Лахлухи- евреи проживавшие до середины прошлого века в ареале проживания курдов. Лахлухи - экзоэтноним, также соседи их называли курдские евреи, курдистанские евреи, ассирийские евреи, евреи Захо, самоназвания- срэль, хозайе (как-то хазары вспоминаются), худайе, а если более поэтично аншей таргум- люди перевода. Таргум- Тора на армейском язык, поэтому, читайте народом Торы.
В Большой российской энциклопедии упоминается деление на курдистанских евреев (города Заху и Эрбиль в Ираке) и лахлухи (озеро Урмия), но вероятно это результат какой-то ошибки. Также выделяют подгруппы барзани (по течению реки Большой Заб в Ираке) и хулаула (западные склоны Загроса: Сулеймания Сенендедж, Бокан, Керенд и прочие).
На начало XX века в иракском Курдистане проживало более 20 тысяч лахлухов, в иранском Курдистане – около 12 тысячи, а в соседних районах – еще порядка 11 общин.
Многие исследователи отмечают, что лахлухи- этноконфессиональная группа курдов, в связи с чем напрашивается элементарный вывод- это не евреи поселившиеся среди курдов, а курды принявшие иудаизм.
Достаточно странно, но Морис Фишберг - исследователь еврейских этносов начала 20-го века, к чьим трудам я постоянно обращаюсь ни лахлухов, ни курдистанских евреев не замечает, по крайней мере отдельного описания у него они не удостаиваются, хотя указание на 60 тысяч евреев проживающих в Месопотамии у него есть. Вполне вероятно, что на тот момент они мало мигрировали в США, где проводил свои исследования Фишберг, а в ареале своего проживания они мало чем отличались от персидских евреев, чтобы путешественники выделяли их отдельной строкой (необязательно от персидских, также мизрахим, горских, кавказских).
А между тем согласно всем официальным версиям- иракская еврейская община (и как следствие, и даже в большой степени лахлухи)- самая древняя еврейская община в мире! Так как это те евреи, которые из Вавилонского пленения не вернулись. У людей Таргума есть такое понимание, что на момент распятия в Палестине Иисуса Христа они уже проживали в «Курдистане», а следовательно к этому действию в отличии от палестинских евреев причастия не имеют в связи с чем перед христианами чисты в этом вопросе.
Считается что, еврейское легендарное государство Адиабена на территории современного Ирана- дело рук курдских евреев (не буду здесь это разбирать- вполне вероятно что просто успешная община или фактория занимающая квартал в городе, раздутая историками до масштабов государства, очень частое явление).
Основатель израильской ориенталистики Эрих Брауэр и практически первый исследователь курдских евреев приводит нам следующие данные по их проживанию
что не совсем верно так как община евреев Мосула (miṣlawim более 10 тысяч человек) была «аль-яхуд», то есть арабоязычная- вероятно мизрахи. Тоже касается общины в окрестностях Урфы в Турции (urfali).
В современной литературе проводится практически тождество между иракским евреями и курдистанскими, что не совсем верно, про общину в Мосуле читайте выше, не говоря уже об общинах в Басре и Багдаде, кстати эти общины дали начало еврейской колонизации Индии- основали фактории в Калькутте, Мадрасе, Пуне, а также Сингапуре, Шанхае, Пинанге, Банкоке, Янгоне.
Лахлухи проживали совместно как с суннитами, так и с христианами, при чём отмечается, что до начала ХХ века конфликты случались в основном с христианами. Как правило лахлухи организовывали в городах и сёлах махаллу- собственный квартал при синагоге. В сельской местности они занимались нетипичными для евреев других регионов земледелием и отгонным (реже кочевым) скотоводством, по сути ничем не отличаясь от своих соседей курдов. В городах промышляли торговлей, коробейничеством, посредничеством (европейскими тканями), ремёслами (крашение тканей, ткачество, изготовление кирпича) и извозом (на ишаках и на плотах, в будущем лахлухи окажутся в Тбилиси, где многие из них будут работать таксистами). В принципе их материальная культура и быт были идентичны ассирийским и курдским.
Что же тогда отличало от соседей?-язык и религия.
Учёные утверждают, что курдские евреи общались между собой на арамейском языке, но на момент переселения в Израиль они это дело как-то подзабросили и разговаривали преимущественно на курдских наречиях, часть из них знала новоарамейский. Вероятно, что учёные несколько лукавят выдавая желаемое за действительное, а разговаривали лахлухи на курдских языках, а новоарамейский был языком обряда, потому и знали его не все, подобная ситуация была в России, когда в повседневном быту люди общались на русском, а в церкви использовался церковно-славянский. В настоящее время количество носителей новоарамейского языка оценивается в 26 тысяч.
«Вавилонский талмуд» был написан на арамейском языке. Курдские евреи обогатили его заимствованиями из тюркских языков, фарси, арабского и курдского в результате получились современные новоармейские наречия. Но весь фокус в том, что новоармаейский язык нечто иное как ассирийский, зачем все эти выкрутасы с откровенным натягиванием совы на глобус?
Сами лахлухи называют свой язык «Lishna Yahudiya» (еврейский язык), «Lashon Ha'Targum» (исследователи утверждают что это «язык перевода», но я думаю что корректнее «язык Торы»- «язык Писания»), «Lashon HaGalut» (язык изгнания). Соседи арабы называли его «джабали», то есть «горный»
Использовали не только курдский, есть предположения, что община в Мосуле, говорящая на арабском, всё же была курдских евреев (община была большая вполне вероятен смешанный характер, да и сефарды по тем путям грузы таскали). Лахлухи обитавшие Миандоабе в иранском Азербайджане в начале XIX века говорили на еврейском диалекте азербайджанского.
Что касается религии, то считается что лахлухи придерживаются ортодоксии сефардского канона, но похоже, со своими заморочками (такие как молитва на могилах и особое почитание пророка Нахума), так как в Тбилиси, Алма-Ате, Цфате или других местах где они проживали по соседству с другими иудеями они строили собственные синагоги. На Песах курдские евреи празднуют Сахаране, который больше смахивает на Навруз и пропитан курдской культурой.
Во время ПМВ Турция решила зачистить свои тылы от пророссийски настроенных (да и сепаратистски тоже) элементов, и здесь стоит отметить, что резали не только армян, где-то даже в большей степени досталось ассирийцам, халдеям и курдам, при том что зачастую когда уничтожали представителей религиозных меньшинств поначалу уничтожали руками курдов- суннитов, которые потом сами же под этот замес и попадали. Происходило это не только в целях обеспечения безопасности- шло становление турецкой нации! У населяющих Турцию людей должно быть турецкое самосознание. Не дожидаясь печального исхода лахлухи стали переселяться на неподконтрольные туркам территории в первую очередь в Палестину преимущественно в Цфат, где к 1916 году образовалась община в 8560 человек.
Часть мигрировала в Закавказье, главным образом в Баку и Тбилиси. Но в 1930-х годах правительство СССР поставило иностранцам ультиматум- гражданство или депортация и многие лахлухи покинули страну.
В августе 1951 года из Грузинской СССР была проведена депортации иранцев, греков, турок и дашнаков в Сибирь и Восточную Азию, под раздачу попали и курдистанские евреи, после смерти Сталина им было разрешено вернуться в Грузию.
После арабо-израильской войны (1947-1949гг) жизнь евреев в Ираке кардинально ухудшилась. Ирак принимал участие в той войне и был единственной страной не подписавший мирный договор. Ирак был королевством- а его правящая династия Хашимиты- основной вдохновитель и движитель идей единого арабского государства, в центре предполагаемой территории которого появился Израиль с совершенно противоположными целями. Евреям запретили выезд в Израиль. В стране была запрещена деятельность сионистских организаций, тысячи евреев были арестованы. Для евреев были введены жёсткие ограничения- запрет на учёбу в школах и посещений больниц, смена места жительства. Всё это сопровождалось ростом ненависти нееврейского населения. В 1950 году правительство Ирака разрешило выезд евреям при условии отказа от гражданства и имущества. В 1951-52 годах была проведена операция «Эзра и Нехемия» (в честь бибейских лидеров выведших евреев из вавилонского пленения) в ходе которой авиацией из Багдада через Иран и Кипр были переброшены в Израиль практически все евреи около 120 000, в том числе и лахлухи.
Иран лахлухи массово покинули после исламской революции 1979 года.
На сегодняшний день курдистанские евреи в своём подавляющем большинстве проживают в Израиле в городе Цфате и в меньшей степени Иерусалиме, их численность оценивается до 150 тысяч человек, заняты преимущественно в строительной сфере в качестве малоквалифицированных рабочих, существуют целые строительные фирмы из курдских евреев, отстроившие целые города. Общины в несколько сотен проживают в Тбилиси и Алма-Ате. Община лахлухи в Израиле держится особняком, посещает собственные синагоги (имеются также свои кафе и рестораны) и имеет влияние на правительство не пропорциональное своему количеству. Эта община оказала очень сильное пропагандистское и лоббирующее влияние на страны-агрессоры в Ирак по вопросам курдов и Куристана, что говорит о том, что они не теряют связей и продолжают оставаться этоконфессиональной группой курдского народа.