Петербургский метрополитен уникален – это сложнейшее техническое сооружение и архитектурное изящество. Обязательно прокатитесь по подземным дворцам Петербургского метро.
Ленинградский метрополитен, а сегодня Петербургский, является одним из самых глубоких и дорогих в мире. Город находится на болотистом грунте, строительство на малой глубине или на поверхности сопряжено с огромными трудностями.
Только три станции «Автово», «Ленинский проспект», «Проспект Ветеранов» построены на малой глубине – 12-8-8 метров, они не имеют эскалаторов. Пять конечных станций «Девяткино» (линия 1), «Купчино» (линия 2), «Парнас» (линия 2), «Шушары» (линия 5) и «Pыбацкое» (линия 3) выходят на поверхность. Средняя глубина заложения остальных станций и перегонов составляет 60 метров. Большая часть метро проходит в древних кембрийских глинах.
До 2005 года станция «Пролетарская», построенная в 1981 году, являлась одной из самых глубоких станций в мире – 72 метра. В наклонном ходе станции, из-за столь большой глубины, тогда пришлось установить два отдельных хода эскалаторов.
В 2005 году станция «Комендантский проспект» побила советский рекорд и опустилась на 75 метров. Тоннель был опущен на большую глубину из-за проходящей подземной реки, до 78 метров.
Сегодня рекордсменом является станция «Адмиралтейская», ее глубина 86 метров. Это самая глубокая станция метро в Санкт-Петербурге и России.
Все наземные вестибюли станций метро снабжены гидрозатворами для предотвращения попадания в подземные сооружения воды при возможных затоплениях окружающей территории во время наводнений.
В метро всегда тепло без отопления. Станции и перегоны расположены очень глубоко под землей, где температура грунта никогда не опускается ниже нуля даже в самую морозную погоду. А летом наоборот, в метро можно спрятаться от палящего солнца.
Типы станций
Петербургское метро представлено станциями пяти различных типов: пилонные, колонные, односводчатые, наземные и «горизонтальный лифт». Шестой тип, "открытые" станции, был, но не прижился.
Открытые – в Петербургском метро сегодня нет открытых станций и перегонов, как например в Москве. C 1966 по 1977 в Ленинграде была одна надземная станция «Дачное» (Трамвайный проспект, 18а), от эксплуатации которой пришлось отказаться. В 1977 году станцию «Дачное» заменила подземная станция «Ленинский проспект».
Из-за влажной питерской погоды сильно страдало оборудование контактного рельса, а конструкция вагонов с открытым воздуховодом на крыше доставляла пассажирам неудобство во время дождя. По этим причинам от строительства подобных станций в Ленинграде решили отказаться.
Все имеющиеся сейчас наземные станции и перегоны Петербургского метро, за исключением парковых путей депо, находятся под крышей.
Пилонные – на станциях этого типа у подземного зала три свода: два над путями и посадочными платформами, и один над центральной платформой. Центральная платформа отделена от боковых двумя рядами массивных пилонов, служащих опорами сводам, от чего и происходит название типа станции.
Пилоны – столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий. Эта одна из самых древних технологий, у станции с пилонами особая архитектура, они самые красивые.
Первые станции метрополитена глубокого заложения строились только по этой технологии. К такому типу относятся станции «Владимирская», «Пушкинская», «Площадь Восстания», «Площадь Ленина». Сейчас при строительстве новых станций вновь стали применять пилонную конструкцию.
Наземные – на данный момент таких станций меньше всего: «Девяткино», «Купчино», «Парнас», «Pыбацкое» и «Шушары». Все станции конечные, три из них (кроме "Парнас") совмещены со станциями пригородных поездов. За каждой из этих станций расположено депо, что собственно и являлось причиной вывода линий на поверхность.
Наземные станции представляют собой крытые залы с двумя боковыми платформами. Линии метро выходят на поверхность в непосредственной близости от наземной станции.
Hа станции «Девяткино» поезда метро и пригородные электропоезда прибывают с разных сторон одних и тех же платформ. «Купчино» и «Pыбацкое» связаны с платформами пригородных поездов подземными и надземными переходами.
Колонные - на станциях такого типа свод подземного зала поддерживают два ряда колонн, отделяющих боковые посадочные платформы от центральной. К станциям такого типа относятся, например, «Автово», «Ленинский проспект», «Приморская».
Односводчатые - эти станции не имеют деления на центральную и боковые платформы. Единый свод поземного таких станций опирается на их боковые стены. Подземный зал представляет собой огромный ангар с высоким сводом. В центре "ангара" платформа к которой с двух сторон прибывают поезда.
К такому типу станций относятся более поздние сооружения, например «Пионерская», «Удельная», «Черная речка», «Озерки», «Лиговский проспект».
«Горизонтальный лифт» - у такого типа станций отсутствуют посадочные платформы. По бокам центрального зала расположены два ряда раздвижных дверей, ведущих в тоннели, где останавливаются поезда. Тип таких станций получил свое название за сходство с дверями лифтов, у которых раздвижные двери кабины открываются синхронно с дверями шахты на площадке этажа.
К станциям типа "горизонтальный лифт" относятся «Московская», «Парк Победы», «Петроградская» «Ломоносовская». В Петербургском метро таких станций только 10. Это были опытные станции, нигде в стране таких больше нет. От конструкции "горизонтальный лифт" отказались, станции дороги в эксплуатации, а машинистам нужно быть ассами, чтобы точно подогнать поезд к дверям станции.
Обязательно сделайте для себя экскурсию по Петербургскому метро.