Материал создан на основе сценария для документального видео о пиратах — можно посмотреть, если не готовы читать большой текст.
Пираты: история и легенды - документальный фильм https://youtu.be/S2Lv4KlRnDs
В 1814 году на островке у берегов Шотландии встретились два весьма достойных джентльмена. Один инспектировал маяки, а второй был инженером-строителем, который эти маяки строил. Первый написал роман «Пират», хотя больше известен историческими романами, а второй – ну, он ничего не написал. Но вот его внук выведет на новый уровень приключенческую литературу.
Звали этих джентльменов Вальтер Скотт — который напишет немало приключенческих романов, в том числе и роман «Пират» и Роберт Стивенсон — который ничего не написал. А вот внук господина Стивенсона, как вы можете догадаться, всё-таки станет писателем. Да-да, тот самый Роберт Льюис Стивенсон, который написал знаменитый «Остров сокровищ».
Именно Вальтер Скотт и Роберт Льюис Стивенсон создали литературный образ пирата, который до сих пор будоражит сердца и разум любителей приключений.
Так кто же такие пираты?
Безжалостные бандиты или благородные романтики? Грабители или борцы с беспощадным миром капитала? О пиратах сложилось немало противоречивых мифов, но все ли эти легенды – выдумки? Попробуем разобраться!
Первыми известными пиратами, еще в первом тысячелетии до нашей эры, были этруски – это древняя цивилизация, существовавшая на территории современной Тосканы.
Этруски (самоназвание Rasenne, Rasna) – древняя цивилизация, населявшая в первом тысячелетии до н.э. северо-запад Аппенинского полуострова между реками Арно и Тибр
Именно они утвердили негласный стандарт пиратского промысла: база на тайном острове – с которой было одинаково удобно как держать под контролем торговые пути, так и наводить страх набегами на прибрежные города.
Для этрусков такой базой стал остров Лемнос в Эгейском море.
Но помимо них, в Средиземном море орудовали ещё киликийцы с юга нынешней Турции, греческие пираты Эолийских островов у севера Сицилии, иллирийцы с территории нынешней Хорватии, а также пираты с острова Крит. Вся эта братия безобразничала рядом с Грецией, поэтому неудивительно, что само слово «Пират», как название для морского разбойника, происходит от древнегреческого «пейрас», что означает – «попытать счастье».
Понятно, что никакой морской романтики в набегах и нападениях пиратов и в помине не было. Только оправданный риск и деловой подход: захватить как можно больше добычи при минимальном риске. Во многом благодаря этому — пираты средиземноморья занимались и другими заработками. Например, иллирийские пираты служили наёмниками для самых разных морских целей, будь то контрабанда или тайные перевозки войск сухопутных держав. Но при этом пираты не заботились о репутации и вполне могли обмануть клиента. Самый известный случай подобного обмана – неудавшаяся переправа в 71 году до нашей эры на Сицилию армии гладиаторов Спартака. Киликийские пираты, с которыми договорился Спартак, деньги взяли, но выполнить договоренности не соизволили.
Однако иллирийским пиратам с Римской империей подобный фокус не удался. Римляне всерьёз обиделись, потратили несколько лет на постройку и обучение собственного военного флота и жестоко отомстили иллирийцам. В 23 году до нашей эра вольница закончилась! Иллирийское царство пиратов стало очередной римской провинцией.
Среди остальных пиратов тех времен особенно выделялись финикийцы. В поэме Гомера «Одиссея» упоминаются финикийские пираты, которые не просто грабили суда и города, но и похищали людей с острова Сира – для продажи работорговцам. Финикийские города Библ, Тир и Сидон располагались на побережье Средиземного моря, на территории современного Ливана.
В общем, средиземноморские пират были весьма грозной силой, от нападения который мало кто был застрахован.
Древнегреческий философ Плутарх в биографии Юлия Цезаря рассказал о любопытном случае, произошедшим с Юлием Цезарем (на тот момент еще не императором).
В 75 году до н.э 25-летний Цезарь нанимает корабль для поездки в Рим. Однако, в Эгейском море, недалеко от острова Фармакусса, корабль захватывают киликийские пираты и Цезарь попадает в плен. Торговля пленниками была одной из основных статей дохода пиратов, поэтому, увидев среди захваченных знатного по виду римлянина, они сходу назначили выкуп в 20 талантов.
Однако, услышав такую цифру, Цезарь рассмеялся в лицо пиратам, сказав, что они явно недооценивают важность их пленника. Поэтому он сам назначает за себя выкуп, подняв сумму с 20 до 50 талантов, а это, между прочим, почти 1,5 тонны серебра!
Пираты не стали спорить со странным римлянином, спутники Цезаря отправились собирать выкуп, а сам он остался с двумя слугами и лекарем у корсаров.
Получив свое серебро, пираты отпустили пленника. Цезарь же, вернувшись домой, тут же снарядил несколько военных кораблей. Пираты не ожидали возвращения своего бывшего пленника, и оставались на том же месте. Все они были схвачены и казнены.
Были прибрежные пираты и в северных странах – те же викинги, которые долгое время вообще существовали исключительно за счет набегов на соседей.
А как обстояли дела с пиратами на Руси?
Как и везде! В Древней Руси вполне успешно действовали речные пираты – ушкуйники.
Эти яростные и неукротимые лихие люди достойны отдельной главы не только в истории пиратства, но в истории Руси и европейских стран. Да, они совсем не положительные герои - совершали набеги, сражались и грабили. Ушкуйники могли разбойничать ради личной корысти, но и вполне могли выступать в роли корсаров или приватиров — в пользу государства, как это делали карибские пираты.
Но также ушкуйники нередко выступали в качестве весомого противовеса в политических и хозяйственных спорах на Руси: не будете делать как сказано, вскоре вас посетят весьма радикально настроенные ребята на своих лодках-ушкуях. И тогда уже будет поздно вести переговоры!
Ушкуем называли новгородские плоскодонные суда, на которых совершались длительные походы по рекам. Новгородцы доходили на них до Белого Моря, ходили по Волге и Каме).
Само пиратское нападение на судно выглядело так…
На небольших челноках ушкуйники быстро и незаметно подходили к купеческому судну, требовали остановиться и, поднявшись на борт, кричали: «Сарынь на кичку!»
Сарынь – значит чернь, толпа, ну то есть – рядовой экипаж судна; кичка — нос корабля.
Клич этот переводится с разбойничьего как «Всем лечь и не сопротивляться!».
Обычно никто и не сопротивлялся – и ушкуйники спокойно забирали ценный груз.
В общем, как вы уже поняли, пираты появились давно и в самых разных местах.
И названий им тоже было придумано много:
Флибустьер – французское слово, которое произошло от голландского vrijbuiter – «вольный добытчик»
Буканьер — самое специфичное слово в пиратском ряду, да ещё и с интересной историей! Происходит «букарьер» из лексики индейцев-араваков, где словом «буккан», те называли раму для копчения крупных кусков китового и прочего мяса.
Название понравилось французским поселенцам, которые поначалу мирно охотились за китами и прочими ламантинами, пока в конце XVII века испанцы не вытеснили их с обжитой Эспаньолы (Гаити) на близлежащую Тортугу. Вскоре к французам присоединились и другие «обиженные» испанцами ребята: англичане и голландцы. Вся эта сборная решила объединить усилия и отомстить испанцам, назвавшись «буканьерами». А как отомстить? Военная мощь Испании практически исключала возможность честной битвы. Поэтому буканьеры грабили торговые суда, нанося временами значимый экономический ущерб испанской короне.
Коптили ли они испанцев на буккане? Мы не знаем 😊
Легальное пиратство
А еще в некоторых странах пиратство, по сути, было узаконено.
Во Франции это корсары, получавшие особый документом «Lettre de Course» - «репрессальной грамотой», которая выдавалась французским королём.
Капер, это голландский и немецкий «корсар», то есть тоже так сказать «официально» разрешенный пират.
В Англии в конце XVII века также появился термин Приватир, от «private ship» – частный военный корабль. Тоже вполне себе пираты.
Вернемся к шотландским джентльменам.
Знали ли они о новгородцах? Вряд ли. Поэтому образы для своих пиратов они брали из Золотого Века морских разбойников. Это период расцвета активности пиратов в Карибском бассейне примерно начиная со второй половины 17 века и заканчивая серединой 18 века.
Почему же именно на Карибах случился тот самый Золотой век? После открытия Нового света его богатейшие земли на правах первооткрывателей поделили между собой Испания и Португалия. А монархам Англии, Голландии и Франции оставалось только завистливо наблюдать, как фантастически богатеют их европейские соседи.
Испания в то время вела немало войн, на которые были нужны большие деньги. Поэтому за всеми колониями Нового света был установлен государственный контроль. Однако, на фоне роста доходов, которые шли из Южной Америки и Карибов, Испания забыла о развитии своей промышленности. Зачем, если всё можно купить за добытое золото и серебро? В итоге производство пришло в упадок, ведь все товары стало выгоднее закупать за границей.
В итоге из-за избытка золота в стране цены резко выросли, а капитал утекал из страны. Власти пытались поставить заслон раздутому ввозу товаров, но безрезультатно — контрабанда все равно уводила деньги из Испанской империи.
Ко всему прочему, при настоящей бюджетной дырой являлась только что присоединённая Португалия.
Причём португальцы отлично могли лоббировать собственные интересы, имея (и реализуя) право занимать административные должности и получать титулы в Испании, тогда как испанцы не могли делать то же самое в Португалии.
Запаса испанской прочности ещё хватало, чтобы оставаться весомой силой в карибском регионе, но к берегам Нового Света уже тянулись новые игроки.
В 17 веке Англия прибрала к рукам крупные острова Барбадос, Антигуа, Сент-Кидс и Сент-Люсия. Далее к ней отошёл багамский остров Нассау. А к началу 18 века англичане уже подобрались и к Бермудским островам.
Франция — не отставала и захватила Мартинику, Гваделупу, северное побережье Южной Америки и Гвиану.
Голландцы пришли на Кюросао и Арубу из группы Антильских островов.
Был момент, когда в 1684 году, на фоне дележа испанских колоний, жизнь пиратов слегка омрачило Ратисбонское соглашение. Этот документ подписали между собой Испания и Франция, признавая пиратов вне закона. Однако уже в 1712 году война за Испанское наследство завершилась Утрехтским миром. В итоге безработными стали множество военных кораблей и моряков, большая часть из которых снова подалась в пиратское братство.
Известные пираты
А вообще, примечательных личностей среди так называемых пиратов хватало. И первый из них, это сэр Фрэнсис Дрейк — самый знаменитый корсар 16 века. Прославив каперское ремесло задолго до золотого века пиратства, Дрейк стал первым англичанином, совершившим кругосветку. Позже он получил дворянский титул и стал членом палаты общин и даже мэром английского города Плимут!
Француз Жак де Сор хорошо известен на Кубе — именно он в своё время дерзко захватил её столицу Гавану!
А его соотечественник Франсуа Ле Клерк стал самым известным одноногим пиратским капитаном, более известным как «Деревянная Нога».
Как умелый полководец, прославился и победитель Панамской войны, будущий губернатор Ямайки пират Генри Морган.
Ну, и знаменитый жестокий пират Эдвард Тич (Чёрная борода). О его славе говорит факт, что писатель Роберт Стивенсон в романе «Остров сокровищ», желая показать масштаб личности вымышленного капитана Флинта так и написал:
«…Черная Борода по сравнению с Флинтом — «сущий младенец».
Кто ещё сочетал в своей морской карьере пиратство и науку, а также другие профессии?
В эпоху великих географических открытий — это не такие далёкие друг от друга профессии.
Это и создатель карты Огненной земли Бартоломью Шарп, и Уильям Дампир — совершивший 3 кругосветных путешествия и позднее принятый в учёный совет Королевского научного сообщества, а также капитан Томас Кавендиш, автор мирового рекорда скорости в кругосветке! Земной шар корабль Кавендиша обогнул за 2 года и 50 дней, и это время не могли побить целых 200 лет!
Бывший потомственный портной Джек Рэкхем, вошёл в историю Калико Джек или Ситцевый Джек, по признанию актёра Джонни Деппа – именно Рекхэм стал одним из прототипов образа капитана Джека Воробья.
Каперский врач, валлиец Лайонел Уэйфер и вовсе по итогам своих походов выпустил научные книги «Новое путешествие и описание Американского перешейка» и «Подробный отчёт по природе и болезням в Новом свете».
Его коллега Александр Эксквемелин, ходил с пиратами также в качестве судового врача. А в 1678 году выпустил важный труд по пиратству 17 века — книгу «Пираты Америки».
Кстати, уже став губернатором, сам Генри Морган, судился с издательством, которое опубликовало рукопись «Пиратов Америки» — чтобы оспорить некоторые, указанные его бывшим врачом, Александром Эксквемелином, факты своей бурной пиратской карьеры.
Надо сказать, Моргану тогда удалось запретить упоминать себя в английском издании «Пиратов Америки» и уберечь своё губернаторское имя от общественного внимания. Недаром он, как никто другой из пиратов, умел не только монетизировать, но и преумножать все свои достижения.
После победоносного похода в Маракайбо (ныне Венесуэла), Морган захватил столицу испанской колонии на панамском перешейке — город Панаму. Только его личная доля составила 175 вьючных лошадей! Вот тогда-то Генри и решил остепениться. С триумфом вернувшись в Порт-Ройял, он в 1670-80 годы стал сначала заместителем, а затем и Губернатором Ямайки.
Интересный факт
Море не оставило бывшего пирата! Уже после смерти Моргана, 7 Июня 1692 года в Порт-Ройяле случилось землетрясение. В итоге часть суши, включая кладбище Палисадо с могиой губернатора Моргана, навсегда ушла под воду.
Немалый вклад в медийность пиратских приключений внесла книга «Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами», изданная в 1724 году в Лондоне. Считается что её автором был автор «Робинзона Крузо», писатель Даниэль Дефо.
Благодаря массовой культуре образ пирата стал многоплановым, сложным и часто даже приобретал благородный ореол, как мститель, вроде байроновского Корсара или капитана Блада у Саббатини. Иногда обаятельный мерзавец, как Сильвер в «Острове Сокровищ» Стивенсона или полукомичный персонаж, как капитан Крюк в «Питере Пэне» Джеймса Барри. Романтика привлекает к благородному пирату прекрасных дам, например, в романах Дафны Дюморье или Вальтера Скотта. ХХ век внёс свою лепту в копилку пиратских типажей, причем сделал это уже по-новому – сняв множество фильмов. И до сих пор тема пиратов в кинематографе продолжает собирать неплохую кассу.
Так насколько образ пирата из массовой культуры соответствует реальности? Во что верили флибустьеры и чего боялись? На чем ходили на абордаж? И как вообще становились пиратами?
Как вообще становились пиратами?
Пираты в общем и целом – умелые моряки и бойцы. И то и другое предполагает определенную подготовку, которые в те времена можно было получить, в основном, на морской военной службе – благо, как мы помним, идет активное освоение заокеанских территорий и потребность в военных моряках постоянно нарастает и для набора новых моряков применялись весьма интересные способы.
В XVIII веке британская армия была добровольческой. С 1664 года и до начала XIX века порыв служить стране поощрялся серебряной монетой – королевским шиллингом (сегодня этих денег хватило бы на 3 литра пенного или плотный ужин в столичном ресторане). Сленговое выражение: «Взять шиллинг короля» означало автоматическое согласие служить моряком или солдатом в Королевском флоте или в Британской армии.
Патриотов, готовых самоотверженно отдавать многолетний долг (а частенько и жизнь) за короля было немного. Чтобы обеспечивать вооруженные силы Англии достаточным количеством новобранцев, «хедхантерам» приходилось постараться. Нет, они не распространяли рекламные буклеты или пропагандистские листовки, повествующие о статусе мундира, прелестях солдатских будней и головокружительной карьере.
Рекрутеры ходили «в гражданском» по трактирам, тавернам, пабам, присматривали выпивших призывного возраста (от 18 до 55 лет) и предлагали им выпить за здоровье короля. От дармовой выпивки, да еще и с таким возвышенным поводом, редко кто отказывался. «Мышеловка» ждала наивных англичан на дне кружки: допивая пиво, каждый из них находил «повестку» – королевский шиллинг.
И всё – никакой медкомиссии, сразу «годен»! Способов откосить от армии не было. Если «доброволец» колебался, его «подкупали» рассказами о завидном жалованье. Кстати, большая его часть уходила на покупку униформы, снаряжения и погашение различных пошлин. Правда, об этом новоиспеченный солдат узнавал значительно позже. Если же вербуемый вовсе отказывался «принимать щедрый дар короля», рекрутеры прибегали к убедительной силе палки и сопровождали несогласного в пункт регистрации под конвоем. Подневольная мобилизация противоречила конституции страны, но, когда речь шла об укомплектовании армии и безопасности державы, законом можно было пренебречь.
При отсутствии соцсетей и блогов, молва о «военном капкане» распространялась не быстро. Тем не менее, владельцы таверн, на территории которых чаще всего происходила вербовка, прекрасно понимали, что их заведения вызывают все больше недоверия завсегдатаев, боявшихся попасть в западню.
Согласно легенде, чтобы не растерять клиентов, многие из них стали заказывать умельцам кружки с прозрачным дном или переходили на более дорогую и хрупкую стеклянную посуду. Это было хоть какой-то возможностью избежать «призыва»: поднимаешь тост за короля – посмотри на дно, убедись, что шиллинга там нет, а если есть – не принимай выпивку!
Хотя конечно сейчас английские историки говорят, что всё это выдумки – для реальной службы на контракте всегда была подпись рекрута и вообще, моряку давалось время, чтобы завершить в своём магистрате все имущественные и долговые дела. Но кто сейчас им поверит, этим англичанам?
А при чем здесь пираты? Так многие «рекруты» королевского флота были недовольны и способом, которым они оказались на корабле и условиями службы и жалованьем. Некоторые сбегали в дальних колониях с опостылевшей службы, а многие предпочитали без боя сдаваться пиратам и присоединяться к ним.
Примечательно, что термины хедхантер и рекрутёр благополучно «дожили» и до наших дней – все, кто искал работу, сталкивались с этими ребятами.
Внешний вид, одежда и образ пирата
Ну коль скоро мы упомянули рекрутеров, самое время поговорить и о корпоративном дресс-коде типичного пирата. Все пираты, от простого вахтенного матроса до капитана — носили костюмы, соответствующие их положению.
При этом на борту корабля капитаны ходили примерно в такой же одежде, как большинство матросов, но, сходя на берег, одевались более изысканно.
В своей книге «Пираты Америки» 1678 г. Эксквемелин ни разу не упоминает о том, что пираты носили на головах платки-банданы.
Банданы «появились» на их головах благодаря художнику Говарду Пайлу, жившему в конце 19го века, и, что характерно, никогда в жизни не видевшего живого пирата.
Зато в книге Эксквемелина точно присутствуют шляпы. Вполне логично, что в условиях тропической жары и палящего солнца, которые обычны для Карибского региона большую часть года, широкополые шляпы давали хорошую защиту от солнечных лучей. Да и в сезон дождей они помогали не промокнуть до нитки.
Носили ли пираты в море широкополые шляпы постоянно? Скорее всего нет, так как во время сильного ветра на море их наверняка бы сорвало с головы. Начиная с 60-х гг. XVII века широкополые шляпы начинают быстро вытесняться получившими огромную популярность треуголками. Именно в треуголках изображено большинство пиратов на старинных гравюрах конца XVII–начала XVIII века.
Но в море, при работе с парусами, пираты надевали туго сидящие плотные шапки с клапанами для ушей, с верёвочкой для подвязывания снизу — чтобы не сдуло ветром.
Как правило, у моряков в те времена был один комплект одежды, потому что до эпохи появления массового производства в XIX веке любая одежда стоила дорого.
Вещи носили долго, постоянно их перешивали или латали. Для ремонта на скорую руку пираты использовали так называемую «морскую иглу». Многие внимательные зрители замечали, что у Джека Воробья, да и у других пиратов – на бандане, треуголке и вообще – где угодно, могли присутствовать всякие мелочи, от замысловатой подвески до костяной иглы. Это и есть та самая морская или парусная игла. Она используется для ремонта канатов и парусов и иногда одежды. Вместе с иглой применялась особая защитная перчатка - Гардаман (gardaman). Она заменяла собой наперсток. Также подобная перчатка вполне подходит для более уверенного удержания абордажной сабли в руке.
Так, знаменитый пират начала XVIII в. Бартоломью Робертс перед сражением надевал ярко-красный жилет и брюки, шляпу с красным пером и алмазный крест на золотой цепочке.
В общем, если продолжить изучение ранних источников, то становится понятно —многие пираты носили усы, а иногда и бороду. Например, для пирата Эдварда Тича его черная борода стала своеобразным «личным брендом» и неотъемлемой частью грозного образа. Иногда он вплетал в нее специальные шнурки, которые в бою поджигал и использовал как фитили для запаливания ручных бомб при абордаже. Ну впрочем, до пиратских боёв мы ещё дойдём. А сейчас вернёмся к имиджу "типичного" пирата.
Практически на всех гравюрах XVII–начала XVIII века пираты изображены с длинными волосами или с модными тогда париками — аллонжами. Например, у Генри Моргана были густые и длинные волосы, по принятой в то время моде.
Что касается париков: вещь это непрактичная, и вряд ли их носили во время плавания. К тому же парики стоили дорого, были не по карману большинству пиратов, да и, скорее всего, не нужны были им. Хороший парик был скорее символом статуса, его могли себе позволить главари пиратов, до этого отобрав парик у какого-нибудь дворянина или купца на ограбленном корабле. Капитаны могли надеть парик вместе с дорогим костюмом, когда сходили на берег в крупном порту, чтобы произвести впечатление на собравшуюся публику.
В 17-18 веке моряки носили очень свободные штаны, называемые «слоппами» (sloops), которые закрывали ноги чуть ниже колен, чулки и рубаху - которую заправляли в штаны, доходившие чуть ниже колен, и перевязывались лентами или ремешками.
Многие носили кюлоты — так называемые «женские штаны», отличавшиеся от обычных объемом, так как были очень широкими и скорее напоминали разделенную пополам женскую юбку. Известно, что именно «женские штаны» носил Эдвард Тич.
Сверху одевали камзолы, куртки и по плохой погоде - плащи.
Шею прикрывал широкий платок. А ещё почти каждый носил бороду и усы.
Но если рассматривать «отпускной» лук пирата – то при сходе с корабля они старались одеваться более роскошно, нежели в походе, и вполне могли пощеголять в модных шмотках — но лишь на берегу.
Одноногий ли типичный пират?
Образ пирата на с деревянной ногой в массовом сознании закрепился благодаря, опять же, «Острову сокровищ», но были и реальные одноногие пираты. Например, Франсуа Ле Клерк по прозвищу «Деревянная нога», орудовавший в XVI веке и на пике своего могущества командовавший флотилией из восьми кораблей и более 300 моряков.
Но более вероятный кандидат был в окружении самого Стивенсона — Уильям Хенли, один из его ближайших друзей, потерял ногу еще в молодости из-за туберкулеза и потом всю жизнь ходил на деревянной ноге, ничуть не унывая по этому поводу.
Собственно, Стивенсон позже говорил об этом открытом текстом: «Признаюсь, именно зрелище твоей увечной мощи и властности и зародило идею образа Джона Сильвера… человека, способного повелевать и устрашать одним лишь звуком своего голоса, полностью обязана своим появлением тебе».
Правда, стоит учесть, что Стивенсон, вероятно, НЕ задумывал своего героя, как обладателя деревянной ноги. В книге ясно говорится о костыле, которым он владел «с удивительной ловкостью» и в ранних изданиях книги Сильвер изображен одноногим.
Повязка на глаз
А знаменитые повязки на глазу? Конечно – они вполне могли закрывать и потерянный глаз.
Но на самом деле основной причиной того, почему пираты носили повязку на втором глазу, было то, что они таким образом держали один из глаз постоянно приспособленным к темноте. Сами посудите: пирату необходимо было сражаться, как на палубе вражеского корабля, так и под ней! А поскольку искусственное освещение тогда было явлением редким, в трюмах и внутренних посещениях парусников тогда было довольно темно даже днём. И чтобы привыкнуть к полумраку трюма, человеческому глазу может понадобиться несколько минут, что в горячке боя, согласитесь, не совсем удобно. Пирату же было достаточно перекинуть повязку с «дневного глаза на ночной». И можно сражаться без всяких проблем!
Суеверия и пиратские легенды
Джентльмены удачи были людьми суеверными. А значит, верили в силу разных оберегов и амулетов.
В море пирата охраняли подвески «ногти русалки». Их делали из особо обработанных раковин морского черенка.
Но для полного эффекта считалось хорошим тоном дополнить амулет точёной из дерева фигуркой русалки. Желательно с жемчужиной.
В великую эпоху пиратства в 17 и 18 веках русалки считались настоящими не мифическими существами.
Пираты считали, что русалки коварны и опасны - стремятся заманить в ловушку, с намерением утопить, а затем съесть. Учитывая, как редко мылись пираты той эпохи... У русалок, должно быть, действительно были крепкие желудки!
Конечно, нельзя не вспомнить и Дейви Джонса
Суеверные моряки завели себе своего собственного дьявола. Он забирал себе исключительно души тех, кто ходит по морям. Английские моряки дьявола называли Дейви Джонсом. Выражение «попасть в рундук Дейви Джонса» — означало смерть или гибель.
Страх перед Дейви Джонсом был столь велик, что пираты предпочитали умереть на земле, чтобы попасть к общему дьяволу, а не к морскому. Существовал и миф о том, что с Джонсом можно заключить сделку. Якобы он мог продлить жизнь погибшего пирата на несколько лет, но затем обязательно забирал его.
Почему морской дьявол вдруг обзавелся английским именем в точности неизвестно. Возможно, он как-то связан с мрачным пиратом Дэвидом Джонсом, который действовал в XVII-м веке в Индийском океане.
Кстати, Дейви Джонс не причастен к другому ужасу морей - кораблю «Летучий голландец». Если корабль «голландец», то и капитан его, соответственно, тоже. Звали этого человека Филипп ван дер Деккен. Согласно легенде, он был дважды проклят за убийство пассажира и сделку с дьяволом. В итоге капитан и его «Голландец» навсегда остался призраком в океане, суля несчастья любому моряку, которому не повезет увидеть его.
Вместе со всем этим, пираты и флибустьеры вовсе не были какими-то оккультистами или безбожниками. А пиратские капитаны, занимая свой пост, клялись соблюдать кодекс берегового братства на Святой Библии.
Да, кстати — всякий, кто вступал в общество буканьеров, пиратов — словом в «береговое братство» — был обязан отречься от всех привычек благообразного общества и даже отказаться от своего фамильного имени. Ну, в этом был резон: а ну как случайно попадёшься властям? Лучше, чтоб хотя бы по имени тебя никто не знал. В общем, пираты давали друг другу шутливые или серьёзные прозвища. Лишь один раз, при вступлении в официальный брак с женщиной— в церковном обряде, объявлялось настоящее имя. На Антильских островах до сих пор ходит пословица: «по-настоящему людей узнаёшь только тогда, когда они женятся».
Знаменитый попугай из «Острова Сокровищ»
Знаменитый попугай по имени Капитан Флинт – который сидел на плече у Джона Сильвера. Правда или вымысел? Обладание попугаем было как обладание дорогой и изысканной одеждой – поэтому многие моряки и пираты старались обзавестись этим символом престижа.
К тому же попугай был менее прихотлив в уходе чем кот или собака. А способность повторять слова делало попугаев еще популярнее. Помимо попугаев также нередко пираты обзаводились небольшими обезьянками, но поймать и содержать обезьян было значительно сложнее.
Подзорная труба и компас на пиратской службе
Непременные атрибуты пиратского капитана — даже если он лично не занимался навигацией и имел для этого штурмана:
Подзорная труба — В 1624 году астроном и изобретатель первого телескопа Галилео Галилей первым запустил серийное производство подзорных труб, которые пришлись очень кстати капитанам «золотого века пиратства».
Увы, но трубы Галилея не были качественным продуктом. Корпус был сделан из вощеного картона, но в море быстро приходил в негодность, отчего из него выпадали линзы. И всё же, в отсутствие альтернатив, подзорные трубы итальянца пользовались популярностью.
Одним из конкурентов Галилео стал немецкий учёный-астроном Иоганн Кеплер. В своём труде «Диоптрика» (1611) он описал подзорную трубу с улучшенной конструкцией. В науке она получила название «схема Кеплера». В отличие от конструкции Галилео, труба Кеплера имела куда большее увеличение, и выпускалась в медном корпусе, что было востребовано моряками.
А вот компас пирату был не нужен. Ну, если это, конечно не капитан Джек Воробей. Потому как в реальной истории портативный компас появился значительно позже – лишь к концу 19 века.
Во времена «Золотого века пиратства» был распространён азимутальный компас, предназначенный для определения ориентиров и измерения горизонтальных углов. Эта опция была особо важна при составлении карт. Именно такие компасы и появились на кораблях на рубеже 17-18 веков.
Арсенал Пирата
Принято считать, что пираты, настигнув корабль-жертву, вступали с ней в перестрелку, и в итоге часто просто топили своего противника. На самом деле всё обстояло иначе — пушки того времени не отличались большой точностью, скорострельностью и вообще эффективностью, поэтому часто их использовали просто, как подготовку к абордажу. Приблизившись к своей цели, пиратский корабль давал залп, целясь преимущественно по парусам и палубе, и не тратя времени на перезарядку пушек, пираты сразу же приступали к абордажу. Вообще говоря, захватить судно старались с минимальными повреждениями – ценным трофеем являлся не только груз, но и сам корабль.
Абордаж начинался с использования кошек — это специальные крюки, которые при забрасывании надежно зацепляли борта корабля, после чего, подтащив поближе судно, пираты могли перекинуть мостик и начать атаку.
Ружья при абордаже играли роль огневой поддержки: стрелки укрывались за бортами и надстройками своего корабля и пытались поразить ключевые фигуры противника.
Также при штурме использовались заряжаемые картечью короткие мушкетоны с раструбом на конце ствола – тромблоны.
Эдварду Тичу, приписывают создание портупеи, благодаря которой пират при абордаже мог иметь при себе от двух до шести заряженных пистолетов, причем стрелять можно было, не вынимая их из петель. Вид у него действительно был устрашающим, учитывая отмеченный современниками и хорошо переданный старинными гравюрами безумный, дикий взгляд.
Понятно, что пистолеты в условиях абордажа использовались как оружие «первого залпа», за которым шла рубка на холодном и прочем ударно-дробящем оружии.
При особо трудных абордажах применяли гранаты и бомбы.
Для защиты от гранат вдоль борта корабля на высоких баграх или другим способом крепились сети: гранаты, попадая на них, попросту отскакивали и падали в воду.
Многие фильмы о пиратах часто демонстрируют поединок на шпагах — обычно во время схватки двух капитанов, но на самом деле шпаги — довольно редкий гость на пиратском корабле. Впервые шпаги начали появляться в начале 17 века, но широкое распространение получили значительно позже, когда эпоха пиратов уже почти завершилась.
Практичные пираты предпочитали абордажные сабли – ими было гораздо удобнее орудовать на борту корабля и они куда легче в освоении. Недлинная широкая сабля отличалась особой формой эфеса, который практически полностью закрывал кисть, а клинки могли быть достаточно разнообразны по форме.
В качестве основного оружия многие пираты нередко использовали и абордажный топор: длинная, почти метровая, рукоять и тяжелое лезвие превращали его в мощное и опасное оружие.
Начинающие пираты использовали мачете — вариант огромного ножа с длинным широким лезвием. Мачете был придуман для рубки сахарного тростника, но как простое и доступное оружие пригодился и пиратам. Хочешь — трос переруби, хочешь — на противника набрасывайся. Универсально, что и сказать!
Какие корабли использовали и быт на них
Для прибрежных операций пираты использовали незаметные одномачтовые корабли с косыми парусами, как правило гукеры и шлюпы. Косые паруса проще в обращении и не требовали много лазать по мачтам.
Самым известным малым кораблём стал 10-пушечный шлюп «Возмездие» (Revenge) капитана-аристократа Стида Боннета. Примечательно, что даже такой зажиточный (по сравнению с обычными пиратами) дворянин Боннет для своих походов выбрал именно недорогой в обслуживании шлюп.
Для более дальних вылазок применялись двухмачтовые шхуны с косым парусным вооружением, имевшие хороший ход при попутном ветре. Именно на простую шхуну «Эспаньола» в романе «Остров Сокровищ» автор и посадил экспедицию по поискам клада капитана Флинта!
Самым популярным у пиратов типом корабля являлась бригантина, нёсшая на передней мачте прямые паруса, а на задней - косые, сочетая достоинства двух типов парусного вооружения. Ну а более продвинутые бриги использовались лишь опытными в навигации командами и капитанами.
В целом, наиболее массовый пиратский корабль открытого моря – это шхуна, бригантина или бриг, несшие на борту от 8 до 26 орудий.
Впрочем, для увеличения скорости – что могло понадобиться, чтобы оторваться от преследования, пираты могли и выбросить пару тяжелых орудий за борт!
А для серьёзного дела могли и напротив — прибавить себе пушек.
Именно так поступил Томас Кавендиш, «проапгрейдив» свой фрегат «Мечта» до 40 орудий. Это помогло ему одержать верх в артиллерийской дуэли с громадным испанским галеоном «Санта Анна».
Один из первых пиратов, Френсис Дрейк, также предпочитал выходить в море на многопушечном галеоне - «Золотая лань» (Golden Hind).
Кстати, название корабля сообразительный капер на службе английской короны дал в честь герба спонсора-покровителя, лорда Кристофера Хаттона.
В итоге внушительный линейный галеон «Золотая Лань» не только успешно служил Дрейку в боях, но и выдержал даже трёхлетнее кругосветное плавание.
Впрочем, вооружение зависело не только от смекалки или хотелок капитана.
На размер корабля также влияли финансирование и квалифицированное обслуживание, которые могли себе позволить далеко не все пиратские команды.
Крупные корабли труднее обслуживать и скрывать на тайных базах. Но тем не менее крутые пираты находили применение и таким захваченным в качестве трофеев кораблям, например, 40-пушечные флагман капитана Эдварда Тича «Месть королевы Анны» (Queen Anne's Revenge) и фрегат «Фантазия» (Fancy) капитана Генри Эвери.
Надо отметить, что в умелых руках большой корабль становился весомым пиратским козырем! В этом плане показательна карьера 42-пушечного фрегата Бартоломью Робертса «Королевская удача» (Royal Fortune) – на его счету более 400 морских побед.
Каждый капитан на своём корабле имел свой фирменный почерк. И вовсе не обязательно, даже имея на борту тридцать с лишним пушек, при охоте на добычу выпалить из каждой.
Так, фрегат «Счастливая доставка» (Happy Delivery) Джорджа Лоутера при атаке часто практически таранил вражеский корабль, подрезая и наваливаясь, затем проводя молниеносный абордаж.
Подобным образом действовало и «Приключение» (Adventure Galley) капитана Уильяма Кидда, а также “Восходящее солнце“ (Rising Sun) капитана Кристофера Муди.
Кое-какие корабли золотого века пиратства можно увидеть «живьём» и в наше время. Например, точную реплику брига «Грация» («La Grace») капитана чешского происхождения Августина Гержмана, промышлявшего на Карибах в 18 веке.
В 21 веке на «Грации» учат парусному делу курсантов и участвуют в регатах исторических парусных кораблей.
Маленький бриг не только проще восстановить в виде реплики, есть и другие, чисто житейские нюансы: чем меньше народу, тем чище корабль. В море гальюн занимает носовую часть корабля и в длинных переходах был довольно популярным местом на корабле.
Но это даже не главная пикантность пиратских путешествий. Поскольку морозильников и консервов в 17-18 веке ещё не было, на большинство парусных кораблей брали мелкую скотину и птицу – в качестве запасов свежего мяса . За животными надо было ухаживать, помимо морских вахт – пираты несли ещё и хозяйственные. А кому понравится, если запахи и прочие отходы домашних животных просочатся вниз, в жилые кубрики?
А под каким флагом ходили пиратские корабли?
Первый «абордажный флаг» пиратов был… красным. Как бы намекая — абордаж будет жестоким и кровавым!
Историки считают, что термин Весёлый Роджер (Джоли Роджер) — это не скелет на флаге и даже не имя. В основе лежит французское слово «красный» — «rouge». Также происхождение «Весёлого Роджера» связывают с вариантом прозвища дьявола.
Со временем в обиход вошёл и знаменитый черный флаг. Но и его дизайн был разнообразным.
Самым популярным был вариант с черепом и саблями. Именно такой флаг поднимает над своими кораблями исторический пиратский капитан Джек Рекхем и киношный капитан Гектор Барбосса.
Пираты Эдвард Ингленд и Кристофер Кондент — по классике, использовали череп и скрещённые кости.
Эдвард Тич — «Чёрная борода» использовал странный флаг со скелетом, держащим песочные часы, и прокалывающим истекающее кровью сердце.
Пиратское меню
Что ели и пили пираты во время морского похода?
Любимый напиток капитана Флинта, Билли Бонса и всех остальных пиратов – конечно же Ром.
Но в море спиртное на борту не приветствовалось даже у пиратов – моряки более охотно употребляли грог (напиток на основе небольшой части рома, горячей воды, лимона и сахара), закусывая пудингом и сухарями. Про чистый крепкий ром — ни слова ни в одном авторитетном источнике.
На самом деле крепкий ром на корабле присутствовал – в виде антибактериального средства. Запасами рома разбавляли затхлую воду. И делалось это не только для дезинфекции, но и чтобы отбить скверный запах!
А за распитие чистого рома на борту могли серьёзно покарать.
Но были и казусные случаи!
Существовала морская пословица — пустить кровь адмиралу.
На Гибралтаре самый популярный ром сейчас называется «Кровь Нельсона». А почему? В честь знаменитого английского адмирала Нельсона, который трагически погиб во время знаменитого Трафальгарского сражения.
После сражения начали думать, как доставить тело адмирала из Гибралтара в Лондон. В общем, положили его в бочку и залили сверху до краев ромом, вроде как заспиртовали и отправили в Англию на военном корабле.
Об этом, конечно же, узнали матросы – шутка ли, прославленный адмирал, да еще в бочке с ромом. В итоге боцман с парой моряков повадились «поминать адмирала», то есть сливать из бочки немножко рома и на месте его и выпивать.
Когда их поймали и собрались серьёзно наказать, моряки на суде поклялись, что все они пили этот ром… лишь потому, что убеждены: вместе с кровью Нельсона к ним перейдет его мужество и отвага! В общем, целебный ром Нельсона даст им силы — во имя Англии и Короны!
Такие речи тронули присяжных и выпивох оправдали!
А через некоторое время оборотистые торговцы запустили в продажу особый сорт рома – «Кровь Нельсона».
И еще о бутылках
В 1560 простой рыбак выловил в Ла-Манше пустую на вид бутылку с тщательно засмоленным горлышком. Открыв ее, он прочитал секретное послание, адресованное капитаном английского капера королеве. Он вел слежку за голландской экспедицией, пытавшейся достичь берегов Японии и Китая необычным маршрутом – через Северный Ледовитый океан.
Понятно, что капитан капера использовал письмо в бутылке, как единственный в то время способ доставки сообщения, и надеялся, что оно достигнет берегов Англии. Рыбак, ставший первым читателем секретного послания, передал его местным властям, а те дальше по цепочке – к самой Елизавете Первой.
Получив секретный отчет, королева пришла в негодование: письмо, не предназначенное для посторонних глаз, прочитали десятки людей. Любопытного рыбака она приказала повесить, издав еще и указ, согласно которому, все, кто посмеет вскрыть выловленный в море или найденный на побережье запечатанный сосуд, будет также казнён.
В общем, все бутылки с потенциальными письмами полагалось, не вскрывая, отправлять лорду Томасу Тонфилду, получившему необычную должность – откупорщик океанских бутылок. Уже в первый год лорд получил и вскрыл 52 морских послания.
Ну, а само постановление о казни для попавшихся на самовольном вскрытии бутылочной почты, было в силе до 19 века.
Женщины-пираты
По сюжетам пиратского кино …порой можно подумать, что пираты опасались женщин, как огня, и если та случайно оказывалась на палубе, то бедняжку тотчас же отправляли на корм рыбам.
На самом деле всё обстояло не совсем так — частенько пираты брали их с собой в качестве любовниц и, пардон, проституток.
Захватив красивую женщину, флибустьеры обычно бросали жребий, и выигравший имел на нее право, как на жену. Александр Эксквемелин, рассказывая о жестоком обращении французских флибустьеров с жителями захваченного ими города Гибралтар (1666 г.), замечает: «Чуть лучше было женщинам, которые попали к пиратам в любовницы по своей охоте. Других же они попросту брали силой».
Впрочем, доля истины в пословице все же есть — часто присутствие дам на корабле приводило к раздорам среди экипажа (если кому-то не доставалось своей доли любви, ласки и внимания), плюс не все из них могли легко переносить отсутствие всяческой гигиены и удобств, так что на некоторых кораблях женщинам действительно находиться запрещалось, во избежание неприятностей.
Но – в истории сохранились упоминания и о двух грозных женщинах-пиратках: Энн Бонни и Мэри Рид. Обе они служили в команде капитана Джека Рекхема, о котором я уже рассказывал. И обе были вполне себе боевыми единицами пиратского братства, ходили на абордажи и участвовали в походах на равных правах с мужчинами.
О характере Энн Бони лучше всего говорят ее слова, сказанные в тюрьме: «Если бы все пираты дрались как настоящие мужчины, то их бы не ловили и не вешали как собак».
Обычаи и нравы пиратов. Взаимовыручка и страховка
Итак, с женщинами на кораблях была явная проблема.
Что же оставалось делать простым пиратам? Заботиться друг о друге. Например, существовал обычай Мателотаж (от фр. matelot — «моряк») — побратимство среди пиратов в XVII-XVIII веках.
Это был формальный и постоянный контракт между двумя моряками, в котором закреплялось, что в случае смерти одного из партнёров другой наследовал всё его имущество. В чем же польза такого договора? Дело в том, что некоторые вахты на кораблях тогда длились до 12 часов. Так что пока один пират спал в кубрике, его товарищ — друг друга они называли мателоты — занимался своими обязанностями на палубе. Потом они менялись. При этом свободный от работы пират не только отдыхал, но и присматривал за пожитками в рундуке напарника.
Ударив по рукам, пираты братались и клялись заботиться друг о друге в болезни и здравии. Некоторые даже обменивались ценными предметами, в знак закрепления договора по сохранению награбленного имущества.
Несмотря на постоянные грабежи, о зажиточных пиратах мы знаем не так много. Куда же девались пиратские заработки?
После долгих походов пираты высаживались на берег с кошелями, набитыми золотом и жаждой восполнить недостаток развлечений во время долгого плавания и тяжелой работы в море. Тут уж вино текло рекой, бордели закрывались на спецобслуживание.
А если пирату надоедала разгульная жизнь, он вполне мог решить обзавестись женой. Но… Женщин, особенно приличных, на Карибах не хватало.
В общем, однажды французский губернатор острова Тортуга Франсуа Левассёр просил у Франции прислать на остров две тысячи женщин, чтобы… женить всех желающих пиратов. Задумка была в том, чтобы честным браком отвадить разбойников от возможного греха и спасти их души.
Добыча и делёж
Перед походом флибустьеры заключали между собой особое соглашение, «охотничье жалованье».
В нем указывалось, какую долю добычи должны были получить капитан и команда корабля. Прежде всего, из общей суммы награбленного выделяли вознаграждение капитану, корабельному плотнику (за ремонт корабля и корабля, который доставался в торфей) и, конечно, доктору-хирургу («на медикаменты»).
Из оставшейся суммы отсчитывались страховые деньги для возмещения компенсаций раненым.
Специальные денежные вознаграждения (премии) получали пираты, особо отличившиеся в бою.
Надбавки были за такие подвиги:
- Тому, кто первым водрузит флаг на мачте врага или захватит вражеский флаг,
- Тому, кто сознательно совершит подвиг ради общего дела,
- Были выплаты за меткую стрельбу и даже за каждую удачно брошенную ручную бомбу.
Надо понимать, что далеко не всегда пираты захватывали деньги или драгоценности. В большинстве случаев речь шла о товарах, которые надо было кому-то продать. Для этой целей существовали как простые скупщики, так и арматоры.
Арматоры не просто скупали товары, но и могли направлять пиратов за определенными грузами. Зачастую они за свой счет и спонсировали походы корсаров. При оценке добычи арматоры частенько сбивали цену, пользуясь необразованностью пиратов.
О кладах
Первый пират, который, как мы точно знаем, закопал свои сокровища, был сэр Френсис Дрейк, поскольку за «одну ходку» он не смог перевезти всю добычу.
Но именно его клад оказался и самым быстро найденным – вскоре ограбленные испанцы нашли и выкопали большую часть драгоценной заначки.
Также богатый клад острове Гардинер в своё время закапывал и пират Уильям Кидд. Как говорится — исторические преценденты имеются!
Поэтому и в романе у Стивенсона клад Флинта – закопан на острове сокровищ. Однако, больших находок археологи и современные искатели сокровищ так и не нашли.
Разборки и риски пиратской жизни. На море и на суше
Во многих пиратских обществах имелись строгие правила, регламентировавшие поведение пирата. Не случайно даже в «Пиратах Карибского моря» упоминается знаменитый кодекс!
Кодекс регулировал жизнь пирата и даже его брань. Хотя – смотря что считать руганью!
Одна из популярных пиратских ругательств «Разрази меня гром». Причём здесь гром? Верно! Совершенно не причём — на самом деле в оригинале это звучало как «Shiver my timbers».
При ударе о подводный риф корабль начинал сотрясаться и вибрировать («shiver» — «дрожь», а timbers тут скорее можно перевести как «доски палубы»), отсюда и пошло это ругательство, как выражение крайнего неодобрения и удивления.
Из негласных правил было:
- Находясь на корабле пират всегда должен был спать в одежде.
- Жестоко карались те из них, кто без разрешения оставались ночевать на берегу.
- Нельзя было принуждать своих товарищей пьянствовать, если те не хотели.
- На вахте запрещались азартные игры в карты и кости.
- За появление на борту неучтённых женщин также можно было неслабо схлопотать от капитана.
Ну, а если пиратам захочется выяснить отношения, как тут быть?
Бытовые потасовки и драки между членами команды во время похода исключались. Все дуэли происходили на берегу в присутствии секундантов.
Особо провинившихся перед командой (ну, добычу утаили после абордажа, например) — могли килевать от борта к борту. Делов том, что днище парусных кораблей обрастало морскими ракушками и полипами с жёстким панцирем.
Так что эффект острой тёрки оставлял на коже жертвы наказания глубокие порезы, которые заживали долго, если не приводили к смерти от инфекции.
А вот вынуждать своих пленников ходить по доске, торчащей за бортом корабля, пираты даже и не думали. Этот славный, в кавычках, морской обычай появился на парусных военных флотах уже много позже Золотого века пиратства.
Обычно пираты использовали три серьёзных наказания – либо один из библейских законов Моисея (повешение или обезглавливание), либо выбрасывание за борт в открытом море. Самым жестоким наказанием был маронинг – высаживание на необитаемый остров. Как правило, оставленный в одиночестве моряк имел только один единственный выход – самоубийство.
Само по себе слово «маронинг» происходит от испанского «симаррон» - дезертир. Так как это наказание в основном использовали пираты, то даже если несчастного спасало другое судно – его ждала неминуемая казнь за пиратство.
Наказания за пиратство
Считается, что традиционная казнь за пиратство — повешенье. Это действительно так.
Когда пиратов судили на берегу, их не только отправляли на виселицу, но и подвешивали тела казненных в специальных клетках, в людных местах. Так сказать, в назидание тем, кто пожелает стать пиратом.
А вот женщин-пираток закон на берегу запрещал казнить и даже пытать. Церковь считала, что казнить таким образом даму слишком жестоко. В общем, женщины-пиратки вроде Энн Бонни и Мэри Рид могли спокойно отбыть наказание в простой тюрьме.
Заключение
Так какие они, эти самые «джентльмены удачи»? Правильный ответ: самые разные! Именно поэтому они вольготно перешли из истории в приключенческую литературу, а оттуда — в кино и даже обрели свой собственный аттракцион в «Диснейленде».
Ну, тот самый, который и стал источником вдохновения для главного сценариста оригинальной трилогии ПКМ Стюарт Битти. И это не случайно! Целевая аудитория у романтических приключений — самая широкая!
В общем, в современном медиа - пространстве нет такого места, где бы не побывали пираты!
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Маяк истории».
С пиратским приветом, Дмитрий Ранн!
Что почитать и посмотреть по теме:
Книги:
- Остров сокровищ — Роберт Стивенсон
- Пират — Вальтер Скотт
- Черный корсар — Эмилио Сальгари
- Одиссея капитана Блада — Рафаэль Саббатини
- Винсенте Рива Паласио Пираты Мексиканского залива
- Белый ягуар, вождь Араваков — Аркадий Фидлер
- Наследник из Калькутты — Роберт Штильмарк
- Пиратский кодекс — Бренда Рейф Льюис
- Красный корсар — Фенемор Купер
- Даниэль Дефо Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами
Фильмы и Сериалы:
- «Одиссея капитана Блада» —1935 (США)
- Остров Сокровищ – 1938 (СССР)
- Пираты Тортуги —1961 (США)
- Остров Сокровищ —1971 (СССР)
- Остров Сокровищ — 1982 (СССР) - ТВ
- Остров Сокровищ (США, 1990)
- Остров Головорезов (США, 1995)
- Цикл фильмов из серии «Пираты Карибского моря» (2003-2017)
- Сериал «Чёрные Паруса» (2014-2017)
- Затерянное королевство пиратов (2021) - документальный