отличный эффект во второй половине книги, когда сюжет вдруг развивается настолько динамично, что не успеваешь страницы листать.

Проблемы у романа тоже имеются

  • Опять же, затянутая экспозиция. То есть нужно ее переживать, и не всем она придется по вкусу.
  • Если вы не гик, то можете быстро устать от описаний книг, фильмов, передач, которыми пестрит роман. Есть такой термин в литературе, но я успешно забыл как он называется, когда автор нарочно погружает читателя в описываемую эпоху при помощи деталей внешнего мира. Стивен Кинг этим пользуется на сто сорок процентов.
  • В романе есть откровенно перегруженные и затянутые моменты. Без них легко можно было бы обойтись, но поскольку это не дебютная книга, то автор явно позволяет писать себе всё, что хочет и не сильно заморачивается.
  • То же самое касается сцен, откровенно притянутых за уши. Читаешь их и недоумеваешь.

СПОЙЛЕР on

Например, когда главная героиня спряталась на чердаке дома вампира и он её там не нашел среди старого хлама.

СПОЙЛЕР off

  • Ну и богов из машины никто не отменял. Пара сюжетообразующих моментов была создана «потому что так надо автору», и от этого не убежать.
Но! Затягивает! И ничего с этим не поделать.

Я поставил книге 4,5 из 5 и рекомендую к прочтению любителям историй о вампирах и вообще неплохих хорроров.

А заодно присмотритесь к другим книгам автора. Как минимум "Изгнание дьявола из моей лучшей подруги" лично мне показалось на порядок выше. Хотя я ещё не дочитал :)

Издательство АСТ в конце года анонсировало скорый выход на русском дебютного романа – «Хоррорстор» - ужасы в антураже ИКЕИ – который и сделал автора популярным. Его я теперь очень жду.