"...И еще: не пропустить никого. Хоть улыбочку, если не будет времени бросить слово, хоть малюсенький поворот головы. Все, что угодно, но только не невнимание. От этого они захиреют...", - М .А. Булгаков "Мастер и Маргарита"
Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели! Сегодняшнюю статью начну с "глубокомысленной" фразы: все люди, как люди, а актёры - нечто особенное. И не потому, что некоторые из них талантливы, а кое-кто просто гениален.
А потому, что они выглядят, говорят, думают, чувствуют так, как им пишет сценарист и указывает режиссёр, как их персонаж должен делать, а не так как думают и чувствуют они по зову своего сердца и души. Поэтому лицедейство всегда считалось грехом, как бы продажей души, и хоронили их, горемык, за церковной оградой, как и самых больших грешников - самоубийц.
Они люди творческие и иногда их просто заносит: войдя в образ никак не могут из него выйти даже за пределами сцены и съёмочной площадки.
Вот почему же они, будучи отлучёнными от сцены и съёмок, так страдают? Да потому, что не имеют подпитки, не слышат восхищения и аплодисментов , признания в любви. Короче, хиреют.
Только поймите: я ни в коем случае не хочу никого обидеть из великих артистов, это просто описание моих наблюдений и рассуждений.
Мне кажется, в свете сегодняшних событий, что многие из них и побежали , как тараканы после "Комбата" (о. как символично!) только потому, что на родине не стало многих концертов, спектаклей, корпоративов: сначала пандемия, теперь СВО - не до них как-то, да и по заграницам особо не поездишь.
А им надо быть на виду и петь-шутить-танцевать за "долю малую",
налоговой неучтённую. Ведь кушать хочется всегда. А кто будет оплачивать сей банкет им, по большому счёту, плевать. Главное выделиться, чтобы остальные остались в тени.
Адмиралу Колчаку приписывают известную фразу (правда нигде этому не нашла подтверждения, но уже и неважно - фраза стала крылатой):
"Артистов, кучеров и прост&ток не трогать — они одинаково служат всем властям"».
"Беда коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги точать пирожник", - пословица.
Люди искусства тем и выделяются среди всех, что должны стоять вне политики. Она им чужда, ибо ничего они в ней не понимают - у них другое предназначение и, у кого-то даже, и образование.
Настоящий артист, по моему мнению, должен быть вне партий, движений, политических течений. Именно своим искусством он может оказывать колоссальное влияние на людей всех национальностей, возрастов и профессий.
Ну, не политическая фигура артист. Бог наделил его другим. Или они сами так решили. Это касается , к примеру, и спортсменов, которые рвутся в Думу: гимнастки, бегуньи, боксёры, бывшие КВН-щики, сетевые "продажники", певицы и певцы. Ну, не профессионалы они, зачем тогда?
Не политические фигуры артисты всех мастей, кроме того времени, когда страна нуждается в их моральной поддержке (могли бы и материальную оказать, как во времена Великой Отечественной), когда необходимо всем сплотиться для решения большой и важной цели, когда они должны быть со своим народом. Многие, к счастью, так и делают.
Но всё-таки их заносит и они могут натворить такое...
Странно то, что всегда и во все времена артисты или люди, полагающие, что Бог их наградил каким-либо творческим даром, особенно непризнанные и не удовлетворённые своими успехами, непременно желают заняться политикой. И не просто заняться, а сказать своё "весомое" слово.
Истории знает диктаторов - "творческих" личностей, которые возомнили себя вершителями судеб народов.
Даже не представляете, сколько их было в различных уголках мира. И именно диктаторами были эти "творческие "личности. Вот парадокс!
И часто история преподносила пару уроков людям, чтобы они думали, кого избирают и превозносят, но....
"Все великие всемирно-исторические события и личности повторяются дважды: первый раз, как трагедия, а второй - как фарс", - Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Иногда и больше двух раз, но люди таковы, что не хотят учиться и действуют по принципу:"Здравствуйте, грабли! Это опять мы",
Пристрастия диктаторов
Многие диктаторы в свободное время занимались творчеством: играли на скрипке, рисовали картины, писали романы и стихи, кривлялись на сцене, веселя публику, что, однако, не мешало им подавлять население. Об этой настораживающей двойственности и рассказывается в одной опубликованной книге.
«За каждым диктатором стоит несостоявшийся деятель искусства», - утверждает итальянец Эррико Буонанно (Errico Buonanno) в вышедшей в свет в 2014 году и вызвавшей множество споров книге «Синдром Нерона» (Il sindrome di Nerone). Как вы все помните, Нерон любил петь. О его качествах правителя - диктатора нет смысла распространяться, как и о таланте певца.
Автор исследовал наиболее" светлую сторону" самых зловещих политиков и открыл, что у большинства из них были увлечения, художественные наклонности, любимые занятия. Кто-то выставлял их напоказ, другие же предпочитали, чтобы об этом никто не знал. «Чтобы давать народу мудрые законы и управлять массами, нужно быть немного людьми искусства», - сказал как-то Бенито Муссолини, считавший, что он умеет играть на скрипке.
Кстати, 300- летнюю скрипку Страдивари диктатора Муссолини продали за 250000$ в 2014 году на Лондонском аукционе.
Несмотря на то, что их таланты были весьма скромными, диктаторы очень любили заниматься творчеством. Просто перечислю "художников": Уинстон Черчиль, Дуайт Эйзенхауэр, Джордж Буш-младший, Король Карл III, он же принц Чарльз. Правда, последний не диктатор, но правитель. Зато Франко был и диктатором и "художником".
Картина «Пруд с золотыми рыбками в Чартвелле» была выставлена на торги впервые; ставка в £357 тыс. стала итоговой - так была продана последняя картина премьера.
Довольно сентиментально, но считалось, что не хватает техники.
Известный американский президент Рональд Рейган был актёром и снялся примерно в 50 фильмах. Есть еще некоторые актёры, ставшие президентами, но, на мой взгляд, они не сыграли большой роли в полном смысле этого слова: Джимми Моралес — Гватемала; Джозеф Эстрада — Филиппины: Лех Качиньский — Польша.
А Иосиф Сталин? Советский лидер не отличался особыми художественными дарованиями, если не считать определенной любви к грузинскому пению. Кроме того, в юности он писал романтические стихи о «лунном свете» и «лепестках розы». Его любимым кинофильмом была «Волга-Волга» (1938), довоенная музыкальная комедия, снятая режиссером Григорием Александровым. Рассказывают, что он знал наизусть диалоги и тексты песен.
Густав Бычовски (Gustav Bychowski), автор книги «Психология диктаторов», подчеркивает:
«Покорность диктатору основывается на отождествлении его учеников и подданных с фигурой лидера. Диктатор является для них воплощением их собственных идеалов и желаний, компенсацией за собственные обиды и осознание своего величия. Диктатор ведет за собой массы силой внушения. И в этом он похож на деятеля искусств».
Качество его художественных произведений особого значения не имеет, пишет Эррико Буонанно. В том числе и потому, что диктаторы всегда окружены толпой льстецов и подхалимов.
«Эти вожди не являются эдакими одержимыми новичками. Они лишь хотят сделать более разнообразной свою биографию и с этой целью пишут, рисуют, сочиняют, делая упор, прежде всего, на количественную сторону и стремясь таким образом возвыситься над остальными», - отмечает Эррико Буонанно.
И это объяснимо, поскольку, придя к власти, они используют свои художественные наклонности и увлечения, прежде всего, в качестве инструмента пропаганды. Начиная от книг, написанных от первого лица, которые становятся предметом изучения в школах, и заканчивая документальными и художественными фильмами, в которых они восхваляют сами себя. Тираны без тени сомнения используют культуру для распространения своих идей и создания культа личности. Как признал однажды бывший президент Италии Сандро Пертини (Sandro Pertini), «как было бы хорошо, если бы у Гитлера было побольше таланта и он продолжил заниматься живописью. Это было бы лучше для человечества. Точно так же было бы лучше, если бы Муссолини занялся игрой на скрипке. В итоге Гитлер рисовал лишь кровью».
Непризнанные таланты готовы выместить всё своё неудовлетворение на целых нациях и государствах, поэтому их и нельзя допускать в политику. Да, и признанных тоже - много о себе мнят. У нас так одни короли и королевы и императрицами. Я так думаю. А. вы?
А какой урок история преподаёт нам сегодня - во второй части статьи.
Спасибо за внимание.