Дорогие мои читатели, поздравляю вас с первым весенним днем! Он такой радостный и солнечный! И сегодня хочется говорить о красоте. Я всегда с началом весны мысленно обращаюсь к картине Сандро Боттичелли "Весна" и другим его женским образам. Наверное, это связано с тем, что еще в школьном возрасте я познакомилась с творчеством художника. Откуда-то у меня появилась небольшая книга-буклет о живописце и его творениях. Прекрасные женщины просто заворожили меня. Позже, уже в институтские годы, читала литературу о Боттичелли и даже, помнится, готовила реферат о его творчестве. Воочию увидеть полотна мастера мне, увы, не довелось.
Сандро Боттичелли -- это рубеж 15-16 в., это Флоренция, это эпоха раннего Возрождения. Как и любой художник, он прошел свой тернистый путь познания, трансформаций, совершенствования. Темами его полотен были религиозные, мифологические и античные сюжеты, портреты светские и опять же религиозные. Мастер принимал участие в росписи знаменитой Сикстинской капеллы. Создал иллюстрации к "Божественной комедии" Данте. И в каждом жанре у него есть шедевры, которые притягивают. Но сегодня в центре нашего внимания -- женские образы.
Самыми запоминающимися, самыми яркими по производимому на зрителя впечатлению стали полотна "Весна" и "Рождение Венеры". Есть у Боттичелли и другие картины на античные сюжеты с интересными женскими образами (" Венера и Марс", "Паллада и Кентавр", "Юдифь, покидающая палатку Олоферна" и др. ).
"Весна".
Авторского описания картины не существует, поэтому трактовок изображения очень много: от самых логичных до фантастических. Вот одно из самых распространенных объяснений сюжета картины.
Весна -- это не отдельная фигура на полотне, это именно состояние природы, момент года.
Обычно "читают" картину справа налево. И вот почему. Две крайние фигуры -- это весенний южный ветер Зефир и нимфа Хлорис. Зефир, влюбившись в Хлорис, насильно сделал ее своей женой (поэтому нимфа испугана). Спустя время Хлорис вошла в новую роль и осталась довольна, превратившись во Флору (фигура в цветах рядом) -- богиню цветения. Этот процесс перерождения из хрупкой, в прозрачных одеждах, нимфы в цветущую красавицу обозначен волной цветов, вылетающих изо рта Хлорис. Причем, цветок этот -- барвинок -- символ верности.
Почему именно цветок верности? Здесь нужно пояснение-отступление. Картина была заказана Боттичелли Лоренцо Медичи и должна была стать свадебным подарком одному из членов рода. Поэтому мифологический сюжет здесь переплетается с представлениями о правильном и счастливом браке современного художнику времени. Поэтому цветок верности -- деталь важная. Также история этой части картины символизирует первый весенний месяц.
Флора ( некоторые именно эту фигуру считают Весной) предстает в образе юной девушки в цветочном наряде. Она неспешно шествует, осыпая все вокруг цветами, пробуждая жизнь. И здесь все продумано художником до мелочей. Все цветы изображены очень точно, их очень много на полотне (более 170 видов). Цветы на платье богини выбраны не случайно. Это символы верности, нежности, приветливости и богатства. Несмотря на обилие цветов, фигура Флоры кажется воздушной. Она почти парит в воздухе, едва касаясь земли. Нежное лицо вполне земное. И это не случайно. У него черты возлюбленной художника Симонетты Веспуччи (и не только на этой картине).
В центре картины мы видим Венеру -- богиню любви. Но это совсем не обычная богиня -- гордая и недоступная. Скорее, она похожа на Мадонну. И здесь снова нужно вспомнить, для чего создавалась картина -- как напутствие молодоженам. Поэтому и богиня с лицом замужней умиротворенной женщины, в закрытой одежде и с покрывалом на голове. Одна рука поднята для благословения. Такая "земная богиня".
Над Венерой парит Амур (ее сын). И целится он в одну из Граций. Глаза его завязаны (любовь слепа).
Три Грации олицетворяют собой Целомудрие, Красоту и Наслаждение. Их одежды прозрачны, и сами они чисты и невинны. Их трое, и они едины. Даже лица похожи. Правда, Наслаждение (к нам спиной) посматривает на Меркурия.
А Меркурий разгоняет облачка на небе. Он символизирует май. А еще он бог разумный и красноречивый.
Темноватый фон картины не создает мрачной атмосферы. На нем лишь ярче проступают прекрасные женские силуэты, тем более, что задний план -- это апельсиновая роща с просветами голубого неба.
"Рождение Венеры".
Шедевр на все времена и гимн красоте. На картине художник воплотил сюжет о рождении богини любви из пены морской. Венера Боттичелли очень красива. Это один из самых пленительных образов эпохи Возрождения. Здесь не нужны лишние детали, не важен фон. Лишь для поддержания сюжета присутствуют другие персонажи. Слева: боги ветра Зефир и Аура гонят раковину к берегу, а справа: нимфа времён года Ора ждет на берегу, чтобы укрыть новорожденное божество покрывалом с цветочным орнаментом.
На протяжении многих лет силуэт Венеры считается идеалом. Позу, кстати, художник позаимствовал у античных статуй. Роскошные волосы развевает ветер. Пропорции тела идеальны. И нежное лицо с легкой печалью.
Так не смотрят богини античного мира. Так смотрят Мадонны. Умеющие искренне любить и прощать. Ведающие не только радость, но и грусть. У древней богини взгляд целомудренной, кроткой и нежной женщины. Именно поэтому картина пережила века и смогла соперничать с более поздними работами великих мастеров.
Мадонны Боттичелли.
Мадонн Боттичелли писал и в юности, и в зрелом возрасте. Но изображения разительно отличаются. Какое-то время художник был последователем аскетического учения Савонаролы, что нашло отражение в его поздних работах. Мадонны на них бледные и отрешенные, с глубокой печалью в глазах.
Мадонны более раннего периода -- это гармония и согласие с миром, нежность к младенцу. Их лица -- это лица земных женщин. Вот некоторые из Мадонн Боттичелли.
Писал Боттичелли и светские портреты. Музу свою и неразделенную любовь он тоже запечатлел, и не единожды. Симонетта Веспуччи -- самая красивая женщина Флоренции. Она была замужем. Очень рано (в 23 года) покинула этот мир, но навечно осталась на полотнах художника. Ее черты мы находим в образах и Венеры, и Флоры, и в образах Мадонн.
Друзья, напишите о своих впечатлениях, поднимите пальчик, подпишитесь, если еще не успели. А если кто-то видел шедевры Боттичелли вживую, поделитесь с нами.
Пишите, с творчеством каких художников вы хотели бы познакомиться.
С началом Весны! Радости и удачи!