«Деменция» возникает там, где нужно делать то, что не хочется. И можно было бы отнестись к этому как к безобидной шутке, если бы папа не стал бы в последние месяцы сокращать стремительно круг общения и дел, которыми раньше с удовольствием занимался.
Из рабочего процесса:
Мои родители – пожилые, еще совсем не старые люди, как мне казалось. Семьдесят лет – сегодня не возраст. Сами дачей занимаются, сами по врачам ходят, иногда помощь требуется, но так по крупной мелочи: что-то увезти, перенести, затариться долгоиграющими продуктами. Навещаю раз в пару недель и считаю, что мне с бодростью родителей повезло. Во-первых, они вдвоем – помогают и поддерживают друг друга, во-вторых, со здоровьем все относительно неплохо у них.
Но в последний визит мама пожаловалась, что папа начал «шутить» о деменции. Причем сопровождает такими шутками отказ самостоятельно пойти в поликлинику: со своей деменцией что-нибудь перепутаю; решить вопрос в домоуправлении: я забуду спросить о важном, деменция-с, что ты хочешь, - и хитренько так улыбается…
Получается, что «деменция» возникает там, где нужно делать то, что не хочется. И можно было бы отнестись к этому как к безобидной шутке, если бы папа не стал бы в последние месяцы сокращать стремительно круг общения и дел, которыми раньше с удовольствием занимался.
У меня после визита осталось тягостное ощущение: все, это необратимые старческие изменения, возраст берет свое? Или что-то можно делать?
Возраст – штука жестокая и неумолимая, в свое время всегда берет свое. Другой вопрос, пришло ли время утраты когнитивных и социальных навыков и все ли сделано для того, чтобы этому жестокому и неумолимому времени противостоять.
Поэтому начать работу над ситуацией стоит с визита с папой к неврологу с геронтологической специализацией. Важно, чтобы специалист знал как и умел работать с пожилыми людьми. После такой консультации Вы точно будете знать, что именно с папой происходит, насколько обратимо, что с этим делать.
Что касается общих психологических соображений, то сказать можно следующее: пика развития своих когнитивных способностей человек достигает в довольно юном возрасте, далее, если не прикладываются специальные усилия, происходит угасание. Поэтому специальные занятия, стимулирующие когнитивную активность, если не обратят деградацию вспять, то по крайней мере существенно ее замедлят.
Несколько лет назад у меня десятиклассница делала исследовательский проект, посвященный памяти. Девушка взяла три небольшие группы и в течение 10 дней давала им задания на запоминание. Группы различались по возрасту: первая – ровесники (16-17 лет), вторая (40-42), третья (60-62). Лучшее качество запоминания продемонстрировали, как это ни удивительно, участники старшей группы. Затем следовали ровесники и самыми слабыми памятью оказались представители группы родителей. «Родители» боялись ошибиться, много переспрашивали, пребывали в наиболее интенсивном напряжении относительно других групп. Когда мы с исследовательницей обсуждали удивительные полученные результаты, то пришли к выводу, что обнаруженная нами тенденция (именно тенденция, при маленьких группах испытуемых говорить о надежных результатах невозможно), связана с сохранением активной жизненной позиции отобравшихся возрастных участников. Готовность участвовать в когнитивных экспериментах позволяет предположить и готовность к поддерживающим когнитивную сферу действиям и мероприятиям. А навык работы с памятью у людей такого возраста наработан со времен школьного обучения и оказался сохранен. Наше предположение подтвердилось тем, что две трети взрослой группы при завершении эксперимента попросило исследовательницу информировать о возможности участвовать в чем-то подобном.
Таким образом, возвращаясь к папе, играющему в деменцию, важно сохранение интеллектуальной деятельности, поддержание ее на максимально возможном уровне. Достигаться это может простыми бытовыми действиями: чтением инструкций новых бытовых приборов с последующим их применением на практике. Купили массажер, попросите папа разобраться и объяснить маме, купили электрогрелку – папа – главный специалист. Апеллируйте к воспоминаниям папы: расскажи о пеших походах на Алтай, как собирать палатку, как устроен процесс пайки…
Говорить или нет с папой на прямую о вреде игр в деменцию, вводить или не вводить понятие выученной беспомощности – вопрос открытый. Такой разговор скорее может помочь, чем навредить. При хорошей когнитивной сохранности пожилой человек может начать прилагать сознательные усилия по самоподдержке.