Найти тему
Сценарист.ру

Заметки пожилого продюсера 9/2. Планы компании

Планы
Планы

Автор Сергей Даниэлян

Планы такая опасная вещь. Любой продюсер-хозяин стремится к увеличению числа проектов. Почти любой ценой. И остановить его трудно, почти невозможно. Но НАДО! Это титаническая борьба. Можно, конечно, плюнуть и выполнять, понимая, что это всё скоро рухнет. Но я так не мог. Ответственность меня сгибала пополам. За людей. Да, логика продюсера понятна: больше запустили, больше продали, больше заработали и т.д. Но есть ограничения и факторы риска.

Если у вас гостиница в курортном месте - это одно. Сезон, наплыв, набор дополнительных сезонных сотрудников, чтобы справиться. Лёша, заметили слово "сезон"? Оно ключевое. И оно никого не пугает. На то оно и есть курортное местечко. Так там люди и живут и планируют свою жизнь. А как вам понятие "сезон" применительно к компании в центре Москвы, куда приезжают на работу сотрудники, которые не хотят быть "сезонными"? Страшно?

Конечно, страшно. А как иначе? И ты за них борешься. Если планы компании увеличиваются на 15-20% - ничего страшного, эту нагрузку можно перераспределить. А если в два раза? Или поболее? Это катастрофа, потому что пути назад нет. А держать этот уровень невозможно. Я редко даю слово, но тут я знаю, что я говорю. Невозможно. И на то есть масса причин объективного свойства. Лёша, объективного свойства это тогда, когда от лично твоих способностей это не совсем зависит. А если точнее, то не зависит никак! И тогда начинается обратный процесс: не набора сотрудников, а их... Правильно! Увольнения! Но и здесь нам удалось всё удержать в равновесии.

Мой шеф Рубен был и есть самый порядочный человек на свете. Отвечаю за свои слова! Но, несмотря на железную бизнесс-хватку, он ещё и самый добрый. Представляете? Трудно, но это так. За долгие годы он не уволил ни одного сотрудника. Если тот явно не справлялся со своими обязанностями креативного свойства, то он всегда старался устроить его хотя бы в видеотеку, чтобы тот продолжал кормить свою семью. И только тогда, когда мы стали составной часть ПРОФ-МЕДИА, только тогда начались увольнения. Но по указке сверху. Кризис и прочее.

Долгие годы у нас в подвале было малюсенькое кафе для сотрудников. Ну, поесть немного, выпить компоту. Повара звали Николай Семёнович. Готовил он отвратительно, но сами сотрудники ворчали, но не позволяли его уволить. Жалко. Мне никто не поверит, но эта компания существовала как семья. Такого больше не будет, но это было. Там было тепло, уютно и весело. Многие сценаристы до сих пор об этом вспоминают.

Посиделки в моём кабинете, много курева и кофе, разговоры и разговоры... был один случай, когда мы сидели допоздна с одним известным режиссёром и с одним известным своей капризностью сценаристом. Дело было к ночи, но им надо было договориться. Обязательно. Я им уже не мешал, бегал в магазин за выпечкой, наливал чай и кофе, исправно мыл посуду, проветривал помещение. И вдруг, уже уходя в коридор с очередными грязными чашками, услышал от этого сценариста: "Сергей Виленович, вы меня убедили! Продюсер тоже может быть полезным!" Вот так!

Планы компании надо собирать как мозаику, не делая неострожных движений. Но если вы наметили 8 проектов на следующий год, то изволь их подготовить. Если у тебя готовы всего шесть - берегись! В твоё отсутствие твой шеф быстро придумает два недостающих и ты будешь это расхлёбывать по полной. Надо будет аккуратно дезавуировать эти два проекта и на их место аккуратно поставить два других. А твой начальник может предложить всякое. Один раз я зазевался, а мне уже протягивают книженцию "Господин Гексоген". Давай экранизируем? Ничё, да?
Жанры проектов и их формат? Лёша, ну, всё как обычно. Некоторые нетерпеливые сценаристы, уставшие пробиваться, нередко предлагают крайности. Они наивно полагают, что оригинальность идеи позволит им войти в ближний контакт с компанией и решить все проблемы.

Лёша, у меня есть тест на хорошего редактора. Нет, честно! Ну, тестов, конечно, много, но один из них такой: если редактор во сне услышит фразу "Давайте сделаем это! Ведь этого ещё никто не делал!" и с воплями ужаса проснётся, то это хороший редактор и его воспитание практически закончено. Он готов к работе. Алексей, я смотрю как ваши (наши) друзья сценаристы часто щеголяют американскими названиями модных сериалов, не до конца себе представляя: на каких каналах они идут, какие задачи у этих каналов и каков контекст.

Я, благодаря своему спутнику, смотрю понемного все национальные каналы европейских стран. Сетка практически такая же, и список жанров сериалов такой же. Было бы странно, если бы это было не так. Я, скажем, не собираюсь спорить с общественностью по поводу сериала Настоящие Детективы. Хотя и считаю его крайне слабым и наивным. Но вот его место в эфире надо всё равно понимать. Для какой аудитории, какие ограничения и какое время выхода в эфир. Это надо чётко понимать.

В прайм-тайм востребованы и будут востребованы в ближайшие годы всё те же жанры: криминальные боевики, детективы, мелодрамы, ретро-истории из жизни большой страны и прочее. И, конечно, военные фильмы. Можно сколь угодно плеваться, мол, их много, зритель устал и т.д. Практика показывает, что не устал. Просто ракурс должен носить приключенческий характер, без назидательности. Лёша, поймите. Сериалы о Великой Отечественной Войне - это единственное поле с абсолютно точными целями и задачами, с точным пониманием врага и защиты Отчизны.

Такого другого нет. И, дай бог, не будет. Это наши вестерны, если угодно. Что касается формата. 4 серии каналы стараются не брать. Их лучше всего программировать в особые или праздничные дни. В будние дни на них плохо фокусируются зрители. А 8, 12 или 16 серий предпочтительнее. Лёша, напомните мне про формат, когда я буду писать заметку про горизонтальное и вертикальное программирование. И буду доказывать в 156-й раз, что вертикального программирования в этой стране не будет ещё очень долго.
Лёша, сейчас на меня обрушатся все, но я не буду отвечать. Уже немного закалился.


"Обойма сценаристов".
На стадии становления компании приходилось самому искать сценаристов. Нет, я знал тех, кто мне нужен. Как не знать? Самое страшное для сценаристов, которые себя ещё не зарекомендовали как следует в глазах продюсеров, то... что у них нет практически никаких шансов. Простите, коллеги, но я рискую говорить вам правду. Время шуток закончилось.

Ну, шансы есть, но очень маленькие. Например, заинтересовать своим сценарием известного артиста, на которого он написан. Такое было. Женя Миронов пришёл с одной идеей и с двумя не самыми маститыми сценаристами. И я, желая его заполучить, взял этот сценарий и этих сценаристов. А потом Олег Погодин практически всё переписал.

Подружиться с востребованным режиссером, увлечь его идеей своего сценария и войти в двери компании вместе. И кофе нальют и печенье выложат. Никуда не денутся. Некоторые кинодеятели, за которыми охотится компания, могут стать поводырями. И становятся. И такие примеры есть. И самый кровавый путь, это писать поначалу в команде, на больших проектах, отчаянно любя свою профессию, надеясь на лучшее. Но, Лёша, я вытащил оттуда двух сценаристов и был ими доволен.

А на первых порах на свои проекты ты приглашаешь сценаристов, которых уже знаешь по успешным проектам. И это понятно. Многие сценаристы обижались, путая нашу компанию с Госкино. Но реагировать на подобное сложно.

А теперь самое главное. Лёша, вы готовы? Только без обмороков! Я в первые годы всеми силами боролся за то, чтобы компания не принимала никаких заявок, синопсисов и сценариев со стороны! Злодей? Не знаю. Тому много причин. Заявки вообще рассматривать непрофессионально. Я на Первом канале сидел на заявках год. Бессмысленная трата времени. Тебе не заявка нужна, а хорошо пишущий сценарист. А умеет он по этой заявке, если она приглянулась (такого не было никогда), написать внятный сценарий - вопрос. И времени на поиски ответа тоже не предусмотрено.

Мой шеф меня не слушал, открыл все ворота и двери. Ждал сценариев и заявок. Собрал даже фокус-группу из 6 редакторов. Я со своими двумя редакторами делал все проекты, а там "шестеро редакторов в поисках автора" (классная шутка), занимались ерундой. Всё читали, всё обсуждали, а на выходе был пшик. Скажем, из ста присланных работ серьёзно можно было обсудить пять-шесть, но из них только одну они пытались разработать.

Результат ничтожный, но группа трудилась. Через некоторое время они стали рекомендовать что попало. Я быстро понял, что они, не давая результата, стали беспокоиться о своей занятости и немного мухлевать. Боясь увольнения. Два года мучения и фокус-группа была ликвидирована. За два года на выходе были пару популярных книг, которые группа рекомендовала к экранизации. Возможной. Так гибнут замыслы с размахом!

Что делал я? Ну, я не такая сволочь, каким я здесь нарисовался. Я готовил свой список авторов. Когда обращались ко мне, а такая возможность была, на мыло, то я просил прислать любую написанную серию этого автора. Ох, это я писал для других, а это уже снимается... Неважно, говорил я, пришлите любую серию и я увижу вас. А заявки не надо. Серию! И я находил время для чтения. Если автор мне нравился, это бывало нечасто, как вы понимаете, то я ему честно говорил: у меня сейчас нет свободных проектов, но если что-нибудь или кто-нибудь сорвётся, то я вам наберу. И четверых авторов я ввёл в работу именно таким способом. Честно. Они знают, о ком я говорю.

А обойма авторов у компании существует. И это не секрет. А как иначе? Автор справился с работой, хорошо себя показал и, вполне естественно, что я захочу с ним работать ещё. Мы уже друг друга знаем. Это удобно и верноподанно.
Лёша, на сегодня хватит. Завтра, я вам гарантирую, нас разнесут к е...ной маме. Мало не покажется. А если не разнесут - продолжим. Френкель, запомните. Когда вас бьют, то не пытайтесь устоять на ногах. Это вредно для здоровья. Группируйтесь и мягко падайте.

Дело говорю. Пока.