Заявление Китая по Украине последовало за публикацией двух важных внешнеполитических документов в Пекине в последующие дни. Первое из них, датированное 20 февраля, представляет собой лобовую атаку на внешнюю политику США под названием ‘Гегемония США и ее опасности’.
Документ из 4080 слов представляет собой настоящее повторение мыслей и перспектив, которые часто высказывались в речах и письмах Путина за последние 15 лет, начиная с его знаменитой речи на Мюнхенской конференции по безопасности 2007 года, где российский лидер говорил о проблемах международной безопасности в однополярном мире, характеризующемся “одним типом ситуацииа именно: один центр власти, один центр силы, один центр принятия решений”, мир, в котором есть “один хозяин, один суверен”.
Второй документ, опубликованный в Пекине 21 февраля, называется ‘Концептуальный документ Инициативы глобальной безопасности’. В 3580 словах излагаются основные направления и руководящие принципы китайской внешней политики и подчеркиваются приоритеты сотрудничества в мировом сообществе.
Внешняя политика Китая переключается. Хотя украинский кризис и тайваньскую проблему нельзя сравнивать, Пекин чувствует, что ослабление России является жизненно важным элементом стратегии США по изоляции и конфронтации с Китаем, и поэтому исход конфликта на Украине будет иметь серьезные последствия для Китая. Действительно, поражение России на Украине станет серьезной неудачей и для Китая.
Визит Ван И свидетельствует о том, что Китай готов усилить солидарность с Россией на этапе, когда любые остаточные надежды на улучшение отношений с США рухнули, и эти отношения находятся в свободном падении. Встреча Ван И с Байденом на прошлой неделе в кулуарах Мюнхенской конференции по безопасности прошла не очень хорошо. Тем временем официальные лица США, как сообщается, совещаются с министром иностранных дел и советником по национальной безопасности Тайваня.
Президент Байден отверг любую посредническую роль Китая в Украине. Учитывая все обстоятельства, существует вероятность того, что Китай может усилить свою поддержку России. Большой вопрос в том, примет ли это форму военной помощи. Директор ЦРУ Уильям Бернс заявил на прошлой неделе, что "мы уверены, что китайское руководство рассматривает возможность предоставления смертоносного оборудования. Мы также не видим, что окончательное решение еще не принято, и мы не видим доказательств фактических поставок смертоносного оборудования ”.
Вчера, когда его спросили о предупреждении советника по национальной безопасности США Джейка Салливана в воскресенье о том, что для Китая будут "реальные издержки", если он продолжит предоставлять России летальную помощь, представитель Министерства иностранных дел Мао Нин не дал прямого ответа. “США не в том положении, чтобы указывать пальцем на китайско-российские отношения. Мы не приемлем принуждения или давления со стороны США ”, - сказала она.
Интересно, что пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков также предпочел не отвечать на связанный с этим вопрос о том, просила ли Россия Китай предоставить какое-либо оборудование для своей специальной военной операции.
Предстоящий визит Си Цзиньпина в Москву, который, вероятно, состоится в следующем месяце, станет определяющим моментом. На Западе ощущается ощутимое беспокойство, поскольку производственные мощности Китая превышают производственные мощности США и Европы вместе взятых. Россия откладывает крупное наступление на Украине до визита Си Цзиньпина.