Найти тему
Prof.expert

Кем я хочу работать? Кем я могу работать? Готовый кейс.

Полина вернулась ко мне через год ровно.  

В 10 классе она свой запрос сформулировала так «определиться, кем я хочу работать и кем у меня есть возможность работать». Полина – личность в хорошем смысле сложная – глубокая, вдумчивая, разносторонняя. У нее много интересов и склонностей – от дизайна до психологии, от химии до антропологии. Что в таком случае делаем?  

Смотрим и обсуждаем результаты итогового тестирования Digital Human. Он показывает совпадения или несовпадения профессиональных сфер в двух важнейших категориях – ценностях (более устойчивая категория, практически не меняющаяся во времени, а значит, можно смотреть в перспективе) и интересах (категория, показывающая текущие увлечения). И если ценности и интересы совпадают в какой-либо сфере, то она и является наиболее вероятной гипотезой для дальнейшего рассмотрения. 

-2

У Полины в ценностях на 1 месте креативная сфера (в ее случае это - дизайн), на 2 –образование, на 3 –научно-исследовательская.  

 А в интересах креативная только на 3 месте, а на 1 и 2 местах в интересах – сфера образования и научно-исследовательская сфера соответственно. Вот в этом рассогласовании ценностей и интересов и кроются сомнения и неопределенность выбора. Договорились, что для преодоления этих процессов необходимо попробовать себя в тех сферах, которые оказались в поле зрения.  

Такой пробой может быть любое, на выбор подростка, активное действие в той или иной сфере. Это такое действие, где подросток выступает актором, человеком действующим, а не выступает в роли лишь зрителя или слушателя. Это -  занятия в кружках, студиях, технопарках , мастерских, профильные каникулярные программы и т.д. 

В качестве пробы НЕ могут выступать дополнительные занятия по школьным предметам с репетиторами или на курсах, потому здесь подросток пассивен, учитель дает знания – ученик потребляет.  

А вот участие в олимпиадах вполне подходят в качестве пробы – задания там выходят за рамки школьной программы, для подготовки к ним нужно расширять свой кругозор, искать дополнительные материалы, литературу, источники, осваивать новые знания, то есть действовать.  

Кроме того, очень полезно внимательно рассмотреть учебные планы тех профилей (программ) образования, которые соответствуют выбранным специальностям. Это дает представление о том, какие дисциплины будут изучаться во время обучения, можно понять, интересно это подростку или нет.  

-3

Вернемся к нашей истории.  

Полина вернулась через год с просьбой помочь подобрать ей вузы по выбранному направлению. Выбрала она … медицину. На первую встречу с Полиной пришел папа, который попросил поприсутствовать на встрече. Я не возражала, конечно. На вопрос, а почему Полина выбрала именно эту сферу, она объяснила, что это –реальная понятная профессия и больше ни одного аргумента или критерия. Я попыталась обсудить это подробнее, но папа деликатно, но твердо вмешался и попросил этот вопрос не поднимать, а перейти к выбору вуза.  

На этом первом занятии мы рассмотрели с Полиной профильные предметы на программах Первого мединститута. Странное впечатление на меня произвела эта встреча – Полина была собрана, но не активна и не улыбчива. 

После встречи я испытывала сложные чувства, то, что происходило никак не согласуется с моими ценностями, как профориентатора, тьютора и мамы двоих взрослых детей. 

Я разглядывала материалы нашей работы годичной давности.  Здравоохранение в ценностях Полины занимало 4 место, в интересах – 5. Не особо ценно,  да и не очень интересно, получается.  

Вот и что делать дальше? Отказаться от дальнейшей работы, поскольку мне совершенно не понятны основания такого выбора? Решила это обсудить с Полиной и ее папой на следующей встрече. И тут меня ожидал сюрприз – звонок Полининого папы: «Ирина, встреча с вами стала триггером отказа от медицины в пользу дизайна, нужна ваша помощь в подборе вузов по этому направлению».  

На второй встрече Полина была деловита, активна и улыбчива. На мой вопрос о радикальной смене направления, она ответила, что поняла, какими не интересными ей предметами ей придется заниматься столько лет. Да и зачем?  

Такой вот разворот! 

Как сейчас у Полины обстоят дела? Сложно! Потому что она в январе 11 класса поменяла список ЕГЭ и приступает к творческому заданию, которое необходимо подготовить к просмотру на дизайн-направление с огромным конкурсом и высоченными проходными баллами.  

Какие выводы можно сделать из этой истории?  

Профориентация не заканчивается встречей со специалистом, она с этого начинается. Моя задача, как профориентатора, помочь подростку сформулировать свои желания, осознать способности, сориентироваться на рынке труда. А дальше уже самостоятельно или вместе с тьютором/профориентатором пробовать, пробовать и еще раз пробовать разное, обсуждая и рефлексируя. А еще изучать профессии и учебные планы, подписываться на аккаунты экспертов в выбранной сфере, чтобы понимать, как устроен их образ жизни, что они читают, смотрят, с кем встречаются, быть активным и неутомимым в поисках своего дела. Потому что заниматься тем, что ты любишь и в чем ты лучше других – это ни с чем несравнимый кайф! 

И понимать, что если все это не делать, то неопределенность сама по себе не исчезнет, не рассосется, а рванет в самый горячий момент.  

Но я верю в то, что у Полины все получится, мы сейчас как раз разрабатываем победоносный план!)