Министерство торговли и интеграции РК выдвинуло инициативу по внедрению информационной системы, которая будет регулировать торговую деятельность в стране. При этом, как утверждают представители бизнеса, их мнения не спросили, и сама инициатива не является необходимостью. Что с ней не так и почему бизнес против, разбиралась Orda.kz
Что такое информационная система и зачем она нужна
Министерство завершило открытое обсуждение правил регистрации в информационной системе, разработанных в соответствии с подпунктом 15-9) статьи 7 Закона РК «О регулировании торговой деятельности», которые определяют порядок формирования, ведения, использования и регистрации в информационной системе Казахстана.
Информационная система – это система, включающая обязательную регистрацию субъектов торговой деятельности с целью предоставления информации, требуемой законами РК.
В соответствии с п. 2-7 ст. 10 Закона РК «О регулировании торговой деятельности» (который вводятся в действие с 3 марта 2023 года) регистрироваться в информационной системе и работать с ней должны только индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые сдают в аренду места в крупных торговых объектах, а также на торговых рынках.
Однако проект правил регистрации в информационной системе не содержит четкого определения, какие именно субъекты торговой деятельности подпадут под их действие, более того, исходя из содержания проекта можно сделать вывод, что они будут обязательны для всех субъектов торговой деятельности, что противоречит закону РК «О регулировании торговой деятельности».
Также содержание п. 2-7 ст. 10 Закона РК «О регулировании торговой деятельности» и проекта правил не дает понимания, каким образом информационная система может вывести кого-то из «тени».
«В Казахстане долгосрочные договора аренды (сроком от года и более) в обязательном порядке подлежат государственной регистрации, помимо этого в соответствии с требованиями статей 206 и 207 Налогового Кодекса, субъекты бизнеса, предоставляющие во временное владение и пользование торговые объекты, торговые места в торговых объектах, в том числе на торговых рынках, предоставляют в налоговые органы по своему месту нахождения реестры договоров аренды, в которых содержится полная информация по арендодателям и арендаторам, торговые площади, количество торговых мест, сумма арендной платы и прочая информация. То есть, по сути, обязанности по заключению и внесению изменений в договоры аренды в платной информационной системе, а также обязанности по внесению в эту информационную систему практически всех данных, всех товаров и услуг по каждому субъекту торговой деятельности, являются лишней финансовой и административной нагрузкой на бизнес, влекущей постоянные большие денежные расходы и огромный дополнительный объем работы, требующий от предпринимателей расширения штата для ежедневного выполнения работы по механическому внесению и изменению данных в информационной системе», – рассказали в беседе с корреспондентом Orda.kz представители отраслевой экспертной группы по торговле при НПП «Атамекен».
По мнению специалистов, сама информационная система, стоящая немалых бюджетных денег, нецелесообразна, так как дублирует имеющиеся государственные системы регистрации договоров аренды, реестров отчётов перед налоговыми органами, существующие системы учёта и перемещения товаров.
«Из «тени» информационная система никого не выведет, вся нагрузка ляжет, как всегда, на добросовестных субъектов бизнеса. А так как это очень большие затраты для предпринимателя, то они будут включены в стоимость аренды, товаров и услуг, которые не прогнозируемо вырастут в цене и соответственно повлекут новый разгон инфляции», – заявили в НПП.
Почему бизнес против информационной системы
Бизнес выступает против данной инициативы, потому что из практического опыта понимает, какие сложности для него влечет внедрение информационной системы:
- необходимость расширения штата для работы в информационной системе (дополнительные затраты для бизнеса);
- необходимость обучения штата работе с информационной системой (дополнительные затраты для бизнеса);
- необходимость приобретать дополнительную оргтехнику (затраты для бизнеса);
- необходимость ежедневного выполнения работы по механическому внесению и изменению данных по договорам, по товарам и услугам в информационной системе (дополнительный лишний колоссальный объем работы, отвлекающий и мешающий основной деятельности предпринимателя. В Казахстане уже есть печальные примеры: это наши врачи и учителя – работающие больше с компьютерами и отчётами, чем с пациентами и учениками);
- необходимость приобретения программ и обновлений для работы в информационной системе (дополнительные затраты для бизнеса);
- необходимость привлечения сервисных специалистов, для обеспечения надлежащей бесперебойной работы в информационной системе (дополнительные затраты для бизнеса);
- необходимость создания сайтов, интегрированных с информационной системой (дополнительные очень большие затраты для бизнеса. И возникает вопрос, что делать с имеющимися у субъектов торговой деятельности уже раскрученными сайтами, в которые были вложены немалые средства и усилия, кто компенсирует эти затраты бизнесу.);
- необходимость создания каталога товаров и генерации QR-кода на каждую позицию товара (дополнительные огромные затраты для бизнеса и гарантированное сокращение ассортимента товаров во всех торговых объектах, в связи с невыгодностью QR-кодирования определённых видов товара);
- необходимость осуществлять расчёт с помощью платежных систем (дополнительные затраты для бизнеса по оплате услуг этих платежных систем);
- необходимость согласования с уполномоченным органом в сфере торговой деятельности усредненных фиксированных тарифов по всем предоставляемым услугам (аренда торговых площадей/торговых мест, хранение, складирование, сортировка, расфасовка товаров, а также въезд и стоянка грузового и легкового автотранспорта) с возможностью корректировки с учетом процента инфляции, но не чаще 1 раза в год.
«Это прямое нарушение прав и законных интересов субъектов бизнеса. Деятельность торговых объектов не относится к монопольной деятельности, и предоставляемые услуги – это не социально значимые товары. Или в Казахстане уже не рыночная экономика и принципы конкуренции не работают? Почему Правила дают возможность чиновникам, которые не несут никах рисков и никакой ответственности, диктовать тарифные условия работы субъектам бизнеса в торговой деятельности, они же не монополисты?» – задается вопросом бизнес-сообщество.
- необходимость внесения всех, даже конфиденциальных данных каждого субъекта торговли, включая систему платежей, в систему неизвестную как по сути, так и по надёжности;
- полное отсутствие гарантии сохранения конфиденциальных данных. В правилах указывается, что «содержание информационных систем договора аренды и стоимость каждого отдельного торгового места, являются конфиденциальной коммерческой информацией и разглашению не подлежит».
«Но ничего не мешает, практически любому желающему зайти в информационную систему, ознакомится со всеми данными, расценками любого субъекта торговли на любые торговые места, и, не имея никаких встречных обязательств, безнаказанно разгласить их неограниченному кругу лиц», – отмечают бизнесмены.
- случаи сбоев в информационной системе, хакерские атаки, утечки данных (непрогнозируемые по возможному размеру финансовые потери для бизнеса);
- правила не учитывают специфику бизнеса различных субъектов торговой деятельности.
В поправках в Закон и в правила говорится, что торговые дома и рынки должны предоставлять равный доступ к торговым объектам и свободным торговым местам всем предпринимателям, за исключением отечественных товаропроизводителей социально значимых продуктовых товаров (далее – СЗПТ), которые имеют преимущественное право при аренде торговых мест.