Кто же такие скинхеды?
Скинхеды, разг. скины (англ. skinheads, от skin — кожа и head — голова) — собирательное название представителей молодёжной субкультуры, а также нескольких её ответвлений.
История появления
Первоначальные упоминания о скинхедах в прессе и музыке встречаются в Англии в конце 60-х годов XX века. Одним из первоначальных наименований субкультуры было «HardMods». Скинхеды 60-х годов обладали общие черты стиля с субкультурой модов, а также с ямайскими рудбоями. Движение представляли выходцы из бедных семей, которые выражали пренебрежение к буржуазному обществу. В их субкультуре значительный авторитет имела музыка, привезенная с Ямайки, такая как регги и ска, следовательно среди первых скинхедов встречались и темнокожие. Таким образом, расизм как составная часть идеологии отсутствовал у скинхедов первой волны. Они выражали неприязнь к выходцам из Пакистана, однако скорее как к представителям «буржуазии», так как среди тех было множество занимавшихся торговлей.
В СССР в основном скинхеды говорили о борьбе «с оккупационным режимом» и появились в Прибалтике. Они нередко гордились родственниками, которые воевали в СС.
Внешний вид
Внешний вид скинхедов во многом повторяет внешний вид модов: свитеры, джинсы Levi's, классическое пальто Crombie и ботинки Dr. Martens, однако кроме этого имеет и свои особенности. К основной внешности были добавлены: шахматные рубашки, джинсовые куртки, тонкие подтяжки (последние стали необыкновенной «визитной карточкой» стиля). Длинноватые куртки модов исчезли.
Данный стиль был назван «boots and braces»: «ботинки и подтяжки». Эта внешность упоминается в некоторых песнях 60-х годов, которые записывал ямайский исполнитель ска и регги Лорел Эйткен. Ключевые составляющие стиля (ботинки, джинсы, рубашка, подтяжки, короткая стрижка и так далее) упоминаются в песнях «Skinhead Jamboree» и «Skinhead Girl» регги-группы Symarip (англ. Symarip), записанных в 1969 году. Эта внешность всё чаще возникала на футбольных трибунах.
Русские скинхеды
В России скинхеды возникли в начале 1990-х годов. В отличие от Западной Европы, российские скинхеды, как и в прочих странах Восточной Европы, относились практически только к националистам-скинхедам.
Александр Тарасов думает главными причинами резкого движения скинхедов в России беспорядок системы образования и воспитания, а также экономический спад и безработицу во время реформ 1990-х годов. Росту численности скинхедов вдобавок содействовала война в Чечне, сопутствующая ей неприязнь к выходцам с Кавказа и недостаточная активность правоохранительных органов в борьбе с праворадикальными организациями. По мнению Виктора Шнирельмана, на распространение расизма и «арийской идентичности» среди скинхедов в России еще повлияла антикоммунистическая пропаганда и критика интернационализма в момент «дикого капитализма» 1990-х, когда социал-дарвинизм и «стремление к героическому» содействовали известности образов «сверхчеловека» и «высшей аристократической расы».
По данным на основе включенного наблюдения, осуществлявшегося в 1996–2008 годах адвокатом и исследователей С. Беликовым, первоначальные «бритоголовые» возникли в Москве в начале 1990-х годов, их число составляло не больше нескольких десятков. В 1993—1994 годах количество скинхедов в Москве достигла 150—200 человек, в эти же годы первые группировки «бритоголовых» начали возникать в крупнейших городах России (Санкт-Петербурге, Ростове, Волгограде и Нижнем Новгороде). В 1995—1996 годах общее количество скинхедов в России перевалила 1000 человек, а их субкультура и идеология стали видимы в среде правого политического экстремизма. В 1996—1998 произошёл прыжок численности и организованности: в 1998 году в Москве насчитывалось около 20 организованных объединений, возникли печатные издания, фирмы, удовлетворявшие спрос на скин-атрибутику, а также музыкальные скин-группы. В 1998—2000 годах возросшее внимание милиции и общества повергло к спаду скин-движения, которое избавилось от случайных людей. В 2000—2004 годы наблюдался новый подъём, который окончился к 2004 после усиления репрессивных и ограничивающих мер со стороны страны и выполнения ряда «показательных» судебных процессов. В конце 1990-х — начале 2000-х годов московские бритоголовые собирались на Таганке и на ВДНХ, но в связи с ужесточением мер по противодействию экстремизму выходит рассредоточение скин-бригад по Москве и области. По оценкам Беликова, в 2002 году примерное количество скинхедов досягала 5 — 7 тысяч в Москве и около 2 тысяч в Санкт-Петербурге.
Согласно популярной городской легенде, по цвету шнурков скинхеда можно было определить взгляды, приверженцем которых считал себя их скин-обладатель: чёрные — нейтральный, белые — расист, коричневые — неонацист, красные — коммунист или леворадикал, зелёные — экофашист, голубые — гей-скинхед.