Святитель Макарий (Невский) – миссионер, проповедник, строитель. Человек больших дарований, он имел «голубиное» сердце и неусыпное попечение о вверенном ему стаде. Возглавлял Московскую кафедру с 1912 по 1917 год. Святитель не захотел присягнуть безбожной власти и остался верен государю императору Николаю II. Его лишили права присутствовать на Всероссийском соборе 1917–1918 годов.
Неудобного, как всегда, свергли клеветой, обвинили: так святителя Макария отправили в отставку, хотя московские митрополиты по своему особому статусу не отправлялись на покой по причине болезни или старости. Запрещено было ему и проживание в Троице-Сергиевой Лавре, священноархимандритом которой он являлся. Лишили денежного пособия и сослали в Николо-Угрешский монастырь. Там, больной, он доживал свой век и не переставал наставлять и ободрять своих духовных чад. Самым важным делом для пастыря он считал блюсти души вверенной ему паствы.
Святитель Макарий был истинным монахом и аскетом. Перед смертью его посетил святейший Патриарх Московский Тихон (Белавин) и оба святителя испросили друг у друга прощения. Скончался святой 1 марта 1926 года в возрасте девяноста лет. Прославлен в лике святых в 2000 году.
В сохранившейся переписке с духовной дочерью святитель Макарий особенно уделял внимание борьбе с грехом, болел сердцем за духовную дочь и всячески наставлял ее помнить час смертный.
Выдержки из писем святого Макария (Невского):
*
Спасайся, дочь моя, молись, веруй, что Господь недалеко от тебя и хочет, чтобы ты боролась с врагом при помощи Его благодати.
*
Видно, Господь еще не оставил тебя, давая тебе чувства покаяния и мысль пути к Нему, а не от Него, несмотря на крепкую цепь, которую враг наложил и с помощью которой держит тебя пока в рабстве. Господь да сокрушит эти узы и даст тебе силу торжествовать над врагом.
*
Я советовал бы тебе, родная моя, каждый день читать Евангелие, а особенно тогда, когда приходит помысл искусительный.
*
Сейчас прочитал о тебе разрешительную молитву, видя твое сокрушение сердечное о грехопадении твоем. Твое покаяние и сокрушение все еще привлекает на тебя милость Божию. Но доколе? Доколе унываешься, душе?! Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог.
*
Вспоминай, как святые боролись со страстями, словно со зверями, как мученицы терпели ради Христа нестерпимые муки. Например, св. преподобномученица Анастасия, память которой совершается 29 октября, вытерпела отнятие рук и ног, выдергиванье зубов, повешенье на древе, строгание тела. Сравни твои маленькие лишения, огорчения, недостатки с мучениями святой.
*
Тяжело тебе, и мне очень печально. Ужели возврата для тебя не будет? Ужели столько лет напрасны были ожидания твоего оздоровления? Дочь моя возлюбленная, ужели я не буду иметь утешения видеть тебя здравствующею телом и душой? Ужели ты должна погибнуть? Вместо того, чтобы плакать и сокрушаться, всеми силами рваться из когтей овладевшего тобой, ты слагаешь вину на печальные жизненные обстоятельства.
*
Молись, плачь, терпи – все для Господа, что Он ни пошлет тебе для спасения души твоей.
*
Ты прежде вела хотя бы некоторую борьбу с врагом, а теперь, кажется, без борьбы отдаешься врагу. Это очень печалит меня.
*
Пиши, еще не все потеряно. Ты, видимо, не пришла в отчаяние, исповедуя свое искушение. Господь да поможет тебе.
*
Господь да сокрушит сатану под ноги твои вскоре и дарует тебе истинное покаяние.
*
Враг упорно нападает на тебя, и ты упорно отбивайся от него с помощью Креста Христова и молитвы.
*
Много порадовался, что ты продолжаешь борьбу при помощи Божией, хотя и бываешь побеждаема, но опять встаешь и опять борешься. Таковым Господь помощником бывает.
*
Не стесняйся каяться в одном и том же много раз; это не только не оттолкнет от тебя духовника, но побуждает не переставать молиться о кающейся. Исповедь поддерживает в духовнике надежду, что эта душа еще не погибшая, огонь в душе не угас, силен обратиться в пламя и пожечь греховный сор.
*
В минуты или во дни нападений врагов советую налагать на себя епитимию и каждый день читать св. Евангелие. Трудись, раба Божия, трудись для души своей. Она дороже всего. За душой пойдет и тело. Душа в рай – и тело в рай; душа в ад – и тело в ад. Чаще поминай смерть и вечные муки для грешников.
Из книги: Не отчаиваюсь в Божией помощи: Сборник писем
Изд-во Сретенского монастыря, 2008.