Обычно когда мы говорим «Алиса», подразумеваем «Кинчев» и наоборот. На основе этого высказывания справедливо, что в дискографию группы включается его первый сольный альбом «Нервная Ночь», записанный в 1984 году и вышедший под загадочной шапкой «Доктор Кинчев и группа Стиль».
Сейчас его ценность для широких масс неочевидна - он меркнет в тени грядущих мастерписов и в первую очередь в тени «Энергии», которая вышла годом позже. Ведь тогда Константин стал фронтменом и основным автором самой модной на тот момент Ленинградской группы, а также любимцем патриархов отечественной музиндустрии - от Аллы Борисовны до Сергея Курехина и Майка Науменко. Кстати, именно благодаря болезни последнего, Кинчев и попал в «Алису». Тут и мы и возвращаемся к записи «Нервной Ночи».
Первая половина 80-х в Москве очень несвободное время, особенно в 1984 - к власти пришел Андропов. Рок в столице в глубочайшем подполье, а вот в портовом Ленинграде дела обстоят значительно лучше.
Уже пару лет здесь работает рок-клуб (пусть и под колпаком КГБ), новинки рок-музыки от моряков поступают быстрее, есть концерты и что особенно важно - юнити среди музыкантов намного крепче. Именно сюда и пытается уже не первый год пробиться москвич Константин Панфилов.
В конечном счете, заручившись поддержкой участников группы «Секрет» Андрея Заблудовского и Алексея Мурашова, а также лидера «Зоопарка» (он пообещал сыграть на басу), будущий «буревестник новой волны» приезжает писаться на подпольную студию к Ленинградскому антрепренёру (и будущему продюсеру «Король и Шут») Игорю Гудкову «Панкеру». За пару лет до этого он записал там легендарный сольник Майка «LV».
Увы, «папа Майк» (как его называл Кинчев) страдал от серьезного похмелья и пришлось оперативно искать нового басиста. Так на записи появился Святослав Задерий, лидер молодой «Алисы».
Группа уже однажды выступала на фестивале ЛРК, но испытывала проблемы с вокалистом и искала нового яркого фронтмена. Тут звезды сошлись, потому, как Кинчев видел их выступление на том фестивале. По его же признанию, ему понравилось сумасшествие группы, он подумал, что было бы неплохо в ней петь. После записи он вошел в состав в «Алисы».
Это необходимые исторические ремарки, но вернёмся к «Нервной Ночи». Альбом писался в течении 10 часов с полночи (отсюда и название). Репетиций не было и сессионные музыканты делали все на ходу и в общем-то неплохо справились для таких условий. Запись довольно разгильдяйская и не лишена лаж, но слушается все органично.
Материал для первого сольника Кинчева был пестрым и в отличие от будущих работ «Алисы», находился под сильным влиянием «Аквариума». Гребенщикову, кстати, посвящён самый известный номер альбома - «Мы держим путь в сторону леса».
Среди моих фаворитов также - воздушный серфовый «Картонный дом», рефлексирующий «Манекен» (в моей голове он перекликается с «Жизнь в стёклах витрин» Кино), «Карантин», предвкушающий бунтарский дух песен Кинчева в «Алисе».
Также отмечу первую версию скандальной «Эй, ты там, на том берегу» в регги (и вообще с другой гармонией) и макабрический психодел «Доктор Франкенштейн». Впрочем другие песни тоже ничего и откровенно слабых номеров нет.
Лично для меня важен тот факт, что именно после записи «Нервной Ночи», с подачи Заблудовского, Кинчев обратил внимание на своё физическое сходство с Билли Айдолом. В итоге он взял его образ и музыку за ролевую модель уже в «Алисе» (кривить губу научился, а вот в блонд тогда красили видимо плохо и он постоянно рыжел). Ну а ещё у «Нервной Ночи» был отличный фотосет с манекенами и чёрным котом (а-ля кот Бегемот, Кинчев же фанат Булгакова).
Итак, резюмирую. Первый сольник Кинчева - это альбом-поиск той самой «Энергии», которую спустя 10 часов «Нервной Ночи» он нашёл. Ну а для нас остался довольно кайфовый документ этих поисков. Пусть - это не шедевр, но очень приятный альбом, который заложил основы для лирических экспериментов Доктора в будущем, в виде лонгплеев «Jazz», «Танцевать» и «Белый Шум».
А вам нравятся «лирические» альбомы «Алисы»? Пишите в камменты!
Еще читать по теме:
Алиса «БлокАда»: Это про 2023? https://dzen.ru/a/Y_XQqVk7mG5Mk-y_?share_to=link
ТОП-6 действительно великих альбомов «Алисы» https://dzen.ru/a/ZAb5TXnRki-Tn-tx?share_to=link
«Алиса» 80-х: Пост-панк, нью-вейв и никакого «Неба славян»
https://dzen.ru/a/Y-KiKB0omW1OC8Pt?share_to=link