Найти тему

О шизоидном расщеплении. Часть 2

Главный страх, который преследует шизоида всю жизнь - это страх поглощения.

Как это выражается в жизни? Интенсивным ощущением - «всем что-то нужно от меня», «всем должен», «все наседают, чего-то требуют от меня», это может касаться и всех окружающих, но особенно близких людей.

Этот страх возникает из младенческой фантазии об утрате матери.

Напомню, шизоидность возникает, когда в младенчестве мать пропадает из контакта с младенцем, и начинает формироваться разрыв в психике ребёнка с реальностью.

Итак, мать была, я ел ее молоко, а потом она исчезла. Куда она делась? Я съел ее.

На первый взгляд, звучит дико, но продолжим.

Какие подтверждения этому мы видим во взрослой жизни? Например, невозможность человеком наблюдать кормление женщиной грудью своего младенца.

Ощущения, которые испытывает шизоид - ребёнок поедает плоть матери. Непереносимое отвращение, содрогание, ужас.

Женщина-шизоид часто принимает решение не иметь детей, потому что опасается поглощения младенцем. Он ее съест, причём, в ее ощущениях - буквально.

Идеи каннибализма часто возникают в фантазиях и снах шизоидов. Либо сам человек поглощает плоть своих близких, либо близкие поглощают его самого.

Говоря о шизоидности, можно выделить 2 периода:

1. От рождения и до 6 мес: «мать была, я ел молоко, она исчезла, я уничтожил её».

Во взрослой жизни - интенсивные переживания пустоты, бессмысленности, тщетности, сильно выраженный страх смерти.

2. От 6 мес до 1 года: «мать была, я ел молоко, повредил её, сделал ей больно, она ушла, оставила меня».

Здесь, кроме всех перечисленных в 1 пункте переживаний, будет сформировано огромное чувство вины за повреждение близкого, и заблокирована агрессия.

Во взрослой жизни этот человек не может быть агрессивным по отношению к близким и будет испытывать перманентное, недифференцированное состояние вины.

Центральный конфликт шизоидности в следующем: если у меня есть близкий человек, то я опасаюсь поглощения им, если у меня нет близкого человека, то я нахожусь в пустоте и умирании, без возможности соединения с внешним миром.

Соединение с реальностью происходит через близкого, но он же и источник опасности.

Цель терапии: дать психический опыт, что мать (терапевт) не «съедается», не исчезает, не уничтожается, не разрушается при агрессивных импульсах, а также, что сам человек не будет захвачен и поглощён матерью (терапевтом), что оба объекта могут существовать в мире одновременно, не разрушая и не поглощая друг друга.⠀

В данном случае рассмотрен самый глубинный вариант формирования шизоидности, но травмы могут залегать и на других уровнях, позже.

Например, шизоидность, как ответ на гиперконтроль и гиперопеку родителей, или на слишком неблагополучные условия детства, где психика начнёт разрывать связь с неудовлетворяющей, преследующей или опасной реальностью и замыкать ребёнка во внутренней реальности.

Нужно понимать, что чем ближе к началу жизни лежит травма, тем больше усилий и времени потребуется на ее коррекцию.