Найти тему

Роль деятельности Московского общества испытателей природы в формировании цивилизационных представлений школьников

Статья раскрывает роль московского общества испытателей природы (МОИП) в популяризации и привлечении молодежи – школьников, студентов, молодых ученых, - к более активной научно-исследовательской деятельности, к широкому использованию самых лучших зарубежных и отечественных образовательных методик. Популяризация науки, ее практическое применение в жизни и учебе позволит молодому поколению научиться не только в команде и самостоятельно проводить исследования, но и работать с полученным материалом, грамотно его подавать, дополнять, находить источники, трактовать – все это способно осуществлять МОИП. В регионах России об Обществе знают гораздо меньше, чем, например, о деятельности Русского Географического общества (РГО), официальный сайт МОИП не содержит информации о деятельности (https://moip.ru/blog/istoriya) филиалов на местах, о работе со школьниками и молодежью. Можно сказать, что деятельность филиалов весьма условна. Лишь у двоих региональных отделений есть свои сайты – в Тюменской области и Башкирии. Академическое сообщество пишет статьи про историю Общества, его основателях, но школьники о его деятельности знают слабо, хотя Общество накопило богатый опыт работы с учеными, учащимися, любителями, и т.д. МОИП раньше курировали царские особы и аристократия, теперь организация лишена бюджетных вливаний и не проводит экспедиций. Последние 30 лет деятельность Общества никак не поддерживается и не финансируется.

Сегодня ветераны МОИП академического уровня – уже пенсионеры и их большинство. Но для передачи эстафеты знаний молодежи, необходима связь поколений, ветераны готовы делиться, рассказывать, наставлять, брать шефство, но при этом важна и готовность молодежи эти «новые» старые знания воспринимать.

Московскому Обществу Испытателей Природы в 2022 году исполняется 217 лет. Созданное выпускником Московского университета, известным писателем, наставником великих князей Александра и Константина Павловичей Михаилом Никитичем Муравьевым, научное общество естествоиспытателей внесло немалый вклад в объединение научной общественности с просвещенными его представителями. Очень своевременной для того времени была такая форма организации научной жизни – многие дворяне имели свои личные имения дворяне. Имея возможность самостоятельно изучать природу, ресурсы своего края, обычаи проживающих в нем народов, создавать частные коллекции, любители, находившиеся вне круга специалистов, организовывали натурфилософские кружки. Уже тогда в усадьбах помещиков, в губернских гимназиях из среды натуралистов-любителей начала зарождаться интеллигенция. Для объединения их работы, поддержки, оживления научной мысли в российских университетах страны, важно было связать их деятельность с просвещением и высшим образованием.

Взгляды М.В.Ломоносова о природе человека после открытия в 1755 году Московского Университета получили большую популярность. Человек рассматривается им как часть природы, Ломоносов установил зависимость ощущений от внешних раздражителей, определил взаимосвязь органов чувств и мозга, выделил зависимость восприятия от различных условий, и т.д. На рубеже XVIII-XIX веков мысль о материальном субстрате психических процессов проникает в музыку, живопись, литературу, поэзию, архитектуру того времени. Именно дворяне, имевшие возможность учиться и философствовать, придавали огромное значение образованию своих детей. Из Европы и Северной Америки приходит в Россию интеллектуальное и духовное движение Просвещения - обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Уже во время правления Елизаветы Петровны и Екатерины II государственная политика в области образования вынуждена была брать во внимание частные интересы просвещенного дворянства и инициативы в этой сфере.

В философско-педагогических науках все больше укреплялось понятие «гуманизм», основоположниками которого стали И.Кант, Дж.Локк, И.Г.Песталоцци, Ж-Ж.Руссо, и др., ратовавшие за неразрывную связь воспитания и обучения. В произведениях русских мыслителей того времени отражалась идея включения трудовой деятельности в учебный процесс и в большинстве проектов были заложены основы оптимальных форм соединения процесса обучения с общественно полезным производством. На просветительско-педагогическую деятельность начали влиять субъекты театральной культуры. Педагоги, просветители, видные деятели театральной педагогики - сторонники высших гуманных идеалов, которые может нести театр, - предлагали оригинальные, самобытные пути решения актуальных проблем в общеобразовательной школе.

В этих условиях МОИП способствовал созданию многих научных обществ в университетах больших и малых городов, трудившихся для процветания России.

Как известно, МОИП выполняло в Москве функцию академии наук, вплоть до 30-х годов ХХ века. Все это время Московское общество испытателей природы объединяло и координировало практически все научные силы в области естествознания. Трудно найти сферу учебно-научной и организационной деятельности, где бы МОИП и его члены не принимали участия.

Учредителями Общества были профессора Московского университета: Григорий Иванович Фишер фон Вальдгейм, лично знавший Гумбольта - великого путешественника; Георг Францевич Гофман - первый директор Ботанического сада Московского университета; директор Московской губернской гимназии Петр Михайлович Добрынин; Андрей Харитонович Чеботарев – сын первого ректора Московского университета, и другие. Одним из учредителей Общества (а в последующем - активным его участником) был студент первого курса – любитель естествознания Алексей Перовский – будущий писатель. Алексей Перовский публиковал свои произведения под псевдонимом Антоний Погорельский и стал автором известной сказочной детской повести «Черная курица или подземные жители». А.А.Перовский написал ее в 1829 г. для своего десятилетнего племянника Алексея Константиновича Толстого. Эта повесть стала первой в русской литературе книгой для детей. В.А.Жуковский и Л.Н.Толстой - члены Московского общества испытателей природы - высоко ценили это произведение. (Анатолий Садчиков. Роль МОИП в развитии научных исследований и просветительской деятельности России [8].

Общество объединяло, прежде всего, представителей просвещенной интеллигенции, но результаты их трудов - географических исследований, научных экспедиций, созданные ими ботанические и зоологические сады, дендрарии, гербарии, музеи, выставки и библиотеки – становились воистину всенародным достоянием, так как были доступны для взрослых и детей. Вполне логично, что деятельность членов Общества косвенно отражалась на мироощущении членов их семей – жен, детей, близких родственников, принимавших участие в трудах и увлечениях своих мужей и отцов. Через беседы, семейные чтения, вечера, концерты и музицирование, обсуждение планов и экспедиций, даже мимолетные встречи с их коллегами и друзьями – все это оставляло неизгладимый след в душах и сердцах самых младших членов семей, зажигало искру мечты о дальних странствиях и экспедициях. Таким образом, самую первую – воспитательную функцию Общество реализовывало в отношении детей – членов МОИП.

Связь русской науки с естествознанием и культурой Запада состоялась во многом благодаря приезжим европейцам. Приглашенные в Россию любители и наблюдатели природы врачи, аптекари, горные мастера, и т.д., отправившиеся в самые отдаленные уголки России, отдавали свою энергию и лучшие свои силы новой родине. Еще в XVIII веке они сроднились с русским обществом, заложили традиции и связи с научным и культурным наследием Западной Европы. [2, c. 42].

Уже в период царствования Александра I, в эпоху расцвета естествознания в России, когда создавались новые высшие учебные учреждения, новые кафедры, научные общества, музеи и лаборатории – подрастающее поколение получило пример того, как можно развиваться и развивать, как выявлять и изучать природные ресурсы огромной страны и как их использовать. Первые годы царствования Александра I - короткий период «просвещенного абсолютизма», который А.С.Пушкин охарактеризовал, как «Дней Александровых прекрасное начало». Император создал "негласный комитет", которому доверил изучение состояния государства и последующей разработкой ряда реформ в экономической социальной и культурной жизни страны. Большое внимание комитет уделил народному просвещению. Преподаватели и учителя гимназий активно включились в исследовательскую работу. В 1804 г. в Калуге журнал "Урания" опубликовал ряд статей: "Обозрение Калужской губернии в естественном ее состоянии", "Минеральные воды", "Успехи земледелия в Калужской губернии", "О существах, скрывающихся под Калужской почвой", "Нечто о скотоводстве в Калужской губернии", и др. Преподаватель Ф.Г.Покровский в начале 1800-х годов написал несколько работ о залежах торфа в Тульской губернии. Учитель Ярославской гимназии С.С.Устимович исследовал растения Тверской губернии, составив на латинском языке "Описание тверских растений", собрал богатейшую коллекцию растений Ярославской губернии, создал гербарий и описал их. Преподаватель Н.Ефремов в Смоленске перевел с французского и издал "Опыт сельского домостроительства". И таких исследований по всей стране было множество. Российский историк, поэт и литератор Н.М. Карамзин, обращаясь к молодежи, говорил: "Если бы наши молодые дворяне, учась, могли доучиваться и посвящать себя наукам, то мы имели бы уже своих Линнеев, Галлеров, Боннетов" [3, с. 331].

Целью государственной политики России в области просвещения всегда было стремление иметь собственные кадры первоклассных ученых и преподавателей. В августе 1802 г. в России создается Министерство народного просвещения. Его главная задача - подготовить и провести полную реорганизацию всех звеньев учебного процесса в стране. "Устав учебных заведений, подведомственных университетам" 1804 года устанавливал преемственность учебных программ всех ступеней, включая высшую школу. Народное образование делилось на четыре взаимосвязанные между собой в учебном и административном плане ступени: 1) приходские училища, 2) уездные училища, 3) гимназии, 4) университеты. Был введен принцип бесплатности обучения.

Итак, МОИП был организован при Московском университете, и его живая связь с ним никогда не прерывалась. В то же время Общество, по сути, является Всероссийской организацией, т.к. во все времена объединяло научный и интеллектуальный потенциал страны. С МОИП связано научное творчество многих выдающихся людей России. Общество является научной школой для большого числа поколений ученых и натуралистов. 200-летняя история МОИП - это история бескорыстного служения России.

Новая современная аристократия сегодня мало что знает о предшественнике Русского географического общества, обязанному своим возникновением активу МОИП. Мало кто говорит, что разорившийся отец Альберта Нобеля приехал в Россию, начал выполнять военные заказы, а Д.И.Менделеев, российский инженер Шухов, и другие отечественные специалисты сотрудничали с ним на заводах. Сфера деятельности семейства Нобелей имела широчайший охват: от пороха - до нефти. Мало кто знает, что любезные иностранцы, пользуясь радушием и гостеприимством русских, обращали их открытия себе на пользу [5, с.]. Так было с патентом на производство нитроглицерина, которое в итоге было запатентовано в Швеции. Нобели использовали первые в мире наливные суда на Каспии, а идея таких танкеров и нефтепереработки принадлежит Менделееву, который давал главные научные идеи для Каспийских нефтеналивных портов. Именно Менделеев изобрел пироколлодийный бездымный порох по заказу Императора, в итоге патент на его производство и изготовление «ушел» в Штаты.

Имя Павла Михайловича Третьякова широко известно, но мало кому известно имя купца, мецената и главы города Вологда Леденцова Х.С., реализовавшим в России идею создания первого русского «эндаумента» - фонда целевого капитала. Такие фонды получили в России широкое распространение еще со второй половины XIX века в России получили широкое распространение. Уже тогда практически каждое училище, больница, сиротский приют, музей, имели своего мецената, совершившего пожертвование или оставившего завещание в форме целевого капитала. Х.С.Леденцов подал идею создания аналогичных фондов американскому промышленнику Эндрю Карнеги и Генри Форду (Дж Рокфеллеру). Он же создал «Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений», в разработке устава которого приняли активное участие, в том числе ректор Московского Университета, профессор А. А. Тихомиров и президент Московского общества испытателей природы Н.А.Умов.

Сидоров Михаил Константинович – первый русский меценат, золотопромышленник, геолог, путешественник, организовал северные нефтедобывающие производства, безвозмездно финансировал крупные государственные северные проекты. Его имя, как и имена многих великих меценатов «канули в лету», могилы их утеряны, о них не вспоминают. Идут поисковые отряды по следам боевых действий, разыскивают могилы неизвестных солдат, восстанавливают их биографию, возвращая родственникам имена героев Великой Отечественной войны, а о великих меценатах России, о русской славе и простых выходцах из народа, добившихся всего своим трудом, ничего не известно.

Сегодня все считают, что туризм имеет коммерческую основу, мы же предлагаем развивать социальный туризм и академическое социальное предпринимательство, что очень важно для школьников и студенчества и необходимо в наши дни.

Курирование этих поездок и тему детско-юношеского туризма (с профильными сменами «юных» биологов, техников, геологов, географов, и т.д.) сейчас могло бы взять на себя МОИП. Общество могло бы начать поддерживать школьное кружковое движение, студенческие корпорации, привязанные к научным студенческим техническим обществам. Тогда получится связь академического образования (работа с книгами, справочниками, словарями, подготовка к летним академическим экспедициям по профилю своей дисциплины) и школьного кружкового движения (экскурсии для школьников и студентов, культурно-образовательная, поисковая, исследовательская деятельность как в школах, так и на базе дворцов школьников и в университетских кампусах). Мы считаем, что есть предпосылки для этого. МОИП, который курируется МГУ во главе с его действительным членом В.А.Садовничим сейчас может взять на себя функции кураторства над детским и студенческим кружковым движением: ранней профориентации школьников («Юный») и корпоративной ориентации студентов – «куда пойти учиться, куда пойти трудиться». Для академической и социальной мобильности студентов нужны гиды-экскурсоводы Тогда и участие в олимпиадном движении для школьников и студентов станет ключевым, с игровыми формами образования, увлекательными эвент-квестами и иными его формами для детей. Необходимы награды, спонсоры, связь с родительскими комитетами, школами, школьными педагогическими и ученическими коллективами. Множество специалистов-пенсионного возраста, ветеранов, имеющих бесценный профессиональный практический опыт работы на предприятиях, заводах, в разных областях промышленности могли бы быть идеальными учителями-наставниками для молодежи: студентов и школьников.

С этой целью возможно использование ресурсов библиотечного и музейного дополнительного образования, (тематическими экскурсиями, театрализованными представлениями в библиотечных залах), экологического туризма, и т.д., что особенно актуально для геологов, географов, биологов.

Сегодня на фоне возрождения деятельности Общества мы говорим об усилении роли и значения университетов страны в том числе в школьном образовании, взаимодействии их ректоров не на принципах коммерции, а сотрудничества и кооперации, об укреплении системы взаимодействия научных школ. Через связь времен, поколений, популяризации знаний о жизненном пути и опыте государственных деятелей, внесших вклад в развитие нашей страны, мы поймем, как выйти из современного кризиса, как не «идти на поводу» у транснациональных корпораций, начнем по-настоящему гордиться своими предками. Наша новизна – в возвращении из забвения самых знаменитых забытых имен России.

Создавая контент, реализуя его через конгрессные мероприятия, академические сообщества, через школьные экскурсии, у МОИП появляется шанс снова завоевать авторитет не только среди ученых, натуралистов, любителей природы, но и в сфере туризма и гостеприимства. Действуя в рамках поручений Президента ПР-2069ГС от 30.10.2022 г. в целях разработки и утверждения программ развития туристских троп, а также на основе Указа Президента Российской Федерации № 809 от 9 ноября 2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» секция МОИП «Философские и методологические проблемы естественных наук» осенью 2022 реализует Менделеевский проект «Праздники науки». Итогом его должна стать в том числе и сеть туристических маршрутов для детско-юношеского туризма, включенных в учебный процесс и предполагающих получение знаний, умений и навыков посредством экскурсий, походов, путешествий. Таким образом мы не только повышаем значимость школьного предмета «География», но и делаем более практико-ориентированными такие предметы школьного курса, как история, литература, физика, химия, биология, ОБЖ, начальная военная подготовка, обществознание, охватываем целый спектр филологических предметов и предметов (русский, иностранные языки), связанных с историей искусств (музыка, ИЗО, технология). Невозможно бесконечно нагружать школьников новыми предметами, как бессмысленно «бросаться в погоню за количеством знаний» [4, с.52-53], но также преступно воспитывать ограниченных дилетантов. Нам видится объединение школьных предметов на основе кластерного подхода, синтеза живого контакта ученика с книгой, природой, памятниками древней и новейшей истории и культуры, реализации и защиты школьных научно–исследовательских мини-проектов, использования современных цифровых технологий (ресурсов сети, переносных мобильных устройств для сбора, обработки и систематизации информации) через туристические маршруты. Такие школьные проекты межпредметны и позволяют оценивать знания, умения, навыки учащихся сразу по различным предметам и могут быть реализованы как в сельских школах, так и в большом городе [7, с.9]. Научно-исследовательские ученические проекты будут обогащены при условии создания системы маршрутов и соответствующего их наполнения. За основу каждого маршрута может быть взята тема, например, «Космос», «Путешествия», «Открытия», «Труд», «Изобретения», «Путь Вернадского» (Менделеева, Гумбольта, Ломоносова, и т.д.). В рамках каждого такого детско-юношеского туристического маршрута могут быть использованы все известные на сегодняшний день педагогические, психологические, туристские технологии: от квестов, мастер-классов, слетов – до экскурсий, походов и исторических реконструкций с элементами поисковой деятельности, экомониторинга окружающей среды, помощи в создании экотроп, ландшафтов, закладке садов и парков, расчистки территорий и посильной помощи местному населению. Привлечение студенчества и молодежи к созданию и наполнению таких маршрутов позволит создать «такую науку, которая будет понятна людям и будет ими востребована» [6, c.666]. Познание, прежде всего, родного края, краеведение «должно составлять душу и сердце школьной географии», так как «готовит человека к самым непредвиденным ситуациям и обстановкам» [1, с.71]. Таким образом, МОИП выступает как площадка и является инициатором исследований крупных масштабных наследий, а сегодняшние школьники снова, как и 200 лет назад станут «испытателями природы», научатся познавать, исследовать, преумножать богатства природы, обучаясь и развиваясь.

Список литературы:

1. Голубчиков Ю.Н. Гуманитарно-географические основы образования, оздоровления и туризма. Научная монография. – М.: Диалог культур», 2021.

2. Доклады Московского общества испытателей природы. Том 37. Мирзоян Э.Н. Московское общество испытателей природы: 200 лет служения России (1805-2005 гг.) (под ред. академика В.А.Садовничего) - М.: Изд-во «Графикон-принт», 2005. – 160 с.

3. Карамзин Н.М. О любви к отечеству и народной гордости (1802) // Записки старого московского жителя. М.: Московский рабочий, 1988. С. 327-333.

4. Крупнов Ю.В. Мифы и гримасы просвещения // Юность. 1987. № 12. С.52-53.

5. Писаржевский О.Н. Дмитрий Иванович Менделеев. 1834-1907 / О. Писаржевский. - [Издание 2-е, дополненное]. – М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1951. - 464 с., [13] л. ил.: ил. ; 17 см. - (Жизнь замечательных людей).

6. Симонов Ю.Г. Время больших свершений и надежд / История географии в Московском университете: события и люди. В 2-х т. Под ред. Т.Ю.Симоновой. – М.: ООО АПР, 2017. Т.2. с. 666.

7. Шульгина, О.В. Образовательный туризм как феномен интеграции туризма и образования в современном мире / О.В. Шульгина // Образовательный туризм в практике педагогической деятельности учителей Москвы: опыт, достижения, проблемы и перспективы: сб. материалов круглого стола, 20-21 марта 2015 г. / Департамент образования г. Москвы, Гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы " Моск. гор. пед. ун-т" (ГАОУ ВО МГПУ), Ин-т математики, информатики и естеств. наук. Каф. географии; [отв. ред. О.В. Шульгина]. - М., 2015. - С. 8-20.

8. Электронный ресурс «ОПТИМАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ», 10 сентября 2012. URL: http://jarki.ru/wpress/2012/09/10/3104/

Кузнецова Н. В., Сорокин Н. А. Роль деятельности московского общества испытателей природы в формировании цивилизационных представлений школьников // Природное наследие и разнообразие Москвы как часть историко-культурного и урбанистического потенциала мегаполиса. — Сборник статей по материалам открытой городской научно-практической конференции Природное наследие и разнообразие Москвы как часть историко-культурного и урбанистического потенциала мегаполиса. — М, 2023. — С. 177–182.  URL: https://istina.msu.ru/publications/article/538138996/
Кузнецова Н. В., Сорокин Н. А. Роль деятельности московского общества испытателей природы в формировании цивилизационных представлений школьников // Природное наследие и разнообразие Москвы как часть историко-культурного и урбанистического потенциала мегаполиса. — Сборник статей по материалам открытой городской научно-практической конференции Природное наследие и разнообразие Москвы как часть историко-культурного и урбанистического потенциала мегаполиса. — М, 2023. — С. 177–182. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/538138996/