Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы начали разбирать 13-ую главу книги Деяний святых апостолов, где узнали как Павел ослепил волхва в городе Пав, после чего миссия отправилась в Пергию.
Там путешественники пришли в субботу в синагогу, где
“После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите” [Деян. 13:15].
Любопытно, с чего бы вдруг начальникам давать слово каким-то путешественникам? Может быть, они легко опознали в них принадлежность к левитам и книжникам?
Савл держит речь к собранию, в которой начинает повествования со времени Исхода евреев из Египта, 40-калетнего блуждания по пустыне и завоевания Земли Обетованной:
“Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесённою вывел их из неё, и около сорока лет времени питал их в пустыне. И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их” [Деян. 13:17-19].
Рассказывает о времени Судей, переходит к царям, доходит до Давида и говорит:
“И после сего, около четырёхсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок. Отринув его, поставил им царём Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: «нашёл Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои»” [Деян. 13:20-22],
добавляя:
“Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса” [Деян. 13:23].
Как вы видите, он прослеживает историю Иисуса от Бога еврейского народа.
Савл упоминает Иоанна Крестителя, говорит про смерть Христа на кресте и его воскрешение. В завершении речи добавляет:
“Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всём, в чём вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий” [Деян. 13:38-39].
Речь Савла завершилась, и все потянулись к выходу, а там
“При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу” [Деян. 13:42].
У меня только один вопрос: а что делали язычники у иудейской синагоги? Собирались принять иудаизм? Вероятно, да, потому что в следующей строке, как раз и говорится об иудеях и неких людях, которые
“чтители Бога, обращённые из язычников” [Деян. 13:43].
Они пошли за Павлом и Варнавою, беседуя с ними.
В следующую субботу, послушать Савла собрался почти весь город,
“Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел” [Деян. 13:45].
А может дело вовсе не в зависти, а в том, что Павел притягивает факты “за уши”. Ведь из Евангелий известно, что Иисус был сыном Марии от Духа Святого, а из рода Давида был ее муж - Иосиф, и потому никак не мог быть Христос из “потомства Давида”, как говорит об этом Савл.
Проповедники рассердились и сказали, что не будут больше говорить с иудеями, а обращаются к язычникам:
“Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам” [Деян. 13:46].
Они сослались на цитату из книги пророка Исайи:
“Ибо так заповедал нам Господь: «Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли»” [Деян. 13:47],
которая в книге пророка звучит так:
“Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Моё простёрлось до концов земли” [Ис. 13:6].
Как видите, цитата воспроизводится апостолами не точно, поскольку, как минимум, “свет народов” и “свет язычников” - это не одно и тоже, да и общий смысл не идентичен. Тем не менее, их уловка сработала и язычники уверовали. Иудеи такого не стерпели и изгнали апостолов прочь:
“Но Иудеи, подстрекнув набожных и почётных женщин и первых в городе людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов. Они же, отрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию” [Деян. 13:50-51].
На этом завершается 13 глава Деяний святых апостолов, в следующей публикации нас ждет 14-ая.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь
Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь.