Найти тему

Работы саперов 10-го гв. омшисб на Мазурском канале

5 февраля 1945 года во исполнение боевого распоряжения штаба 2-ой гв. мшисбр РВГК, 2-ая моторизованная штурмовая инженерно-саперная рота 10-го отд.гв.мшисб, гвардии капитана Козоряна Гургена Меликовича выбыла в резерв начальника инженерных войск 3-го Белорусского Фонта генерал-лейтенанта инженерных войск Баранова Николая Парфентьевича для выполнения гидротехнических работ на Мазурском канале.Для выполнения работ по восстановлению и охране гидротехнических сооружений было задействовано личного состава:

Офицерского состава_______4 чел.

Сержантского состава ______16 чел.

Рядового состава ___________44 чел.

Итого ______________________64 чел.

Схема Мазурского канала.
Схема Мазурского канала.

5 февраля 2-я рота прибыла в н.п. Энгельштайн (с 1946 г. Венгельштын, Варминьско-Мазурское воеводство, Польша, где от представителя 3-го БФ получила задание.

1/ с 5. 02.45г. Взять под охрану гидротехнические сооружения Мазурского канала – полушлюз Пристанин , шлюзы Фюрстенау , Зайдхоф, Кляйн –Байорен.

2/ к 8.02.45г. провести проверку на наличие мин и разминирование указанных сооружений.

3/ Установить и вести наблюдение за уровнем воды и толщены льда на озере Мауре –Зее,канале , в районе Пистанин и шлюза Фюретенац,на озере Резауер-Зее и канале в районе Зандхоф.

4/ К 12.02.45г произвести заделку перемычки перед шлюзом Фюрстенау и заготовить аварийный материал на случай прорыва.

5/ К 13.02.1945г. очистить полушлюз Пристанин от металлических и бетонных частей.

6/Произвести сколку льда у затворов полушлюза, заградительных ворот и шмоза.

После получения задачи офицеры роты произвели рекогносцировку, после чего переступили к выполнению задания. После проведения рекогносцировки был составлен план работ.

С 6 .02.45 г. на шлюзах Пристанин ,Фюртенау,Зандхоф была выставлена охрана . На каждый объект 7 человек. Итого 21 Человек.

Остальной личный состав поступил к работам на шлюзах Мазурского канала. С 7 февраля по 20 февраля 1945 года ротой была произведена следующее работы.

Полушлюз Пристанин ( с 1946г Пжистань, Польша).

Схема полушлюза Пристанин
Схема полушлюза Пристанин

Данные рекогносцировки.

Ширина шмозы 8 метров. Ворота металлические – двухстворчатые. Вследствие взрыва моста, проходящего сверху шмозы, верхние части ворот помяты и открыты на 10 см. Управления ворот вследствие подрыва моста было выведено из строя. Подходы к шлюзу и шмозе были заминированы.

По данным проведенной рекогносцировки необходимо было провести работы:

1/Разминировать подходы к шлюзу и шмоз.

2/ Заделать щель образовавшеюся между воротами.

3/Заготовить штандоры и установить их на шмозе со стороны нижней бьефы. Промежуток между шандорами и воротами засыпать землей

4/ Установить гидрометрические посты на верхнем и нижнем бьефе.

Саперами была проведена следующая работа на полушлюзе .

Разминирован поушлюз подступы к нему. Снято мин RMi-43 – 8 шт.Снято сосредоточенных зарядов Geballte Ladung по 3 кг. – 38 шт. Разобраны элементы подорванного моста. Уложив 20 мешков с землей заделали щель между воротами. Для спуска шандоров скололи 30м2 льда. Заготовили поднесли вручную на расстояния 250 метров лесоматериал для заготовки шандоров. Заготовили и уложили 13 шт. шандоров с подъёмом вручную на высоту 1,5 метов. Зачистили от бетонных и металлических обломков основание между шандорами и воротами.

Засыпано 81,6 м3 между воротами и шандорой с подвохом грунта на расстоянья 30метов и трамбовкой слоями.

Всего на произведённые работы было затрачено 98 человек дней.

Шлюз Фюретенау (нем. Oberschluese Fürstenau и Unterschluese Fürstenau. польские название Leśniewo Górne и Śluza Leśniewo Dolne ) .

Шлюз вехний  Фюретенау (нем. Oberschluese Fürstenau) .
Шлюз вехний Фюретенау (нем. Oberschluese Fürstenau) .

По данным проведенной рекогносцировки было выявлено, что строительство шлюза незакончено. На нижнем шлюзе бетонные работы выполнены на 50%, на верхнем на 85%. Длина затвора 16,2 метра. Вследствие взрыва моста, проходившего вверху ворот, образовалась щель между цилиндром и стенками. Управление шлюзом было выедено из строя. На расстоянии 100 метров от верхней шмозы имелась земляная пересыпка. Средняя часть перемычки подорвана. Входе подрыва образовалась воронка 15*12*2,5 мт. Ворота нижнего шлюза были подготовлены к взрыву сосредоточенными зарядам. Заряды были установлены на цилиндре.

Предстояло выполнить следующие работы.

1/Снять заряды с цилиндрического затвора

2/Заделать щель между цилиндром и боковинами стенки.

3/Засыпать землей подорванную часть перемычки.

4/Заготовить 100 мешков с землёй, как противоаварийный материал.

5/ Установить гидрометрические посты на верхнем и нижнем бьеоре шлюза.

Схема шлюз Фюретенау
Схема шлюз Фюретенау

Саперами была проведена следующая работа на шлюзах верхний и нижний Фюретенау .

Разминирован нижний шлюз. Снято ПТ мин RMi-43 – 8 шт. Снято сосредоточенных зарядов Geballte Ladung по 3 кг. – 2 шт. Произвели сколку 15 м2 льда и произвели забивку щели между цилиндром и боковыми стенками, уложив 80 мешков с землёй. Засыпали 450 м3 грунта в подорванные части перемычки с подносом грунта на расстояния 30 метров. Заготовили 100 мешков с засыпкой их гунтом (противоаварийный материал). Всего пи работах на шлюзах верхний и нижний Фюретенау заточено 170чел./дней.

Шлюз нижний Фюретенау ( нем.Unterschluese Fürstenau)
Шлюз нижний Фюретенау ( нем.Unterschluese Fürstenau)

Шлюз Зандхоф ( нем. Sandhof . пол. Piaski).

По данным проведенной рекогносцировки было выявлено, что шлюз однокамерный шахтный шмоз. Размеры камеры 45*7,5 мт. Шлюз полность построен. Управление и ворота исправны. Подходы к шмозе были заминированы ПТ мининами RMi-43. Сток воды из озера Резауер-Зее в канал перекрыт. Саперам необходимо было выполнить следующие работы:

1/Разминировать подходы к шмозе и проверить шмоз .

2/ Установить гидрометрические посты на верхнем и нижнем бьефе.

3/Выставить охрану.

Шлюз Зандхоф ( нем. Sandhof . пол. Piaski).
Шлюз Зандхоф ( нем. Sandhof . пол. Piaski).

Саперами произведено было разминирование подступов к шлюзу, входе которого снято 8 ПТ мин RMi-43.

Всего при работах на шлюзе Зандхоф заточено 7 чел/дней.

Шлюз Кляйн –Байоре (нем Klein Bajohren . пол. Bajory Mał .)

Шлюз Кляйн –Байоре (нем Klein Bajohren . пол. Bajory Mał .)
Шлюз Кляйн –Байоре (нем Klein Bajohren . пол. Bajory Mał .)

Входе проведенной рекогносцировки было выявлено, что в шлюзе заминировано верхние и нижние перемычки, разрушен водосток. Было необходимо повести работы по разминированию и засыпать водосток грунтам

Саперами роты произведено разминирование шлюза, входе которого было снято снято 8 ПТ мин RMi-43. Засыпали водостока через тело перемычки 20 м3 земли, с разравниваем и трамбовкой по слоям с подносом грунта на расстоянья 50 метров.

Всего при работах на шлюзе затрачено 15 чел /дней.

Схема шлюз Кляйн –Байоре
Схема шлюз Кляйн –Байоре

Шлюз Лангенфельд ( в документах Баркенфельд).

Шлюз Лангенфельд
Шлюз Лангенфельд

Саперами произведена была проверка на наличия мин. Мин необнаруженно. Произвели поднятие гребня перешейка, засыпка грунтом на высоту 1 метр. Подвозка грунта на точках на расстояние 70 метров с трамбовкой. Объем работ 226 м3.

Шлюз Лангенфельд ( в документах Баркенфельд).
Шлюз Лангенфельд ( в документах Баркенфельд).

В ходе работ на Мазурском канале саперами 2-ой моторизованной штурмовой инженерно-сапёрной роты затрачено:

На охрану сооружений ________________________345 чел/дней.

На производство восстановительных работ ______371 чел/ дней

На прочие работы и приходы___________________49 чел/дней.

Входе работ погиб гвардии младший сержант Семенов Петр Васильевич. Похоронен в н. п. Вершен, в последствии перезахоронен в братской могиле на улице Железнодорожной, п. Мозырь, Правдинского муниципального округа, Калининградской области.

Источник : Отчет 10-го отд.гв.мшисб

ЖБД 10-го отд.гв.мшисб