1 марта 1760 года родился Франсуа Николя Леонар Бюзо (Франсуа Бюзо) — французский адвокат и деятель Великой революции, жирондист.
Вместе со своими сподвижниками, также жирондистами Петионом и Барбару бежал от преследований, однако решился кончить жизнь самоубийством. В июне 1794 близ городка Сент-Эмильон был найден его труп, ему было 34 года.
Мемуары Франсуа Бюзо. отрывок
"Я вижу много причин поддерживать жизнь, но не чтобы о ней сожалеть. Я выпил до дна чашу несчастья, самое время, наконец, освободиться, смерть - противоядие жизни. Если не нужно было бы умирать, кто из нас согласился бы на такое существование? О! Провидение! Ты создало меня, чтобы быть счастливым, я доверюсь тебе.
Естественно – человек хороший; в этот момент, я хотел бы признать эту великую истину. Именно общество ухудшает и искажает человеческий род. Правительства - вот источник всех преступлений наций; и правительство, наиболее ужасное, наиболее злое, то, чью чудовищную модель нам сегодня предлагает Франция. Деспотизм нескольких в тысячу раз ужаснее чем деспотизм одного; децемвиры в Риме, тридцать тиранов Афин, пролили, в мирное время, больше невиновной и чистой крови, сколько не могли бы пролить наиболее катастрофические войны. Еще римляне и греки тогда чувствовали себя свободными, и оказались мстителями. Если народ нас судил, он совершил, без сомнения, большую несправедливость, но у нас осталась надежда на его раскаяние. Тираны к этому не способны; кажется, напротив, что возвращение к справедливости было бы для них предвестником падения.
Но если такова должна быть судьба моей несчастной страны, у которой нет выбора, мне больше нечего желать, кроме клочка земли в Швейцарии или в Америке, где мне было бы разрешено жить в полной изоляции и независимости от мира.
Между тем, оставляя Францию чтобы никогда больше не вернуться, я чувствую, моя страна мне будет ещё дорога! Она будет дорога мне всеми жестокими воспоминаниями, которые мне постоянно напоминают о крови моих друзей, коей земля была залита, останками, захороненных в ней, живыми друзьями, которых я оставляю, теми, кто меня не оставил в несчастье, и которые остаются верными человечеству и дружбе! Чтобы больше туда не вернуться! Надо любить свою страну так, как я нежно люблю мою, чтобы чувствовать, насколько эти слова ужасны. О, Эврё! обитель моего детства, места - свидетели моих удовольствий и наперсники моих наказаний; слабые тени моей страны, я вас не увижу больше! О, мои друзья! без сомнения, я мог бы найти намного больше привязанностей и интересов в городе Эврё. Но судьба привела меня на юг; но мои друзья верили в долг, становясь беглецами; они обманывались, что смогут собрать несколько обломков свободы; я пошёл за ними в Бретань, там мы нашли хороших и верных друзей; но к нашему прибытию в Жиронду, всё было потеряно; 0, мои друзья, которых я постоянно находил верными в несчастье, несчастье – первый камень дружбы; но здесь от того или иного человека, мы не должны ожидать усердия, привязанности, мужества и жертв; Французские народные представители, наши права были более широкими, наша надежда была основана на национальном правосудии; нация никогда не извинит непростительных преступлений по отношению к нам. О чем я говорю, по отношению к нам? Что-то во Франции может нас уважать? Иностранцы, о, вы, кто мог бы нас порицать! Думаете не много злодеяний было совершено после нашего уничтожения. Думаете, их бы не совершили, если бы не погубили нас. Это основа нашего поведения, и мы могли бы привести веские доказательства.
Да, моя страна мне всё ещё дорога; но никогда французский монарх не будет моим хозяином и, не желая больше быть гражданином, я попытаюсь снова стать человеком, и для этого любая страна для меня хороша, за исключением Франции.
О, свобода! Свобода! Душа больших трудов, утешение и поддержка жизни; ты, без которой человек теряет все свое достоинство, свою силу, свой характер; ты, без которой униженные способности томятся в покое и тишине за пределами смерти; ты, для кого были мои первые обещания и первые порывы моего зарождающегося разума; ты, кому я посвятил мои занятия, мои надежды, мое счастье; свобода! Тебя больше нет на этой несчастной земле! преступление окрасило кровью первые лучи твоей зари; ты отступаешь приведенная в ужас злодеяниями и ужасами Франции; ты возвращаешься в места, где мужество готовит тебе мирное и счастливое жилище, в богатых полях честного американца, под прикрытием его законов и под тенью его обычаев. Там судьи будут соблюдать законы, защищать порядочность, наказывать за преступления; свобода личности пользуется в том мире благами, которые не вредят другим; доносы, зависть, страх там не иссушают мир и безопасность в сердцах.
Можно без страха любить своих друзей и своих детей; и, в сладости удачного союза, можно испробовать сладость добродетельной и удовлетворенной любви. Ох! Кто доставит меня в это убежище невиновности и мужества? когда я смогу там дышать чистым воздухом, которым там дышат и вдыхать эти приятные запахи душистой земли, и эти приятные испарения лужаек и деревьев, которые так приятны моему сердцу? Увы! в печальном убежище, где я заточен, я не получаю больше благотворительной жары солнца, я не вижу больше зелени полей; журчание ручья не ласкает больше мой слух и не приходит усыплять страдания моего сердца; ничто живое не смешивает его слезы с моими слезами; я не вижу больше ничего того, что дышит, и сама надежда не предлагает мне ничего, кроме погребального савана;
Ах! Ещё несколько дней, несколько дней и падение наших тиранов, исполнит долг, который у меня остается, и сновидение жизни исчезнет навсегда! Но если такова моя судьба, чтобы после длинных и бесполезных страданий я должен буду погибнуть во Франции, посреди палачей, которые меня окружают, вы, кто интересуетесь моей славой и славой моих друзей, не опасаетесь ничего, что было бы недостойно нас. Наша душа никогда не боялась смерти, но никогда убийца не поспособствует этому; и вплоть до последнего вздоха Петион, Барбару и Бюзо будут свободны…"