Найти тему
Лаборатория Касперского

Чем опасны утечки данных сервисов доставки еды

Оглавление

Базы сервисов доставки не содержат платежной информации, тем не менее те данные, которые там есть, тоже могут представлять серьезную проблему в случае утечки.

Данные могут утечь у компаний, работающих в совершенно разных отраслях. Одни утечки содержат больше информации, другие меньше. Иногда может казаться, что в очередной опубликованной базе нет ничего критического. Но можно ли считать такую утечку абсолютно безопасной? Давайте посмотрим на примере сервисов доставки еды.

Специалисты «Лаборатории Касперского» проанализировали случаи утечек данных в России за прошлый год и обнаружили, что 12% инцидентов, связанных с утечками пользовательских данных, произошли именно в организациях категории «Рестораны и доставка еды». Из-за них в публичный доступ попали в общей сложности почти 14 миллионов пользовательских данных. На первый взгляд, в подобных базах нет каких-то сверхчувствительных данных (банковских или паспортных), но в реальности эти утечки могут доставить много неприятностей и бизнесам, и их клиентам.

Что за данные присутствуют в утечках

Для начала следует уточнить, что в утечках из сервисов доставки маловероятно найти данные банковских карт — просто потому, что подобные организации не имеют с ними дела. Как правило, у них подключен платежный шлюз, этим шлюзом управляет банк-эквайер, номер карты вбивается на странице банка, и мерчант (поставщик услуги) не то что не хранит его, он его вообще не видит. Даже если при оплате пользователь соглашается привязать карту, это происходит на стороне банка, а мерчант только получает идентификатор «биндинга».

Тем не менее утечки из сервисов доставки еды опасны — как правило, даже более, чем утечки из маркетплейсов. Дело в том, что заказ с маркетплейса можно получить в пункте выдачи или на почте, а заказ еды, очевидно, всегда доставляется по фактическому активному адресу проживания (или как минимум частого присутствия) клиента. И это уже серьезно: перед нами буквально персональные данные, позволяющие надежно связать человека, его номер телефона и физический адрес, а также получить некоторое представление о его достатке и поведенческих паттернах.

Чем такие утечки грозят клиентам

Понятно, что ничего хорошего в том, что подобные информационные связки про человека оказываются в открытом доступе, нет. Можно рассмотреть несколько возможных негативных последствий:

  • У злоумышленников есть информация о том, где живет человек, сколько он тратит на доставку еды, когда он ее заказывает, а какие дни, как правило, пропускает. В принципе, это может быть хорошей начальной базой для вора-домушника.
  • Могут возникнуть неожиданные бытовые проблемы. Так, летом в соцсетях ходила история про девушку, которая, изучив базу, обнаружила, что ее молодой человек регулярно заказывал пиццу на домашний адрес ее подруги… В общем, закончилось все печально.
  • Подобные утечки — готовые базы для маркетинговых исследований, позволяющие составить портрет потребителя и заваливать его таргетированным спамом по известному почтовому адресу.
  • В базах встречаются не только квартиры, но и офисы. А это значит, что злоумышленник может попробовать применить социальную инженерию, чтобы через клиента сервиса доставки проникнуть во внутреннюю сеть организации. Например, позвонить и рассказать, что человек выиграл приз как активный клиент и ему выслан подарок, которым по факту оказывается пресловутая флешка с вредоносом. Поскольку человек — настоящий клиент службы доставки, у него будет мало поводов подозревать дурное, особенно если флешку доставит курьер в форме.

Чем такие утечки грозят бизнесу

Очевидно, что для бизнеса подобные утечки — форс-мажор, несущий в себе множество рисков:

  • Репутационные. Об утечках быстро становится известно, потому что базы неизбежно появляются где-нибудь в дарквебе; поэтому, как правило, сами компании стараются сообщить о них первыми. Но подобная открытость не слишком помогает — инциденты с безопасностью неизбежно приводят к недоверию со стороны клиентов и партнеров.
  • Регуляторные. Регуляторы всегда готовы оштрафовать бизнес за нарушение законодательства в области защиты персональных данных. Суммы штрафа, конечно, зависят от юрисдикции, причем роль может играть не только регион, где компания зарегистрирована, но и география проживания клиентов. Например, под действие GDPR подпадает любая компания, предоставляющая услуги европейским клиентам.
  • Материальные. Клиенты все чаще объединяются для подачи коллективных исков в случае утечки их данных, и суды начинают вставать на их сторону. Опять же, суммы исков небольшие, но растут из-за увеличивающегося количества готовых судиться граждан.

Что с этим делать?

Выбор действий клиента, к сожалению, невелик, особенно если он не готов полностью отказаться от сервисов доставки. В целом стоит осознать, что утечки — это неизбежный риск; они были, есть и, скорее всего, будут, а значит, этот риск надо оценить и постараться нивелировать его последствия. Например, заказывать доставку товаров в пункты выдачи, а не домой. Обратить внимание на галочки в интерфейсе — возможно, в нем можно запретить хранить в базе ваш домашний адрес и телефон.

У бизнеса возможностей больше, они давно известны, но, к сожалению, не всегда применяются в полной мере. Например, стоит предпринять следующее:

  • ограничивать доступ сотрудников к внутренним базам с персональными данными;
  • периодически проводить аудит систем безопасности;
  • не хранить в базе лишние персональные данные, давать клиентам возможность выбирать, что именно они готовы доверить бизнесу, а что надо удалить сразу по завершении заказа;
  • тщательно следить за происходящим в вашей инфраструктуре при помощи сервисов класса MDR.

Больше подробностей про обнаруженные в 2022 году утечки данных вы можете получить в нашем отчете.