...Читать далее
Для детей нет сложных и несложных тем. Есть то, что их интересует и то, что пока остается вне поля его интересов. Не пытайтесь рассказать детям об СВО что-либо «в обязательном порядке», по некоей программе, составленной у вас в сознании. Лучше развивайте свою наблюдательность. Если вы заметите, что ребенок чем-то заинтересуется, его взволнует какая-то тема, он начнет задавать вопросы об этом, то это важный сигнал о том, нужно поговорить.Не настраивайтесь на один большой серьезный «взрослый разговор». Лучше будьте готовы к серии непродолжительных бесед, в ходе которых у ребенка могут появиться дополнительные вопросы, он захочет от вас уточнений. Начать первую беседу можно с вопроса: «Что ты хочешь узнать об этом?», «О чем ты хочешь послушать?», «Что тебя интересует больше всего?».Если не получится объяснить что-то сразу, знайте, что это нормально. Просто скажите, что вам нужно хорошо подумать, чтобы объяснить это понятнее. Но при этом у ребенка должен быть четкий ориентир, когда будет продолжен разговор.Не сложно заметить, что «нужные» мысли, слова приходят к нам утром, на следующий день после постановки проблемы. Так «отдохнувший» во сне мозг успевает переработать информацию и выдать решение.Назначайте разговор на следующий день.Например:– Я хорошо все обдумаю, чтобы тебе понятнее объяснить и завтра после завтрака (или другой четкий временной ориентир, понятный ребенку), мы начнем с тобой разбираться в этой теме.Обдумывая диалоги, опирайтесь на тот опыт, который уже есть у ребенка в этой сфере. Он мог смотреть мультфильм, читать сказку, видеть что-то на улице. Ведь не зря же у него возник интерес к определенной теме. Его опыт вы можете использовать для сравнения, наглядного объяснения.Например, обсуждая тему военных действий, мобилизации, СВО, можно сказать: «Помнишь, в твоем любимом мультике про трех богатырей, тебе понравилось, какие богатыри дружные, храбрые. Настоящие солдаты такие же. Они тоже стремятся жить в мире, справедливости, у них тоже есть семьи. Если потребуется, и богатыри и солдаты готовы храбро защищать родную землю».Как подбирать слова, чтобы не запутать и не напугать малыша еще больше
Для взрослого человека, понимающего всю тяжесть немирного времени много тревог и страхов. В этом случае, действительно трудно подобрать слова.Важно для начала расширить границы своего восприятия проблемной ситуации. Ведь восприятие сужается под воздействием стресса. Человек себя чувствует, как в узком туннеле, или загнанным в угол. А важно принять, что не только гибель, разрушения, боль и страх вошли в жизнь общества. Время испытаний возрождает и подлинные ценности: возрастает значимость силы духа, взаимовыручки, сплоченности, дружбы.Вспомним Пьера Безухова из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Истинную радость жизни, душевный подъем, свободу Пьер прочувствовал находясь …в плену у французов. Пережив ужас и бессмысленность людских потерь, он все же понял, что над людской душой ни властно ничего, что простых душевных радостей и любви не отнять, если того не захочет сам человек. Это не пустые слова. Граф Лев Толстой, сам переживший в молодости осаду Севастополя, правдивый писатель. Стоит отнестись к его рассказу душевного перерождения аристократа Безухова серьезно.Этот классический литературный пример приведен для того, чтобы каждый родитель осознал: пока он сам не найдет для себя значимый смысл в происходящем, он не сможет результативно поговорить об этом с ребенком. Ребенок, не смотря на любые слова, прочувствует эмоции родителя: тревогу, страх, неуверенность.Говорить с ребенком нужно о том, что вам самим придает силы. Для ребенка главнее и понятнее эмоции, а не объяснение всей политической ситуации.