24 февраля 2022 года Президент Российской Федерации В. В. Путин объявил о начале специальной военной операции на Украине (далее – СВО).
Были чётко определены цели СВО, но не указаны сроки её проведения. Граждане России, да и дружественных нам сопредельных государств, надеялись на её скоротечность – два – три месяца, на минимальное напряжение сил всего гражданского общества России и минимизацию напряжения в межгосударственных отношениях. Вместе с тем, усилиями стран сформировавшейся западной коалиции (более 50 стран мира, возглавляемые США и странами Евросоюза), этот конфликт продолжается уже более года и, пока что, ясно одно – странами западной коалиции делается всё, чтобы это вооружённое противостояние растянулось на неопределённо долгий период.
К великому сожалению стран коллективного Запада, достигнув своей цели – затянуть как можно дольше вооружённый конфликт, они получили парадоксальный для себя результат – как в России, а также в мировом сообществе, сработал наш отечественный принцип: «нет худа без добра».
Во-первых, страны мирового сообщества (дружественные нам страны), ещё больше сплотились вокруг идеи о создании многополярного мира, о кардинальном изменении существующего мирового порядка.[1]
Во-вторых, в России были вскрыты, формировавшиеся годами после развала СССР, проблемы функционирования и развития во всех системах государства и гражданского общества. Большинство проблем, возникающих в ходе СВО, её всестороннего обеспечения оперативно решаются Верховным Главнокомандующим – Президентом Российской Федерации, а также Правительством России и действиями активными граждан-патриотов нашей Великой Родины. В то же время, вскрытые в ходе СВО недостатки и упущения в функционировании и развитии нашего государства и гражданского общества носят принципиально важный характер и могут быть окончательно и бесповоротно устранены, как сказал Президент России, только через системный подход в кадровой и научно-технологической политике.[2]
История создания, развития и распада Советского Союза однозначно подтвердила очевидный принцип – «кадры решают всё». Этот принцип с рельефной очевидностью в рамках всех сфер деятельности нашего государства высветил ход СВО.
Вместе с тем подготовка высококвалифицированных кадров всех уровней зависит от эффективности системы образования страны.
К сожалению, в послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации акцент прозвучал на потребности реформирования, в основном, высшего образования страны, а не всей системы образования России:[3] «Наконец, очень важный вопрос – о нашей высшей школе. Здесь также назрели существенные изменения с учётом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах нашей жизни. Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий.»[4]
Опасность такого акцента заключается в том, что чиновники от образования именно на эту сферу системы образования России могут в основном направить свои усилия, осуществляя её реформирование. Косвенным доказательством этому являются появившиеся статьи в печатных СМИ, посвящённые реализации данной задачи, например, в «Российской газете» от 27.02.2023 г. (печатный орган Правительства РФ) в статье Марии Агранович «В России будет создана новая система образования. Как теперь будем учиться в вузах, колледжах и школах» рассматриваются только вопросы реформирования высшего образования страны.[5]
При таком направлении деятельности по реформированию системы образования России навряд ли можно получить устраивающий страну результат, так как все уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование и высшее образование) последовательно базируются на наличии у потенциальных обучающихся общего образования (основного общего образования и среднего общего образования).[6] К сожалению, как показывает практика деятельности большинства образовательных организаций высшего образования (в том числе и топовых, например, МГУ)[7] абитуриенты, часто даже стобалльники, имеют уровень подготовки, не позволяющий им успешно осваивать материал первого курса (в отличии от выпускников советских школ) в связи с чем многие вузы пытаются в течение первых двух семестров подтянуть их уровень подготовки до приемлемого. Например, вводят курсы типа «Учить учиться» и тому подобные.
Следовательно, для получения необходимого и достаточного уровня подготовки профессиональных кадров с высшим образованием необходимо осуществить реформирование всех уровней общего и профессионального образования.
Конечно же, целесообразно начинать со школы. И главное здесь:
Первое – «профессию учителя школы необходимо сделать самой статусной в государстве. Учитель формирует будущее нашей страны. В эту профессию должны идти лучшие граждане в моральном и интеллектуальном плане. Должен быть жёсткий подход при отборе кандидатов на занятие должности учителя. К сожалению, престиж этой профессии в обществе резко снижен. Её превратили в «гаджет», просто в носителя информации как у компьютера жёсткий диск. В результате после развала Советского Союза желающих стать юристами и экономистами зашкаливало, в стране просто не было создано такое количество должностей, требующих подобную квалификацию. В то же время, нередко в школах, особенно на периферии, учителей хронически не хватает. Этому особенно способствовали два фактора:
- образование в обществе превратилось в услугу, в результате на образовательные организации распространился один из принципов экономики – «клиент всегда прав!». Наша правовая база в области образования не позволяет учителю чувствовать себя достойно, реально воспитывать учеников. Вместе с принципом «клиент всегда прав» автоматически в обществе реализовался армейский принцип оценки военнослужащих начального срока службы – «без вины виноватый». Реально в школах довольно часто начали возникать различные конфликтные ситуации и, как правило, учителя объявляют виновным в их возникновении;
- низкая материальная заинтересованность. В настоящее время в Москве учитель ещё может себя чувствовать экономически достаточно, а в периферийных регионах очень сложно. Результат – нет стремления талантливых людей связывать свою жизнь с педагогической деятельностью.
Государство пытается выправить ситуацию,[8] но реально – это неэффективные попытки. На состояние в сфере деятельности кардинально они не влияют. (Например, «президент говорил о том, что важно повышать общественную значимость учительского труда. Напомним: в этом году увеличено количество премий лучшим учителям страны - их стало 1250, а сумма премии составляет 200 тысяч рублей.»[9] Реально – это доход, который не может мотивировать учителя к целесообразной миграции внутри страны. Необходимо, чтобы заработные платы у региональных учителей соответствовали уровню заработных плат столичных учителей. В этом случае можно ожидать реальной целесообразной миграции учителей в пределах Российской Федерации).
Главное в реализации этого шага - профессию учителя сделать самой востребованной, самой уважаемой в стране! Ибо от результатов его работы напрямую зависит полетим ли мы первыми в космос, создадим ли вооружение, которому невозможно противостоять, обеспечим ли мы здоровье нации и так далее.»[10];
Второе – «необходимо реально сделать школьное образовательное пространство единым, принципиально переработать учебные программы в соответствии с нашими традициями и требованиями современности. Какие здесь видятся основные моменты? Можно, однозначно, назвать следующие: школьная программа по содержанию должна быть единой от Калининграда до Владивостока; историю страны необходимо изучать уже в начальной школе, дети должны с самого детства знать историю своего государства тем более, что сейчас они уже приходят в первый класс с хорошими навыками чтения и счёта; при изучении русского языка необходимо стремиться к формированию у обучающихся грамотной речи, не испорченной влиянием Интернета и различных современных электронных гаджетов, а литературу изучать на базе произведений советских и русских классиков; историю Великой Отечественной войны и новейшую историю, особенно период СВО необходимо глубоко изучать в 10 – 11 классах; на уроках «Разговор о важном» предоставлять время только людям с высокой гражданской позицией, например, известным учёным, высококвалифицированным специалистам различных сфер деятельности, участникам СВО, героически проявившим себя на полях сражений; ещё раз продумать о роли и месте ЕГЭ в сфере школьного образования.»[11]
Следующим этапом, естественно, является реформирование профессионального образования. Обсудить здесь есть что, но главное не забыть очень острые «административные моменты»: формирование, практически утраченных федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям; лицензирование и аккредитация образовательных организаций по этим специальностям;[12] обеспечение этих специальностей учебно-материальной базой, в том числе учебной и учебно-методической литературой, преподавательским составом соответствующей квалификации, а также базами практик.
На первый взгляд это «мелочи», но эти «мелочи» носят принципиальный и сложно преодолимый характер. Каким образом Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки успеет выдать все лицензии на ведение образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации на вновь возвращённые в образовательное пространство специальности в соответствии с существующим законодательством в сфере образования России, а также без нарушения соответствующих требований нормативных, правовых актов и регламентов?[13]
И всё же вышеперечисленные «мелочи» – не главное. Главное – не допустить очередное реформирование системы образования России сверху. У нас уже был такой опыт. Во главе угла тогда стоял Андрей Александрович Фурсенко.[14] Итог этой реформы налицо – Президент Российской Федерации 21 февраля 2023 года практически признал, что мы не в том направлении развивали свою систему образования, и, что её срочно необходимо вновь реформировать.[15]
В качестве дополнительного подтверждения опасности осуществления реформирования системы образования сверху процитирую несколько высказываний людей, которые в последнее время в России реально влияли и до сих пор влияют на систему образования Российской Федерации:
«Герман Греф: “ Россия проиграла в глобальной конкурентной гонке и оказалась в технологическом рабстве. Нужно менять модель образования от детских садов до вузов. Мы пытаемся воспроизводить старую советскую, абсолютно негодную систему образования, мы напихиваем в детей огромное количество знаний”
Анатолий Чубайс: “Если ты доцент, профессор, завкафедрой в профильном направлении и у тебя нет своего бизнеса, да на кой черт ты мне нужен вообще.”
Андрей Фурсенко, 2004–2012 министр образования: «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».
Его преемник во всех смыслах (2012–16 гг.) Дмитрий Ливанов (ныне ректор Московского физико-технического института): «Перед нами стоит задача изменения содержания технического образования. Готовить надо не разработчиков технологий, а специалистов, которые могут адаптировать заимствованные технологии.»
Их современный кумир Билл Гейтс, еще задолго до их глубокомысленных замечаний - 2005 год, на выступлении перед американскими губернаторами: «если мы не хотим, чтобы Америка окончательно превратилась в страну идиотов, в страну тупиц, - мы должны покончить со всеми тестированиями, с этими итоговыми тестированиями, с этими играми бесконечными, и должны вернуться к классической фундаментальной системе образования, потому что американцы перестали быть интеллектуалами» http://www.spbs.rusphysics.ru/articles/384/»[16]
Довольно интересный ответ интервьюеру дал С. П. Капица на вопрос:
«— И тем не менее всё это очень тесно переплетается с темой кризиса образования в России. Равно как и с уродливыми попытками его реформирования, перелицовывания. Каковы причины такой нелепицы?
Он ответил: «По-моему, это следствие крайней близорукости тех, кто берёт на себя смелость «руководить образованием». Вообще, образованием очень трудно «руководить».[17]
Автор считает, что вопросы реформирования системы образования России требуют оперативного, но одновременно глубокого открытого обсуждения в обществе, в первую очередь – профессиональным сообществом, реализующим задачи системы образования России, активными неравнодушными гражданами нашего общества, а вопросы реформирования профессионального обучения обязательно осуществлять с учётом мнения реальных и потенциальных работодателей.[18]
Алексеенко В. А. - доктор философских наук, кандидат педагогических наук, доцент
[1] См., например: Эдвард Чесноков «Удар по США: Что на самом деле означают 12 пунктов китайского мирного плана по Украине» / https://www.kp.ru/daily/27470.5/4725491/ (дата обращения: 28.02.2023)
[2] С учётом масштабных задач, стоящих перед страной, мы должны серьёзно обновить подходы к системе подготовки кадров, к научно-технологической политике. / Послания Президента Федеральному Собранию 21.02.2023 года / См.: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/70565 (дата обращения: 22.02.22023)
[3] За последние годы ощутимо вырос престиж, авторитет среднего профессионального образования. Спрос на выпускников техникумов и колледжей просто огромный, колоссальный. Понимаете, если у нас безработица сократилась до исторического минимума, 3,7 процента, значит, люди работают, кадры нужны новые.
Считаю, что мы должны существенно расширить проект «Профессионалитет», в рамках которого создаются образовательно-производственные кластеры, обновляется учебная база, а предприятия, работодатели в тесном контакте с колледжами и техникумами формируют образовательные программы исходя из потребностей экономики. И конечно, очень важно, чтобы в эту сферу приходили наставники с опытом работы на реальном, сложном производстве.
Задача конкретная – за ближайшие пять лет подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других отраслей, ключевых для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности России. / Послание Президента Федеральному Собранию 21.02.2023 года / http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/70565 (дата обращения: 22.02.22023)
[4] Послание Президента Федеральному Собранию 21.02.2023 года / http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/70565 (дата обращения: 22.02.22023)
[5] См.: Мария Агранович «В России будет создана новая система образования. Как теперь будем учиться в вузах, колледжах и школах» / https://rg.ru/2023/02/27/diplom-s-umom.html (дата обращения: 28.02.2023)
[6] См.: Глава 2. Система образования, Статья 10. Структура системы образования, пп. 4 и 5 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ / http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102162745 (дата обращения: 28.02.2023)
[7] К сожалению, не могу дать ссылку, так как материалы, подтверждающие эту позицию, обычно не имеют соответствующих выходных данных.
[8] См.: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" / https://base.garant.ru/70170950/#friends (дата обращения: 17.02.2023)
[9] Мария Агранович «В России будет создана новая система образования. Как теперь будем учиться в вузах, колледжах и школах» / https://rg.ru/2023/02/27/diplom-s-umom.html (дата обращения: 28.02.2023)
[10] В. А. Алексеенко «Об укреплении единства общества и государства России при проведении специальной военной операции на Украине» / https://dzen.ru/media/id/622ae0abd015cc0ff655870e/ob-ukreplenii-edinstva-obscestva-i-gosudarstva-rossii-pri-provedenii-specialnoi-voennoi-operacii-na-ukraine-63efa3e3dab4e7234f3a2a97
[11] В. А. Алексеенко «Об укреплении единства общества и государства России при проведении специальной военной операции на Украине» / https://dzen.ru/media/id/622ae0abd015cc0ff655870e/ob-ukreplenii-edinstva-obscestva-i-gosudarstva-rossii-pri-provedenii-specialnoi-voennoi-operacii-na-ukraine-63efa3e3dab4e7234f3a2a97
[12] См.: Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2021 г. № 273-ФЗ: Статья 10, п. 1; Статья 6, п. 1, пп. 7, пп. 8.
[13] См.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (официальный сайт), раздел – Государственные услуги: Лицензирование образовательной деятельности; Государственная аккредитация / https://obrnadzor.gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/gosudarstvennye-uslugi/liczenzirovanie-obrazovatelnoj-deyatelnosti/ (дата обращения: 28.02.2023)
[14] С 2004 по 2012 год - министром образования и науки России. На этой должности предложил проведение Единого государственного экзамена, перевел вузы на двухуровневую систему. Высказывался против внедрения в образование предмета «основы православной культуры». / https://24smi.org/celebrity/143943-andrei-fursenko.html (дата обращения: 28.02.2023); С мая 2012 года - помощник президента Российской Федерации / https://lenta.ru/lib/14159268/ (дата обращения: 28.02.2023)
[15] С учётом масштабных задач, стоящих перед страной, мы должны серьёзно обновить подходы к системе подготовки кадров, к научно-технологической политике./ послания Президента Федеральному Собранию 21.02.2023 года / http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/70565 (дата обращения: 22.02.22023)
[16] Интервью с Сергеем Капицей брала Светлана Конеген: «Советское образование опережало иностранное. Сергей Капица» / https://arctus.livejournal.com/273998.html (дата обращения: 28.02.2023)
[17] Интервью с Сергеем Капицей брала Светлана Конеген: «Советское образование опережало иностранное. Сергей Капица» / https://arctus.livejournal.com/273998.html (дата обращения: 28.02.2023)
[18] См.: Глава 2. Система образования. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) / https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.02.2023)