87 лет назад Северный Кавказ отмечал особый праздник, основанный на народных традициях, – День джигита. Впервые День джигита был проведен в столице Северо-Кавказского края Пятигорске. Тогда, 6 мая 1936 года, праздник начался с торжественного митинга, который перешёл в демонстрацию искусства верховой езды – фигурная езда, джигитовка, рубка лозы, взятие препятствий и др. После спортивных состязаний исполнялись национальные песни и танцы.
В праздничном мероприятии принимали участие всадники – мужчины и женщины, – представляющие все автономные союзные республики Кавказа (Осетию, Дагестан, Чечено-Ингушетию, Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, а также представители цыган, терского и донского казачества). Пятигорский ипподром собрал тогда более 50 тысяч зрителей и 3,5 тысячи всадников.
Сейчас праздник отмечается 1 марта и сохранился только в Чеченской Республике и Республике Ингушетия, как праздник мужчин – настоящих и будущих защитников Отечества. Джигитами в Средней Азии и на Кавказе называют опытных всадников, отличающихся отвагой, стойкостью, выносливостью, виртуозно управляющих конем и искусно владеющих оружием – неотъемлемым атрибутом мужчины-горца.
В слово джигит вкладывался и дополнительный смысл – настоящий мужчина, защитник и патриот. Горская семья ставила целью воспитать из сына къонаха и джигита, а умение выполнять трюки с лошадью и оружием достигалось постоянными тренировками и воспринималось, как естественный способ верховой езды. Военно-прикладной вид конного спорта получил своё название «джигитовка» именно от таких умелых всадников
В Ингушетии дань уважения и почета кавказским мужчинам переросла в национальный фестиваль Калой Кант (День джигита).
В Чечне, в День джигита все мероприятия делятся на спортивные и этнические. Первая часть представлена всевозможными спортивными соревнованиями: турниры по борьбе и состязания в ловкости, отваге, силе, верховой езде. Этническая составляющая праздника представлена национальными костюмами и выступлениями народных ансамблей песен и танцев.
Для младшего возраста проводятся соревнования «Юные джигиты». В целях повышения культурных знаний молодёжи организуется Синкъерам. В прежние времена «Синкъерам» назвалась молодёжная вечеринка, на которой собирались холостые юноши и незамужние девушки. Это было место знакомства, где джигиты могли увидеть сразу всех свободных девушек селения и выбрать свою единственную и неповторимую. Во время синкъерама считалось дурным тоном для девушки танцевать больше одного раза.
Праздник, хоть пока и не считается официальным, но способствует сохранению национальной культуры, старинных традиций и обычаев, поэтому отмечается не только жителями республик, но и проживающими за их пределами чеченцами и ингушами, выполняя функцию своеобразного звена, соединяющего современников с многовековой культурной родного народа.
Дала декъала дойла шу, тхан вежарий!
Да приумножатся у нас джигиты!