Найти тему
Первые впечатления

«На наши концерты ходят люди самого разнообразного возраста…»

Почти невозможную задачу удалось решить в 1979 году автору британского журнала «International Musician and Recording World», опубликовав здесь достаточно подробное интервью с бас-гитаристом Queen Джоном Диконом. Тогда Джон весьма откровенно рассказал о начале своего музыкального пути, о творческих планах вне его знаменитой группы.

Джон Дикон является одним из самых характерных бас-гитаристов 60-70-х годов в рок-индустрии. Как известно, басисты предпочитают находиться в тени, слева от сцены, но вместе с тем остаются необходимым якорем для лид-гитариста и вокалиста группы.

«По неведомой традиции, бас-гитаристами становятся тихие, глубоко мыслящие люди, которые редко оказываются в центре внимания; у них почти не берут интервью, однако без них развитие большинства групп остановилось бы. Возможно, это напрямую связано с тем, что некоторым группам нужен спокойный, разумный участник, который способен компенсировать непредсказуемость остальных, – почему-то эта роль чаще всего отдается человеку, играющему на бас-гитаре.

Джон Дикон идеально подходит под эту модель. И я думаю, что большинство людей не стремятся расширить эту характеристику. Когда говорят о Queen, все сразу вспоминают Фредди Меркьюри и Брайана Мэя, однако это всего лишь половина группы. Остальная часть принадлежит Джону и барабанщику Роджеру Тейлору.

Тем не менее Джон, похоже, не возражает против этого порядка вещей, ибо он выполняет ту же роль, что и Билл Уаймен, Джон Энтвисл, Джон Пол Джонс и множество других талантливых рок-музыкантов.

Знакомство Джона с басом также, кажется, не вышло за пределы классической традиции: он начал играть на гитаре, но вскоре обнаружил, что на четырех струнах играть легче, чем на шести. «Я начал с игры на гитаре в лестерской школе. Сначала я был ритм-гитаристом в одной группе, но бас-гитарист там был не очень хорош, а у меня не получалось играть на гитаре. Так что в итоге мы поменялись местами: я играл на басу, а вокалист стал еще и ритм-гитаристом».

«Моей первой бас-гитарой стала старенькая EKO с тонким грифом, которая прослужила мне довольно долго. Я играл в различных группах на протяжении всего обучения в школе, а в 18 лет поступил в Лондонский университет и на некоторое время забросил это занятие».

Джон не брал в руки гитару на первом курсе университета, но уже на втором стал скучать без музыки. Тогда он уже играл на гитаре, о которой всегда мечтал, но об этом чуть позже. Это время ознаменовано тем, что совсем юный Дикон познакомился с Queen.

-2

«Один мой друг был знаком с Роджером, который рассказал ему, что они ищут бас-гитариста. В то время все уже понимали, что у нашей группы нет будущего, поэтому я спокойно пошел на прослушивание. К тому времени группа существовала около полугода, и в ней уже сменилось три или четыре басиста. Я выучил несколько их песен, которые они исполняли, а потом большую часть из них мы записали на нашем первом альбоме».

Таким образом, с приходом бас-гитариста состав Queen был полностью укомплектован, и для Джона то стала первая работа с профессиональной группой. В те первые дни Queen придерживалась особого подхода к музыкальному бизнесу, который был основан на здравом смысле, что позволило им избежать многих ловушек в индустрии, в которые продолжают попадать более мечтательные молодые люди.

Поначалу Джон был полон решимости закончить учебу, что он в итоге и сделал, после чего начал работать над получением степени магистра наук в области акустических и вибрационных технологий. К тому времени его студенческая группа распалась, поэтому учеба стала его единственным постоянным занятием. Сейчас он признает, что его решение заниматься музыкой было связано с определенным риском, однако тут неожиданно вмешался случай в лице Queen. «Для меня это не было каким-то важным событием, поскольку у них уже были собственные идеи и песни, и я просто пришел и сыграл на басу. Фредди и Брайану на самом деле не нравилось выступать в клубах, где никто не знает, кто ты такой. Все это вполне естественно, потому что без выпущенного диска вас никто не знает, но, если у группы появляется запись, все становится намного проще».

«В те первые мы действительно отыграли несколько концертов для друзей и тому подобное, но совсем не думали на этом останавливаться. Брайан был знаком с одним из инженеров студии "De Lane Lea", в которой тогда строился новый комплекс. Поэтому им требовалось, чтобы какая-нибудь молодая группа приходила и шумела, чтобы они могли проверить звукоизоляцию между различными студиями».

«Благодаря этому они дали нам немного свободного времени в студии. Тогда нам удалось сделать демо из пяти треков, которые вызвали заметный интерес, потому что были выполнены на профессиональном оборудовании. После выхода альбома мы отыграли несколько концертов, которые закончились как настоящее турне. Тот первый альбом не принес нам большого успеха, однако мы продали несколько тысяч копий и отыграли сессию на передаче Джона Пила» (известного британского радиоведущего. – Прим. пер.).

Долгое время Джон оставался верен своему старенькому басу, однако на каком-то этапе опробовал Rickenbacker, потому что ему «раньше нравился Крис Сквайр». Однако вскоре с Rickenbacker стали возникать проблемы в процессе записи, поэтому Джон был вынужден вернуться к своему надежному и испытанному Fender. Конечно, нельзя сказать, что этот парень, несмотря на свое образование в области электроники, владеет супертехникой игры на басу; не стал он и преподавателем музыкальных наук, хотя по-прежнему сам выбирает оборудование, с которым чувствует себя комфортно.

«У меня есть две гитары Precision, которые со мной уже некоторое время. Они все еще прилично звучат, хотя я использую их довольно редко. Со временем они выгорели на солнце, и я снял с них верхний слой краски, так что теперь они выглядят нормально. Одну из них я сейчас использую в качестве запасной на концертах».

«Еще я опробовал одну или две вещи, когда мы были в Америке, когда я купил бас-гитару Music Man StingRay. Она звучит неплохо, и я уже использовал её в студии; тем не менее я все равно предпочитаю Precision. У нее не такой приятный звук, и я нахожу его немного искусственным. На самом деле очень трудно превзойти Precision».

-3

«Я думаю, что Precision с двойным стержневым звукоснимателем выглядит очень удачно. Также в последнем туре по Америке я купил очень старенькую Fender, одну из самых ранних, с небольшим прямым звукоснимателем, который кажется вполне удобным, хотя я только начинаю к ней привыкать. Я использовал её, когда мы записывали какой-то трек в Германии, но в итоге все равно вернулся к своим прежним Precision».

«В студии я могу использовать разные типы звучания, однако с группой я придерживаюсь традиционного басового звучания, не такого ритмичного, как в танцевальной музыке».

В выборе струн Джон также остается верен марке, которую использует с самого начала. В наши дни доступно множество моделей, особенно для шестиструнных гитаристов, однако в области бас-гитар, похоже, господство захватили британские компании. При этом пионером здесь остается James How, чье производство струнных заслужило похвалу многих выдающихся артистов, в том числе Джона Дикона. Он в данный момент использует их струны с супернамоткой и не собирается изменять любимому бренду. «Они намотаны на проволоку, но с внутренним кабелем, и он начинает наматываться только тогда, когда проходит через мост. Я действительно доволен ими. Наверное, иногда мне следовало бы использовать более тяжелый калибр, чтобы получить более плотный звук, но этот легкий калибр, на мой взгляд, гораздо проще воспроизводить. Я всегда пользовался ими и ни разу не пробовал другие, поскольку меня полностью устраивает их звук. Иначе я бы давно попробовал что-то другое».

Что касается усилителей, то в настоящее время он проводит небольшой технический эксперимент. В основном Дикон использует акустические усилители Tops, но недавно освоил новое оборудование Sunn. Раньше Джон использовал акустические усилители с гибким динамиком, но их звук показался ему "рваным". Сейчас он экспериментирует с усилителями в размере 2 на 15, один из которых использует и Брайан Мэй.

Весь прошлый год Queen провели за пределами Англии, однако уже в нынешнем году они планируют отыграть турне по Великобритании. После такого перерыва будет интересно проверить реакцию фанатов, особенно с учетом стремительной популярности групп "новой волны".

Творческий образ Queen подвергся жесткой критике панков. Но повлияло ли это как-то на группу, и будет ли их музыка по-прежнему актуальна, когда они отправятся в свой новый тур?

Джон признается, что слушает много разнообразной музыки, которая весьма далека от стиля его группы. Остальные участники Queen, кажется, не всегда готовы поступать так же. «Все это достаточно индивидуально. Я не думаю, что Брайану и Фредди нужно обязательно слушать много музыки. Хотя именно за счет наших индивидуальных интересов в группе существует такая разница музыкальных вкусов».

«Брайан в основном любит американские группы, такие как Aerosmith и Kansas. Мне же нравятся и английские музыканты. Англия по-прежнему выпускает лучшую музыку и лучшие группы, которые продолжают карьеру в США, – здесь действительно очень много талантливых людей».

«Queen существует лишь за счет оригинальных идей. Мы работаем в этой индустрии достаточно долго, но никогда еще не привлекали сессионных музыкантов. Не знаю, хорошо это ли плохо, но в этом наша особенность».

«Теперь все действительно зависит от качества песен, которые должны привлекать широкое внимание. В мюнхенской студии "Musicland" мы просто играли и импровизировали, что подействовало на нас довольно освежающее; мне понравилось. Такая атмосфера, я думаю, положительно скажется на записи нашего альбома» (имеется в виду будущий альбом Queen "The Game", который записывался в Мюнхене в 1979-1980 годы. – Прим. пер.).

Однако участие в устоявшейся группе имеет свои недостатки, особенно для такого человека, как Джон, который хотел бы попробовать себя и в других проектах. Он признается, что планирует когда-нибудь заняться продюсированием, но пока ему просто не хватает на это времени.

«На самом деле Queen - весьма замкнутая группа, и мы много лет держимся обособленно. Мы действуем в пределах своего небольшого круга и почти не контактируем с остальным музыкальным бизнесом. Из-за этого у нас не так много контактов, как у других артистов. Лично я был бы не прочь заняться продюсированием, но, если ты ничего для этого не сделаешь, люди никогда не узнают, что ты заинтересован в этом».

«Многие участники известных групп продюсировали новые имена, однако если все идет наперекосяк, то говорить будут прежде всего о тебе. Я проявил бы большую осторожность, прежде чем что-либо предпринимать. Еще одной проблемой, с которой мы все чаще сталкиваемся в наши дни, является нежелание других музыкантов связывать свое имя с образом Queen. Что ж, я вполне их понимаю. Все это очень нелегко».

Некоторое время назад Джон стал собирать музыкальное оборудование у себя дома, и одновременно с этим его группа купила студию в Монтре (Швейцария).

Джон объясняет: «Раньше мы думали купить студию в Англии, но все это оказалось достаточно непросто, да и подходящий вариант так и не нашелся. Потом, когда мы были в студии в Монтре, вдруг оказалось, что она выставляется на продажу, и мы тут же её купили. Это действительно приятное место, которое находится на берегу Женевского озера, а с другой стороны его окружают горы».

«Здесь ежегодно проводится джазовый фестиваль, который потом выпускают на нашей студии. Сама студия состоит из двух комнат, достаточно просторных и удобных для группы. Ранее в ней было записано много хороших концертных альбомов, но в остальное время – это самая обычная студия».

Упоминание концертных альбомов сразу наводит на мысль об альбоме "Live Killers", который Queen выпустили в этом году. «Это была действительно колоссальная работа, и я думаю, что в итоге мы перезаписали то, что у нас уже было», - признается Джон. «Если бы Queen выпустила один или два хороших концертных альбома, ей, полагаю, это бы сошло с рук. В любом случае я не большой поклонник подобных альбомов».

Учитывая, что музыкальная сцена сейчас находится в таком широком состоянии, вмещая в себя артистов "новой волны", диско и тяжелого рока, важно, что Queen все еще могут выпускать хорошие и актуальные альбомы, которые интересуют публику. Но любопытно, как выглядит среднестатистический поклонник Queen?

«Я действительно не знаю, потому что мы сталкиваемся с самыми разнообразными возрастными группами. Даже во время туров на наши концерты ходят как 20-30-летние, так и люди в возрасте, а также подростки и дети. Я не знаю, каков среднестатистический поклонник Queen…возможно, мы узнаем об этом в новом туре!»