Исследование закономерностей запоминания связного текста в отечественной психологии послужило реакцией на изучение зарубежной психологией бессмысленных слогов. Именно на бессмысленном материале зарубежные психологи доказывали все возможности человеческой памяти. С этим не могли мириться отечественные ученые, которые доказывали, что запоминание невозможно без осмысления. И даже при запоминании бессмысленных слогов человек использует приемы понимания.
Я уже писала ранее, что в нашей стране как нигде изучалась не только произвольная память, но и непроизвольная. Поэтому закономерности запоминания связного текста также рассматривались в двух направлениях.
Испытуемым разного возраста от 7 до 18 лет предлагались тексты. Для изучения непроизвольной памяти давалось три задания для разных текстов. Первое задание: три раза прочитать и понять. Второе задание: три раза прочитать, понять по готовому плану. Третье задание: прочитать и придумать свой план.
Для изучения произвольного запоминания сюжетного текста предлагались точно такие же задания, только вместо задачи понять ставилась задача запомнить. То есть в первом случае ставилась познавательная задача - понять, во втором – мнестическая задача - запомнить.
Понимание включает в себя ряд мыслительных операций, таких как разделение текста на смысловые единицы, а затем логическое их соединение. То есть, мы сначала соединяем слова в предложение, затем предложения в абзацы, а абзацы - в текст. В результате получаем общее представление о прочитанном.
Запоминание предполагает такие действия, которые помогли бы впоследствии воспроизвести прочитанное.
После выполнения заданий предлагалось вспомнить тексты и написать их на бумаге. Понятно, что для тех, кого просили только понять текст, задание вспомнить прочитанное стало неожиданным заданием. В этом суть исследования непроизвольной памяти. В итоге получились следующие результаты.
Младшие школьники неважно справились со всеми заданиями. Даже при выполнении задания на простое понимание они растерялись. Чтобы исключить причину сложности текста экспериментаторы прочитали рассказы дошкольникам. При этом никаких задач перед детьми не ставились. Дошкольники рассказы поняли и охотно их пересказали. Ученые пришли к выводу, что младших школьников задачи понять и запомнить только отвлекали от понимания и запоминания. Это говорит о том, что они еще не могли управлять процессами понимания и запоминания произвольно, так как не освоили их, а только обучались.
Ученики четвертого и пятого класса справились со всеми заданиями хорошо. Причем при произвольном и непроизвольном запоминании результаты более или менее одинаковые. Этот говорит о том, что и овладение приемами понимания, и умение использовать их для запоминания, уже сформированы.
А вот, подростки начиная с шестого класса, старшеклассники и взрослые при непроизвольном запоминании показали результат хуже, чем при произвольном. Ученые объяснили данный факт тем, что процесс понимания для данной категории испытуемых уже достаточно усвоен. А, как известно, то что усвоено, имеет сокращенный вид. В результате они ухватили общий смысл текста, и смогли его пересказать, а сам текст не запомнили. А когда ставилась задача запомнить, то они успешно использовали приемы понимания для запоминания текста.
Чем могут быть полезны знания о данных особенностях запоминания связного текста? Согласно законам непроизвольного запоминания человек после прочтения информации способен запомнить только общий смысл прочитанного. Он не может запомнить каждую деталь, в которой как раз может скрываться что-то важное. Кроме того, понимание – это мыслительный процесс, который зависит от уровня образованности человека. Каждый человек поймет прочитанное или услышанное в силу своих возможностей. Таким образом, любой пересказ будет содержать не всю информацию, которая имелась в первоначальном источнике. Поэтому, если необходимо что-то узнать, то необходимо обращаться к первоисточникам, а не пересказам. В настоящее время, я думаю, это как никогда актуально.
Возможно, вам будет интересна другая моя статья о памяти «Изучение отечественными психологами закономерностей непроизвольного запоминания».
Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни. Более подробно некоторые темы я раскрываю в своих книгах по научно-популярной психологии. Например, книга об эмоциональных переживаниях размещена на Литрес.