Ведь многое зависит от того в какую среду человек попадает. Он как растение – попадает в благоприятную почву, вырастет большим и сильным, а если в глинистую землю и без полива, то зачахнет там.
Человек – существо социальное. Дети-маугли, которых находили в возрасте старше четырех лет так и не научились говорить и никогда не смогли адаптироваться к этому миру. Потому что есть определённые этапы развития человека. Дети копируют своих родителей, либо тех, с кем рядом они живут, кого видят. Это такое быстрое обучение.
У человека в головном мозге есть зеркальные нейроны. С их помощью он копирует действия других людей. Поэтому в молодости человек очень быстро обучается. Кроме того, до 25 лет человеческий мозг развивается. К этому времени, как правило, заканчивается формирование нейронных связей. Поэтому до 25 лет мозг нужно напрягать, если ему позволить быть расслабленным и ничего не делать, то сложные нейронные связи не образуются. В дальнейшем человеку нечем будет пользоваться.
То есть он сформируется в очень простой механизм. И дальше сможет проявлять себя в социуме, выполняя какие-то очень простые функции, например, работать дворником. Для того, чтобы человеческий потенциал раскрылся, его надо помещать сложные условия. И делать это с детства.
Сейчас появилась такая тенденция, когда состоятельные люди, которые могут себе позволить, лишают своих детей гаджетов, потому что функционал у них простой. Разумеется, ими нужно уметь пользоваться, но не сидеть постоянно в них и смотреть мультфильмы или играть в игры. Кстати, уже есть специальные школы, в которых отсутствуют гаджеты и компьютеры.
В Советском Союзе, когда я закончил университет, было такое негласное правило: молодых специалистов, например, физиков вели в лабораторию, где стояла самая старая техника и оборудование. Старшие коллеги делали это не из вредности, а для того, чтобы молодежь «включила» свои мозги. Чтобы новые специалисты максимально напрягались и думали, как это все использовать, а не облегчали себе жизнь.
Поэтому человека нужно помещать в очень сложные условия. Тогда он развивается хорошо, потенциал раскрывается. После 25 лет нейронные связи только отмирают. Но если вы решаете сложные задачи, то они делают это медленно.
Если человек перестает напрягать свой мозг в возрасте 50-60 лет, то вероятность того, что у него начнет развиваться деменция, очень высока. Но она очень редко встречается у людей, занимающихся наукой. Чаще проблемы у них возникают с физическим телом, ведь свой мозг они очень сильно напрягают.
А вот сделать так, чтобы были подготовлены и тело, и ум – это очень сложно. Все кидаются в крайности. Одни занимаются умом, другие – телом, найти «золотую» середину – задача не из простых.
С уважением, Александр Мокосеев