Найти в Дзене
Горизонт Событий

Фалаша (Е?29).

Название Фалаша в переводе с языка геэз (некогда обиходный язык в Эфиопии, сегодня выполняет роль языка литургии в национальных церквях этой страны) означает «выходец» или «пришелец», хотя на местных наречиях фалесе означает «скиталец» или «странник». Ну а, например, кумыки и ногайцы- кочевники Северного Кавказа промышляли доставкой товаров в том числе в Москву. Так что очень вероятно, что Фалаша в прошлом осуществляли караванную доставку от портов Красного моря с территории современной Эритреи (Массау) и до судоходного Нила. Сами себя Фалаша называют «Бета Израэль»- Дом Якова (крещённые «Бета Авраам»- Дом Авраама). Понятия еврей, жид или иудей им были неизвестны (хотя одну легендарную царицу звали Юдит). Фалаши не имеют какой-то этнической уникальности и монолитности. Их общество состояло из «чёрных»- бария, предположительно рабов из хамитских племён и «красных» -чуа, вероятно семиты- переселенцы с аравийского полуострова, при этом браки были возможны только между «красным» мужчиной и

Название Фалаша в переводе с языка геэз (некогда обиходный язык в Эфиопии, сегодня выполняет роль языка литургии в национальных церквях этой страны) означает «выходец» или «пришелец», хотя на местных наречиях фалесе означает «скиталец» или «странник». Ну а, например, кумыки и ногайцы- кочевники Северного Кавказа промышляли доставкой товаров в том числе в Москву. Так что очень вероятно, что Фалаша в прошлом осуществляли караванную доставку от портов Красного моря с территории современной Эритреи (Массау) и до судоходного Нила. Сами себя Фалаша называют «Бета Израэль»- Дом Якова (крещённые «Бета Авраам»- Дом Авраама). Понятия еврей, жид или иудей им были неизвестны (хотя одну легендарную царицу звали Юдит).

Фалаши (здесь и далее изображения из открытых источников)
Фалаши (здесь и далее изображения из открытых источников)

Фалаши не имеют какой-то этнической уникальности и монолитности. Их общество состояло из «чёрных»- бария, предположительно рабов из хамитских племён и «красных» -чуа, вероятно семиты- переселенцы с аравийского полуострова, при этом браки были возможны только между «красным» мужчиной и «чёрной» женщиной (вот вам и наследственность еврейства по материнской линии), а в какой-то исторический момент эти группы между собой не смешивались, опять же это основные группы, более мелкие этнические группы примыкали к основным. Этническая структура общества Фалашей идентична структурам соседних племён амхара и тиграй. Среди Фалашей распространено мнение, что после возвращения в Израиль их кожа должна побелеть.

Фалаши в Абиссинии
Фалаши в Абиссинии

Фалаши разговаривают на языке народа амхара (амхарик), ранее также использовали язык народа тиграи (тигринья). Ни иврит, ни какие-либо арамейские или арабские языки им известны не были. В Израиле среди Фалашей иврит практически не приживается и община имеет в процентном отношении самый низкий показатель по носителям этого языка. Языком литургии является геэз, который также является языком литургии у всех христианских национальных церквей Эфиопии. Британский исследователь Яков Брусс, открывший Фалаша для европейской науки, утверждал что они разговаривали на языке близкому к агау, но последующие исследования данного факта не подтвердили и учёным пришлось ввести аксиому, что Фалаша на этом языке когда-то разговаривали.

Часть исследователей считает, что иудаизм пришёл к Фалашам из Египта по Нилу, другие настаивают на том, что из Йемена (проблема в том, что верования Фалашей не похожи ни на египетские ни на йеменский традиции). Но существует более правдоподобная версия, авторов которой я к сожалению пока не обнаружил, что верования Фалашей это не иудаизм, а результат своеобразного развития учений эфиопской христианской церкви. «Эфиопский иудаизм» основан на собственном переводе на древнеэфиопском Танахе- который как Ветхий Завет также используется в эфиопской христианской церкви. Фалашам неизвестен Талмуд некоторые праздники и обряды ортодоксального иудаизма, присутствует множество панэфиопских традиций и обрядов. Подтверждением этой версии является то, что иудейские богословы своих единоверцев в Фалашах не видели от слова совсем, вплоть до 1970-х годов.

Это подтверждает тот факт, что когда Фалаши в 1862 году обратились к «иерусалимскому первосвященнику» с попыткой наладить связи, их откровенно проигнорировали, еврейские богословы сообщили что эфиопы- караимы ( то есть на тот момент и караимов за своих не считали).

В 1867 году французская организация «Союз Израиля» командировала в Эфиопию известного ориенталиста Гелави с целью изучения традиций Фалашей и установления с ними, в случае если они окажутся евреями связей. Считается что учёный составил подробный отчёт, который имел огромную ценность, но его труды были уничтожены во время осады Парижа (вероятно 1871 год). Нам же лишь известно, что Фалаши встречали его как и любого чужака настороженно, не пускали на порог дома и давали о себе лживую и противоречивую информацию.

В 1895 году караимы из Санкт-Петербурга пытались установить связи с Фалашами через дипломатов российской империи и через единоверцев из Египта, по тому что какой-либо результат отсутствует, напрашивается вывод что каких-то точек соприкосновения найдено не было.

Ситуация кардинально изменилась в 1970-х годах, причин тому я вижу две: государство Израиль испытывало острую нужду в новых гражданах, так как войну со всеми соседями не вывозило и давление спонсоров на Израиль с указанием спасти Фалашей от голода и притеснений со стороны соседей.

солдат армии Израиля из фалаша
солдат армии Израиля из фалаша

Учитывая вышесказанное хочу сказать что мы видим не этноконфессиональную группу евреев, а процесс массового прозелитизма в дружную семью еврейских народов, которого официально не существует.

Какие-либо внятные данные о Фалашах мы имеем благодаря двум (1904-1905 и 1908-1909 года) экспедициям в Эфиопию исследователя Якова Файтловича.

Праздник поклонения у эфиопских евреев. 1956 г. Из книги М. Наора «Еврейский народ в 20 веке. История в фотографиях», Иер.—Т.-А, 2001.
Праздник поклонения у эфиопских евреев. 1956 г. Из книги М. Наора «Еврейский народ в 20 веке. История в фотографиях», Иер.—Т.-А, 2001.

Известно, что Фалаши проживали в собственных поселениях (примерно 500) вокруг озера Тана, а также в собственных кварталах в городах Гондэр и Аддис-Абеба. Свою легендарную родословную вели от царя Соломона (вероятно принёс кто-то из миссионеров). Когда-то территория распространения Фалаша были намного шире, но при правлении Федора II и Иоанна IV Фалаша стали объектом крещения протестантских миссионеров в большинстве случаев насильно. На пике своего могущества, они были доминирующей силой в регионе, я думаю что их упадок произошёл ещё до открытия Суэца и появления парохода- торговые пути по Аравийскому полуострову объективно были более удобными. Товарооборот упал и Фалаши стали земледельцами и ремесленниками. Император Минелик прекратил практику насильственного крещения Фалаша.

территория проживания фалаша в 20-м веке
территория проживания фалаша в 20-м веке
территория государства «Семиен»,управляемого Фалаша
территория государства «Семиен»,управляемого Фалаша

В результате нескольких волн переселения организованного Израилем в период 1977-1933 года подавляющее большинство Фалашей переехали на «историческую родину». Численность эфиопской общины в Израиле составляет примерно 136 тысяч человек, примерно 1,5% еврейского населения страны. Точных данных сколько Фалашей осталось в Эфиопии нет, каждый раз ожидается вывоз последних, но и на сегодня в Эфиопии проживает то ли 2, то ли 6, то ли 9 тысяч представителей данной конфессии. Но история на этом не закончится, помните тех Фалашей, что крестили протестанты (не только они) в том числе и насильно? Так вот их потомки зовутся Фалашмура (перевод в википедии «конь ворона», какой бред), а также «Исраэль», «Кайла», «Буда», «новые амхарцы», «христиане-израильтяне», «кистино» (крещёный еврей среди тигринья), «кистинара» (выбравший христиан) и «крисиан» (ушедший к христианам). Среди евреев из других общин их называли «фалаша маранос». Так вот государство Израиль рассматривает обоснование для признания данных людей евреями по происхождению с правом репатриации в Израиль, а по самым нескромным оценкам таких людей в Эфиопии до миллиона человек.

Ну и напоследок поичтаем, что же в своей книге писал о них Фишберг, моих комментариев не будет, в квадратных скобках — комментарии переводчика, не совсем с ними согласен, но затирать не стал, человек всё-таки старался.

-7
-8
-9
-10
-11
-12