Это был тот редкий учитель математики, чьи уроки любили. И не просто любили, к ним готовились. Домашние задания не списывали. Подсказками не увлекались.
Харлампий Диогенович (вполне обычное имя для грека) добился этого, обладая редким даром – делать любую сложную или конфликтную ситуацию смешной:
«Ученик, отступающий от школьных правил, - не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. Вернее, не просто смешной, на это, пожалуй, многие согласились бы, но какой-то обидно смешной».
Как этот дар проявлялся в жизни? Фазиль Искандер описал его в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла». Пострадавшим на этот раз оказался ученик, не решивший задачу, заданную на дом. Так бывает. Бьется, бьется человек над задачкой про артиллерийскую ракету, а ответ никак не желает сходиться. Ну что тут можно подумать? Наверное, ошибка в учебнике.
И только придя в свой пятый «Б», он обнаруживает, что задачу можно было решить. Даже троечник Комаров справился. А он…
Попытка увильнуть от ответственности переросла в подвиг. Только героизм оказался ненастоящим. Стыдно потом была за такую «храбрость». И вроде бы Харлампий Диогенович ничего особенного не сказал. И все-таки ученику-лентяю даже легче стало, когда в журнале появилась заслуженная двойка.
Несмотря на всю трагичность ситуации, читать рассказ Фазиля Искандера - одно удовольствие. И над многострадальным Шуриком Авдеенко можно посмеяться. И узнать, за что Алика Комарова прозвали Гитлером. И вообще пятый «Б» никому не даст заскучать.
Правда, есть в этом рассказе один большущий минус. Он слишком быстро заканчивается.
Те, кто еще не читал, могут найти рассказ здесь.