Вступление.
Я прекрасно понимаю, что наука должна двигаться вперёд. И сегодня, когда вокруг только и говорят, что о психах, психопатах, шизофрениках, нарциссах, абъюзерах, газлайтерах, жертвах и т.д. и т.п., надо уметь понимать, кто есть кто и чем они отличаются друг от друга, как и почему ими становятся, каким образом их можно нейтрализовать (или, может быть, даже излечить). То есть, как ни крути, без экспериментов в развитии психологии, да и любой другой науки, не обойтись. И опять же возникает вопрос: где тот предел, за которым цель уже не оправдывает средства? Всегда ли учёный понимает, что "всё, это предел; дальше нельзя!"?
Как показывает жизнь, нет, не всегда. И исследователи, увлекаясь, не замечают порой, как их опыт нарушает все возможные этические нормы.
Стенфордский эксперимент.
Если вы даёте человеку власть над кем-то беззащитным, кем-то униженным, именно тогда абсолютная власть развращает абсолютно.
Профессор Дэвид Уилсон, криминолог
Наверное, многие знают или что-то слышали о Стенфордском тюремном эксперименте. А может быть, вы смотрели одноимённый фильм, основанный на реальных событиях. Я лично смотрела фильм 1915 года, режиссер Кайл Патрик Альварез.
Цель исследования.
Психолог Филипп Зимбардо в 1971 году решил подтвердить свои предположения, что внешние обстоятельства влияют на поведение людей и проверить, как реагирует человек на ограничение свободы и на условия тюремной жизни.
Подготовка к эксперименту.
Для эксперимента было отобрано 24 студента мужского пола, здоровых физически, психически и социально (то есть ни у кого из них не было криминального опыта), приблизительного одинакового роста и социального статуса. Каждому за участие в этом опыте предлагали 15 долларов в сутки. Потом этих добровольцев случайным образом разделили на две группы: заключённые и надзиратели. Надзирателям выдали форму, тёмные очки, деревянные дубинки. Надзиратели должны были находиться в тюрьме, т е. работать, по 3 человека 8 часов в сутки. В остальное время могли проводить по своему усмотрению. Впоследствии некоторые из надзирателей добровольно оставались на сверхурочные дежурства.
Под тюрьму был переоборудован подвал Стенфордского университета. Условия были максимально приближены к условиям настоящей тюрьмы.
Тех, кто попал в группу заключённых (им, кстати, не сказали о сути эксперимента), отправили по домам и сказали ждать письменного приглашения для участия в опыте. Для создания впечатления абсолютной реальности происходящего каждого из заключённых якобы на самом деле арестовали и подвергли их всем процедурам реального помещения в тюрьму:
✔️фотографирование, отпечатки пальцев, переодевание, присвоение номеров вместо имён и фамилий. ✔️Одели их в халаты на голое тело и резиновые тапки. Такая одежда (без нижнего белья) должна была усугубить у заключённых ощущение своей униженности, никчёмности и зависимости, вызвать чувство дезориентации и утраты самоидентификации.
✔️На голову заключённые должны были надевать плотно сидевшие чулки, чтобы имитировать бритость,
✔️а на лодыжке носить цепочку, напоминавшую им, где они находятся.
Накануне начала эксперимента с надзирателями провели инструктаж, в котором, кроме всего прочего, звучал запрет на применение физического насилия.
Зимбардо подытожил:
"Создайте у заключённых чувство тоски, чувство страха, ощущение произвола и того, что их жизнь полностью контролируется нами, системой, вами, мной и у них нет никакого личного пространства… Мы будем различными способами лишать их индивидуальности. Всё это в совокупности создаст у них чувство бессилия. Значит, в этой ситуации у нас будет вся власть, а у них — никакой".
Сам Зимбардо исполнял роль начальника тюрьмы, а лаборант-старшекурсник был "надзирателем".
Что же было дальше, расскажу в следующей статье. Продолжение здесь.
Всем добра и мира!
Спасибо, что вы со мной! 🎀