С жильём было настолько плохо, что наш инженер сибиряк всю зиму прожил в большом ящике площадью 4,5 кв. метра, оставшемся после какого-то оборудования. Ящик засыпали с боков и сверху землёй, отапливался печкой времянкой и это считалось счастьем - иметь свой угол.
В командировке мне пришлось с группой людей ночевать в землянке, это было ранней весной.
Забирались в неё чуть-ли не ползком на нары, по бокам настелили еловый лапник. Для согрева на дне траншеи развели костёр, но тяги не было и мы задыхались от дыма, пришлось его погасить. От большой усталости после суточной езды в автомашине мы все впятером быстро уснули, а утром не смогли без помощи выползти из землянки. Она наполнилась за ночь талой водой по самые края. Кому-то удалось положить доску по краю и мы выползли на животах полумокрые. Кругом ещё лежал снег и нам полдня пришлось сушиться у костра. Было это под Ярцевом. Через пару месяцев уже можно было переночевать на деревянном топчане с соломенным матрацем и это было сверхсовременно по тем временам. Обыкновенные глиняные мазанки, не продуваемые ветром и не промокавшие под дождём, были счастьем для командированных по делам службы.
Дороги избитые техникой, для езды на Эмках были мучениями и просто выматывали душу, особенно объезды около мостов, сделанные из брёвен, уложенных поперёк.
Иные 5 км пути занимали более полчаса, а то и больше. Эту дорогу строили силами пленных. В процессе строительства автодорог, самые трудоёмкие работы - восстановление искусственных сооружений: мостов, труб, путепроводов и т.п. Сам процесс строительства полотна дороги тоже трудоёмок, но не столь сложен, поэтому мостовики на аналогичных стройках были своего рода высшей кастой спецов, с которыми следовало считаться.
Это были знающие инженеры, влюблённые в свою специальность и они сравнивали себя со специалистами , которые возводили уникальные сооружения вокруг Байкала и через большие сибирские дальневосточные реки, как Обь, Енисей, Амур, Зею и др. Все эти мосты я в молодости проезжал и по возможности любовался их ажурностью и величием красоты, например, мост через Амур. Это высоченные металлические пролёты на огромных каменных опорах, вызывают восхищение у даже мало понимающих в них толк.
Не даром, большая группа специалистов мостовиков, ещё до 30 - х годов была приглашена Америкой для возведения аналогичных уникальных мостов в г. Лос-Анжелес. По возвращении этих спецов на Родину через Владивосток, многие из них побывали в лагерях заключения. Русские инженеры по мостам, в то время считались непревзойдёнными в смелых полётах своих воображений, воплощаемых в реальность. Это нравилось американцам и не считаясь с затратами, они всячески старались заарендовать наших инженеров к себе, хотя бы на время. Красота многих сооружений в американских городах- заслуга русских инженеров мостовиков.
Продолжение следует...
Если Вам интересно было читать, пишите комменты и ставьте лайки!!! Буду рад видеть Вас на своем канале!!! 😀
ИНТЕРЕСНОЕ НА КАНАЛЕ:
Вы слыхали как растут дрозды?
Моя ирония судьбы или с легким паром
365 дней на китайском автомобиле FAWX80, Отзыв владельца
Видео на канале:
Кошачьи будни. Где у него кнопка?
Кошачьи будни. Я люблю тебя до слез
Кошачьи будни. Реновация. У меня новый дом
Воспоминания моего деда можно прочитать здесь