Представляем вам выводы Счётной палаты по итогам анализа организации и проведения выездных налоговых проверок в 2019-21 годах и частично в 2022 году.
Система критериев риска, применяемая ФНС при планировании выездных налоговых проверок, требует совершенствования.
Такой вывод делают аудиторы Счётной палаты и поясняют, что, несмотря на то, что риск-ориентированный подход при назначении ВНП применяется с 2007 года, наблюдается рост количества безрезультативных проверок — с 4,8% в 2019 году до 5,4% в 2021 году.
Средняя продолжительность проверок также не снижается. Но уменьшается количество налогоплательщиков, которые охвачены ВНП, — с 8,2 тыс. в 2019 году до 7,2 тыс. в 2021 году.
Результативность ВНП в первую очередь зависит от от качества предпроверочного анализа, однако же с 2019 года налоговые органы не обязаны мониторить это самое качество, и в настоящее время мониторинг проводится менее чем в половине региональных УФНС.
Выявлены значительные расхождения между планируемыми показателями по итогам предпроверочного анализа и фактическими результатами выездных проверок:
- в 62% случаев результаты предпроверочного анализа выше результатов ВНП;
- в 35% случаев ниже;
- в 0,5 % случаев сопоставимы.
Кроме прочего, в ходе предпроверочного анализа запрашивается большой объём документов, что создаёт дополнительную нагрузку на бизнес.
В частности, в ходе подготовки к 500 ВНП, которые завершились без результата, было направлено 10 тыс. требований о предоставлении 124 тыс. документов.
Из них 86% требований направлено контрагентам налогоплательщиков.
По итогам в 45% случаев налогоплательщики не включались в план ВНП по причине не подтверждения рисков.
Наблюдаются проблемы при уплате налогов, пеней и штрафов, доначисляемых по итогам ВНП:
- треть доначисленных налоговых обязательств поступает в бюджет в добровольном порядке;
- остальные суммы приходится взыскивать.
Налоговым кодексом предусмотрена возможность рассрочки уплаты доначислений, но ей не пользуются:
- за 3 года поступило 97 заявлений от 95 налогоплательщиков о предоставлении такой рассрочки;
- возможность обращения за рассрочкой имелась в 2,4 тыс. случаях на сумму более 90 млрд. рублей.
Сравнили показатели деятельности проверенных организаций и тех, которые не попали под проверки, — выявили существенную разницу, что говорит о влиянии ВНП на деятельность компаний.
В среднем выручка проверяемых фирм ниже, чем непроверяемых:
- в 2017 году показатели выручки компаний с проверками превосходили показатели компаний без проверок на 14%;
- с 2018 года наблюдается превышение выручки компаний без проверок над выручкой проверенных, к 2021 году разрыв увеличивается до -15%.
В целом, выручка крупных и средних организаций в 3 исследуемых года росла, а малого и микробизнеса — снижалась.
Но ущерб зависит от многих факторов — отрасли, размера компании и т.д. Например, наименьшее воздействие проверки оказывают на производственные компании, а торговые компании страдают от проверок больше всего.
В Счётной палате отметили, что ФНС принимает меры по устранению проблем:
- в 2022 году уменьшены зоны контроля, сделан акцент на выявлении «схем» с НДС;
- отказались от проведения малоэффективных проверок с доначислениями менее 3 млн. рублей;
- ВНП назначаются только в исключительных случаях;
- длительность проверок сокращена до 3 месяцев и др.
В марте 2022 года ФНС запустила сервис «Как меня видит налоговая», в котором можно узнать показатели о себе и контрагенте (при его согласии).
В сервисе реализовано 65 показателей, в т.ч. 27 критериев риска.
Цель запуска сервиса — увеличить доступность информации о системе критериев риска, применяемой ФНС при принятии решения о ВНП.
Отступая от доклада Счётной палаты, хотим напомнить, что ФНС и сама давно утверждает, что отказывается от налоговых проверок в пользу других контрольных мероприятий.
Например, развивают институт мировых соглашений — за 2022 год заключено 592 мировых соглашений на сумму 16,7 млрд. рублей, это рекорд. По сравнению с 2021 годом сумма урегулированного долга выросла на 124%. Этому помогло создание центра компетенций «Площадка реструктуризации долга» на базе Межрегиональной инспекции по управлению долгом, который помогает налогоплательщикам, испытывающим трудности с платёжеспособностью.
Происходит автивная цифровизация и укрупнение — за 2022 год 20 регионов перешли на 2-уровневую систему управления: инспекции присоединяются к Управлениям ФНС. Урегулированием споров стали заниматься отдельные Межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам.
Кстати, с 2023 года стало обязательным досудебное обжалование решений по проверкам — оспорить решение инспекторов в суде можно только после того, как организация или ИП воспользуется досудебного разбирательства.
На данный момент все регионы России подключились к системе досудебного обжалования решений контрольно-надзорных органов. Жалобы подаются в электронной форме через портал «Госуслуг», в среднем жалобы бизнеса на решения контрольно-надзорных органов рассматриваются в течение 11 дней. .
Досудебное урегулирование распространяется на около 60 видов контроля и надзора, а не только на проверки ФНС.
Оригинал статьи на нашем сайте.
Ещё больше полезных статей о бухгалтерии и бизнесе на bereganevy.ru.