Найти тему

Рязанская Мона Лиза

...только не надо о парижской "Моне Лизе". Повелась ведь "добрая традиция"! И видно-то её плохо, и китайцы-то толкаются, и картина-то никакая, и вообще Джоконда -это мужик. Автопортрет самого Леонардо. Не знаю. Меня - она поразила. Она была - живая. Она - улыбалась. Мне, ли, или просто так. Охрана, утомлённая с утра пораньше августовской парижской жарой, никого никуда не торопила. Китайские туристы тоже расточились. Возможно, двинули в Нормандию, подышать прохладой атлантического бриза. Ну да ладно, Конфуций с ними, с китайскими туристами. Добрые же парижане в то лето ломились в музей Орсэ, на выставку Берты Моризо. Так что нам с Моной Лизой никто не мешал.

Снова был август -жаркий, солнечный, рязанский. Мы, мёдовские, тоже ведь отчасти рязанские: до 1929 года наша деревня входила в состав Зарайского уезда Рязанской губернии. Теперь мы ма-а-сковские, но столица Рязанской области к нам по-прежнему гораздо ближе, чем Москва.

Хотя в Рязани до этого дня я и не бывала. Целью нашей поездки было посетить Рязанский художественный музей имени И. П. Пожалостина.

И увидеть эту женщину:

Все фотографии в статье мои
Все фотографии в статье мои

Габриель Берта Агнеса, баронесса фон Диргардт. Здесь ей 21 год. Всмотритесь в эти прозрачные глаза и...улыбку? Да улыбается ли она? Или огромные глаза вот-вот нальются слезами? Загадочна и женщина, пристально глядящая на нас с портрета, загадочен и портрет, созданный в 1899 году венгерско-еврейским художником Филипом Ласло, "последним придворным портретистом". Легенда гласит, что художника и юную красавицу знатного рода связывали романтические чувства. Кто знает? Любим мы красивые истории любви и не меньше - истории мистические. Дважды в год, в апреле и в августе - в определённое время суток - баронесса оживает. Глаза увлажняются, щёки розовеют, колышется газовый шарфик на белоснежной шее....Тёмный фон становится изумрудным. Отдельные энтузиасты утверждают, что она им улыбалась и даже подмигивала. Вот в это я решительно не верю: не может она подмигивать. Не её стиль.

Насчёт романтических чувств...тоже сомнительно. Итак, Филипп Алексис де Ласло, по-венгерски Фюлоп Элек Ласло (Лауб) (1869-1937) — художник-портретист венгерско-еврейского происхождения, который прославился многочисленными портретами монарших родов и аристократии. Обучаясь в мюнхенской Королевской Баварской академии живописи, в 1892 году он встретил и без памяти влюбился в Люси Мадлен Гиннесс, дочь известного ирландского предпринимателя (Гиннесс!), на последние гроши бросился за нею в Париж - папенька хотел разлучить дочь с неподходящим поклонником. Влюблённые встретились только через семь лет, после смерти отца Люси, и в 1900 году поженились.

То есть, портрет Габриель Берты Агнесы был написан за год до женитьбы художника на своей давней возлюбленной. То есть, модель, конечно, была ему приятна и симпатична - как и он ей, но вот чтобы умирать от несчастной любви?

-Где у вас тут баронесса...как её там...? - с порога спросил муж, которому я расписала удивительный живой портрет - чем не Мона Лиза Рязанская?

-У нас такой замечательный музей, - несколько обиженно ответила дама-смотритель. - У нас и Репин есть, и Тропинин, и Коровин, и Суриков! Гончарова! Лентулов! Шестое место в России по богатству собрания!

Музей действительно оказался замечательным. "Баронесса" обнаружилась на первом этаже, в зале западноевропейского искусства. Загадочная, с прозрачными глазами, таящими то ли улыбку, то ли тонкую насмешку - "ну что, заметили?"

-Встать сюда, - говорит муж. -А теперь сюда. Ну да, вроде цвет глаз меняется....Известное дело, просто свет падает по-разному...

Однако портрет не так прост, чтобы зависеть от прихотливой игры света, падающего из музейного окна. Живой взгляд, подвижное лицо. Может, она и была неприступной холодной красавицей, да только художник снял с её лица эту "психофизическую" вуаль, открыв зрителю душу - истинную ли, придуманную ли им самим. Так и взирает на нас без малого полтора века нежная Габриель, улыбаясь краешком рта. Кстати, присмотримся: улыбка несколько несимметрична - тень ли так падает? Верхняя и нижняя часть лица девушки выражают разные эмоции. Глаза - грустные, а губы намекают на улыбку. Не из-за этого ли несоответствия мы путаемся, пытаясь угадать её настроение? Не потому ли она "оживает"?

Не стала она размахивать для нас шарфиком; с другой стороны, говорят, что сотрудники музея, утомлённые приставаниями посетителей, просто перевесили картину так, что загадочный эффект пропал. Идите, смотрите Лентулова!

И мы пошли. Замечательный музей.

Но как сложилась судьба наших героев?

В 1908 году Габриель фон Диргардт вышла замуж за немецкого дипломата Гисберта фон Ромберга. Он служил консулом в Болгарии, впоследствии послом в Швейцарии. Именно он в 1917 году способствовал проезду В. И. Ленина в Россию через Германию в пломбированном вагоне.

В 1909 у них родилась дочь, позже супруги усыновили ещё двоих детей. Баронесса фон Ромберг скончалась в 1924 году. Муж пережил ее на 15 лет.

А художник? Семейный союз Филипа Ласло и Люси Гиннесс был только долгим и счастливым. Молодые супруги жили в Будапеште, в 1903-м Филипп и Люси переехали в Вену, а в 1907 году поселились в Лондоне. Люси родила художнику шестерых детей, большинство из которых в будущем сочеталось браком с членами аристократических родов.

Почти три десятилетия художник создавал прекрасные портреты. Среди его клиентов были и Его Святейшество Папа Римский Лев ХIII, и германская императрица Августа-Виктория, и Луиза Маунтбеттен, будущая королева Швеции, и Элизабет Анжела Маргарита Боуз-Лайон, впоследствии королева-мать, матушка Елизаветы II, как и сама будущая Елизавета II, портрет которой был написан в 1933 году - будущей королеве на нём всего 8 лет. Милое, прелестное белокурое дитя в воздушном белом платье, схваченном на талии широким атласным поясом, с корзинкой цветов в руках.

Король Великобритании (и двоюродный брат последнего русского императора) Георг V посвятил Ласло в рыцари, а император Австрии и король Венгрии Франц Иосиф I – пожаловал дворянство. Официально он теперь был Ласло де Ломбос, но художник предпочел оставить за собой прежнюю фамилию, облагородив ее приставкой «де».

А портрет? Он попал в музей после Великой Отечественной войны, но при каких обстоятельствах - неведомо. В России есть три работы Филипа де Ласло: две из них хранятся в Эрмитаже, одна - вот, в Рязанском художественном музее.

В одном из залов музея
В одном из залов музея

А вот граф Кутайсов никому не улыбается.

P.S. В Рязанском художественном музее есть зеркало, которое исполняет желания