Тайм-менеджмент, списки дел, ставим цели и бла-бла-бла. Что делать, если прочтена кипа статей про тайм-менеджмент, но так ничего и не понятно?
Эта статья рассчитана на тех, у кого ЕГЭ через 3 месяца. Родители, поделитесь статьей с ребенком!
Я – Данил Груне, магистрант КГПИ КемГУ. Здесь я получаю уже второй диплом. Опираясь на годы собственного опыта, изучение научной литературы и желание сделать эту статью полезной для школьников, я могу с уверенностью сказать: тайм-менеджмент — действительно эффективная штука. Особенно эффективен он тогда, когда вы им пользуетесь. На практике. Эта статья для тех, кто ничего не понял; для тех, кто в танке. Для тех, у кого ЕГЭ через три месяца и уже «подгорает».
Список дел составлял каждый из нас. Но что делать, если список не работает в повседневной жизни, когда на нашу голову падает уйма рутины в виде нескончаемой домашки, домашних хлопот, собаки или чего еще хуже! Подготовки сразу к трем предметам!
Определяем актуальность
Умение правильно определять актуальность или расставлять приоритеты – важный скилл. Пригодится не только для освоения «продуктивности», но даже для написания курсовых в универе и прочих «работ». Нельзя помочь тому, кто не просит помощи… и не видит проблемы. Поэтому сядьте и попробуйте определить: актуален ли движ с тайм-менеджментом лично для вас?
Дайте честные ответы на следующие вопросы:
- сколько раз за последнее время я пропускал дедлайны?
- сколько раз за последнее время я забывал поручения мамы или босса?
- сколько раз за последнее время я забывал о том, что пес Шарик – тоже человек, и у него есть потребности?
- сколько раз за последнее время я ощущал себя в состоянии апатии (нежелания что-либо делать)?
- насколько продуктивно прошли последние четыре недели жизни по шкале от 0 до «вау, вот это я крут?»
Думаю, что к вашим ответам на эти вопросы не нужна никакая расшифровка. Посмотрите на них и поймите, нужен ли вам тайм-менеджмент… Если вовсе нет – можете смело листать Дзен дальше.
Таки если на первые четыре вопроса вы в сумме набрали 4-10 «разов» - вам срочно нужно «лечиться»!
Правило «трех»
Наш мозг изначально имеет очень тесную связь с числом «три». Мы можем удержать в фокусе внимания и качественно заниматься тремя делами, мы можем прожить без воздуха три минуты, три дня без воды, три недели без пищи…
У меня, признаться, есть некоторые опасения на тему того, что это число преследует нас везде: 3 медведя, 3 поросенка, «кровь/пот/слезы», а мушкетеров… тоже три! Мы сами того не замечая приучили мозг мыслить категориями «по три».
Понятное дело, три дела в ежедневнике – это утопия, так не бывает. Но все же определите для себя три задачи, которые точно нужно выполнить. Пусть эта тройка станет для вас путеводной звездой и не даст сбиться с курса на успешную и продуктивную работу.
Инсайт 1. Три важных дела на день. Не больше. Остальное – текучка и мелочи.
Метод срочности
Тут все проще пареной репы и русского рэпа. Нужно взять обычный лист бумаги формата А4 и составить список дел. Огромный, большой и необъятный список всех задач, которые вам нужно выполнить, например, на этой неделе. Как правило, если вы состоите в школьном совете, ходите в бассейн и готовитесь к двум-трем предметам для сдачи ЕГЭ – список и вправду получится огромный.
Составили? Дайте списку название «Вся ерунда, которую надо сделать в ближайшем будущем». А потом еще раз подумайте: может что-то упустили? Пишите всё, что приходит в голову.
Далее берем другой лист и называем его «Вся ерунда, которую надо сделать срочно». И теперь на этот лист переносим из первого списка те дела, которые горят. Горящие дела – это те, которые нужно выполнить в самое ближайшее время (неделя, три дня – не сегодня). Но добавляя их сюда – вычеркивайте их из первого списка! Это важно! Нам нужно избавиться от огромного страшного списка.
Берем третий лист и пишем «Вся ерунда, которую надо сделать сегодня». И в новый список добавляем задачи из списка №2. Надеюсь, вам понятно, какие именно. Когда составите третий список – попробуйте выделить в нем «звездочкой» три наиболее важных дела. Это будут те самые задачи, на которые ваш мозг потратит сегодня большую часть своей энергии.
Инсайт 2. Чтобы разгрузить голову и ничего не забыть – нужно составить общий список всех дел и хвостов по домашкам.
Зачем мы это делаем?
Смысл тайм-менеджмента не в обещаниях продуктивности или красиво сверстанных книжках, а в том, чтобы уметь разделять большое на маленькое. Прежде чем съесть палку колбасы, вы порежете ее на маленькие кусочки. Также нужно поступать и с делами.
Мы с вами поделили огромного слона (первый список) на маленькие управляемые и адекватные кусочки (дела из третьего списка). Когда мы думаем о том, что нам нужно сделать (первый список) – у нашего мозга включается защитная реакция: это либо имитация бурной деятельности (ИБД – делаю все сразу, но ничего одновременно), либо резкая смена настроения или даже состояние ленивца.
Когда мы видим адекватный список дел, где нет больших и непонятных задач – мы подставляем к своему мозгу электроды. И вместо поиска ответа на вопрос «Как, блин, за это вообще взяться?» - мы даем возможность электродам наконец-то заискрить.
Инсайт 3. Задача «Подготовка к ЕГЭ» - это палка колбасы. «Потренироваться в базе ФИПИ», «Решить тест», «Повторить тему» - это кусочки, которые вполне съедобны.