Найти тему

Подготовка ребенка к поступлению в художественную школу.

Довольно часто в начале учебного года родители приводят своего ребенка на занятия в изостудию без конкретной цели, просто для общего развития. Если ребенок попадает в благоприятную среду, к ответственным и грамотным педагогам, целенаправленно занимающимся формированием первичных базовых понятий изобразительной грамотности у учеников, очень скоро появляются первые успехи. Особенно прогресс в обучении становится заметным через полгода после начала занятий в изостудии.

Поэтому уже в январе мнение родителей меняется и у них возникает желание продолжить обучение своего ребенка в художественной школе. Встает вопрос о выборе учебного заведения и подготовке к вступительным испытаниям.

Поступление в художественную школу: требования и экзамены

В Санкт–Петербурге много государственных художественных школ и школ искусств, дающих базовое начальное академическое образование. В них принимают детей в возрасте до 10 лет включительно. Обучение бесплатное, зачисление происходит по результатам вступительных экзаменов на конкурсной основе. Заявления подаются в начале мая, а вступительные испытания проводятся в конце этого же месяца по трем предметам: композиции, рисунку и живописи. Кроме того, важное условие: при подаче документов необходимо предоставить портфолио.

Сколько времени необходимо для качественной подготовки ребенка к поступлению

В ходе подготовки к вступительным испытаниям ребенок должен научиться изображать двух- или трех предметный натюрморт в карандаше или гуашью. Под умением изображать подразумевается способность ребенка самостоятельно решить композиционную задачу, смоделировать форму при помощи цвета и тона.

Если целью посещения изостудии изначально была подготовка к поступлению в художественную школу, то у ребенка есть достаточно большой запас времени с сентября по май. При занятиях два раза в неделю общая нагрузка составит 64 занятия с учетом каникулярных пропусков. В этом случае ребенок может спокойно и качественно, без чрезмерных нагрузок на детский организм и психику подготовиться к вступительным испытаниям.

Если же решение о поступлении в художественную школу принято родителями в январе, то на подготовку к экзаменам остается 18 недель. За вычетом зимних и весенних каникул, а также майских праздников остается 16 недель. Это немного. Но если ребенок дисциплинирован, способен четко выполнять все задания, занимается без пропусков не реже двух раз в неделю, то успешная подготовка за этот период вполне возможна.

До начала экзаменов 32 занятия: 10 занятий на рисунок, 10 – на живопись, 10 – на композицию, 2 занятия - разбор ошибок на экзаменах. Важно отметить, что на шести последних занятиях в мае, непосредственно перед вступительными испытаниями, ребенок отрабатывает экзаменационную ситуацию в реальном времени. Работает с минимальным количеством подсказок от педагога. Самостоятельно, красиво закомпановывает предметы на листе бумаги, предварительно выполнив эскиз. Решает тональный разбор и моделировку формы цветом или тоном, расставляет акценты.

Почему важно уметь самостоятельно составлять и корректировать график подготовки к поступлению

В нашей изостудии по каждому предмету есть либо готовые планировщики, либо помощники для составления личного плана нагрузки. Все планы разрабатываются на основе обратной связи от учеников, посещающих курсы, максимально учитывают их мнение и обстоятельства, возникающие в ходе подготовки. Но учесть абсолютно все невозможно.

Ребенок задействован во многих сферах: школе, кружках, занятиях с репетиторами. К тому же болезни и непредвиденные события также имеют место. Умение самостоятельно планировать деятельность – очень важный навык в условиях постоянно меняющихся обстоятельств. Никто лучше самого человека не знает об изменениях, которые случаются в его жизни или грядут. Никто лучше не сможет оценить состояние дел и скорость продвижения на пути к поставленной цели. Поэтому самый лучший повседневный график подготовки к поступлению может составить только сам человек, при этом нужно быть готовым постоянно его корректировать.

Семь шагов составления индивидуального графика подготовки к вступительным испытаниям

  1. Составьте список художественных школ, в которые планируете поступать. Ознакомьтесь с экзаменационными требованиями в каждом учебном заведении.
  2. Посчитайте, сколько недель осталось от текущего дня до начала экзаменов.
  3. Посмотрите, сколько готовых работ по каждому из вступительных экзаменов должно быть в портфолио. Сложите количество работ по всем предметам и вычтите уже сделанные.
  4. Разделите число из пункта 3 на число из пункта 2. У вас получится текущий рекомендуемый темп работы в неделю.
  5. Сравните с реальным темпом работы, т.е. тем количеством работ, который выполняется на занятиях.
  6. Проведите анализ и расставьте приоритеты. Если не успеваете, подумайте, что можно изменить, какие ресурсы задействовать, чтобы исправить ситуацию.
  7. Периодически, раз в месяц, обновляйте эти показатели и анализируйте их динамику.

В качестве примера можно привести расчет нагрузки для поступающего в художественную школу им. Кустодиева. Начальный уровень – нулевой, время начала занятий – сентябрь. Представлены усредненные показатели.

Для того чтобы уверенно подготовиться к трем творческим экзаменам,

рекомендуется выполнить около 40 законченных работ: 15 по рисунку, 15 работ по живописи и 10 работ — по композиции.

До экзаменов 8 месяцев за исключением каникул (30 недель).

  • 2 месяца (или даже 3, так как простые работы не будут считаться) уйдут на получение базовых знаний по рисунку. Получаем рекомендуемый темп 15/(32-8) или не менее 0.63 работ в неделю.
  • 2 месяца потребуется на получение базовых знаний по живописи и композиции (черновые работы не будут считаться). Рекомендуемый темп 15/24 или примерно 1 работа в 2 недели.
  • По композиции - 10/24 или примерно 1 работа в 2 недели.

При снижении времени на подготовку, объём необходимой работы

остается такой же, а значит, количество работ в неделю только

увеличивается.

Как облегчить нагрузку при подготовке к поступлению

Конечно, лучше всего начинать готовиться к вступительным экзаменам как можно раньше начиная с шестилетнего возраста. Если время по какой-то причине упущено, то, возможно, стоит рассматривать варианты школы с более простыми экзаменационными требованиями. В ускоренном темпе можно подготовиться с помощью специалиста – профессионала, но этот вариант подразумевает значительные финансовые траты.

Важно помнить, что в художественную школу принимают детей в возрасте до 10 лет включительно, поэтому совершенно необязательно поступать в неё одновременно с общеобразовательной школой или после первого класса. В начале школьной жизни у ребенка и так огромный стресс, вызванный сменой основной деятельности и адаптацией к новым условиям. А подготовка к поступлению в художественную школу в жестких временных рамках усилит этот стресс многократно. Не нужно форсировать процесс подготовки, если такой режим губителен для здоровья вашего ребенка. Если решение поступать в художественную школу принято, а времени на подготовку недостаточно, можно перенести поступление на следующий год.

Планирование подготовки к поступлению и индивидуальные особенности ребенка

Дети очень различаются по своему характеру, способностям, возможностям нервной системы и уровню развития, особенно эмоционально – волевой сферы и произвольного внимания. Одному ребенку удается собраться, сконцентрироваться на поставленной цели и упорно идти к ней в течение короткого периода времени, а для кого-то это недоступно. В младшем школьном возрасте дети, как правило, посещают несколько кружков. Резкий отказ от них в пользу рисования может быть очень травматичен для ребенка, а все успеть невозможно. Кто - то из детей не может заниматься разными предметами одновременно. Ему необходимо сначала последовательно и глубоко изучить один и только потом переходить к следующему. Часто бывает, что у ребенка один предмет идет очень хорошо, а другой затруднительно. Скорость освоения разная и, соответственно, меняется время, отведенное на изучение каждого предмета. Все эти особенности и нюансы следует учитывать при составлении индивидуальных графиков подготовки.

Всегда лучше продвигаться к своей цели последовательными маленькими шажками, нежели напряженными рывками, чередующимися с продолжительными перерывами.

Мы стараемся помогать ученикам с планированием подготовки к поступлению, учитываем их пожелания и возможности. Но подготовка, как и любой процесс, подвержен влиянию разного рода объективных и субъективных обстоятельств. Ведь даже «настроение», «вдохновение» или женские природные ритмы никто не отменял. Случился ли пропуск запланированных занятий, началось ли опережение графика, в любом случае надо корректировать план. Поэтому есть смысл формировать навык самостоятельного планирования деятельности как можно раньше, не жалеть времени на его совершенствование, тем более что в дальнейшей жизни это всегда пригодится.