«Головная боль от санкций угрожает индийскому импорту нефти из России», — пишет в заголовке Bloomberg. Агентство ссылается на менеджмент двух индийских импортеров нефти и представителей двух банков. Первые на условиях анонимности рассказали, что банкиры начали требовать от участников рынка больше документации, подтверждающей соблюдение «ценового потолка» на российскую нефть, установленного «Большой семеркой». Вторые сообщили, что требования минимальны и направлены на защиту банков от претензий со стороны зарубежных регуляторов.
Bloomberg указывает, что ситуация усложняется из-за формата поставок российской нефти в Индию — ее отгружают по ценам в порте прибытия, то есть логистика зачастую заложена в стоимость контракта, а значит доказать соблюдение нефтяного потолка может быть сложнее. Согласно статье, ситуация может замедлить поставки в краткосрочном периоде, но в итоге Индия продолжит закупать нефть из России. Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Не совсем понятно все-таки, кто требует у индийских участников этого рынка подтверждение, что нефть куплена в соответствии с price-cap. То есть это что — индийские какие-то власти требуют? Индия официально к price-cap не присоединялась. Может быть, это требуют какие-то финансовые структуры Запада, которые обслуживают в том числе какие-то индийские предприятия? В таком случае, я думаю, не исключен вариант, что, как и в случае с Китаем, в Индии будет постепенно проходить дифференциация на тот бизнес, который работает с Европой или с Западом, и тот бизнес, который работает с Россией. Скидки даются, конечно. Скидки дают возможности и выгодны для индийских участников рынка. Я думаю, что там в игре уже и индийские страховщики, и индийские трейдеры, и индийские судовладельцы. Они тоже все на этом зарабатывают. Да и с учетом всех дисконтов, необходимых для того, чтобы обеспечить поставку нефти в Индию, ее цена все равно ниже, чем price-cap. Если price-cap через полгода ужесточат и скажут, не 60 долларов, а, например, 30, я все равно сомневаюсь, что при этом Индия бросит покупать российскую нефть. Это просто им не нужно».
Одновременно Bloomberg рассказывает о перспективах газового рынка. Как считают в Международном энергетическом агентстве, в этом году рост спроса на газ в КНР представляет большую угрозу для Европы, чем прекращение последних поставок из России. При «бычьем» сценарии китайский импорт может вырасти на 35%, что резко повысит конкуренцию за поставки и вернет цены на газ к неприемлемым для Евросоюза уровням.
А как такое развитие событий скажется на России? Комментирует заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:
Алексей Белогорьев заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов «Для России текущая тенденция на мировом рынке СПГ носит сугубо нейтральный характер, потому мы, с одной стороны, не можем нарастить свои поставки сжиженного газа, у нас просто нет свободных мощностей. С другой стороны, маловероятно, что даже дефицит СПГ в Европе приведет к росту спроса на российский трубопроводный газ, потому что это уже политический вопрос, и его все воспринимают как политический. То есть мы в этом году можем рассчитывать где-то на 45-55 млрд кубометров экспорта в Европу с учетом Турции. Я не думаю, что без нормализации отношений с Европейским союзом удастся серьезно увеличить экспорт, даже если страны ЕС столкнутся с умеренным дефицитом газа. А жесткого дефицита все-таки пока не ожидается, даже если спрос Китая будет удивлять самыми высокими темпами».
Параллельно с постковидным ростом китайского спроса на газ рынок готовится поставлять в страну больше нефти. По подсчетам МЭА, до конца года общие потребности Пекина могут вырасти на 900 тысяч баррелей в сутки. Как пишет Bloomberg, КНР могла бы выкупать весь российский экспорт нефти, но пока многие российские поставщики предпочитают Индию как более выгодное направление. Сегодня Россия поставляет Китаю около 2,3 млн баррелей в сутки, а Индии — чуть менее 2 млн.