Найти в Дзене
Лакомб Люсьен

Внезапные говнари в топе Яндекса.

Пользуюсь Яндекс-музыкой последние несколько лет. Вполне удобно, ещё и каталог в КиноПоиске доступен. Правда, какие-то альбомы западных исполнителей стали недоступны, но это скорее проблемы этих исполнителей, теряют монетизацию, прибыль, в то время как, русский человек если захочет, то найдет нужную ему музыку на других неофициальных ресурсах и станет доволен. Есть там такая вкладка на Яндекс-музыке, как "чарт", где можно увидеть актуальные по популярности на данный момент 100 композиций. Я не знаю, как выводится эта статистика, какие там алгоритмы работают, потому что поражаешься, что слушает народ. Может быть, такими приложениями пользуются в основном дети и подростки, среди которых есть подражание друг другу, следование моде современной, но треки эти для умственно отсталых в большинстве своём, по-моему мнению. Почти все 100 треков это галимая попса или реп, причем именно отечественной сцены, как я понимаю. Ну 2-3 трека западных исполнителей на всю сотню. Исполнители очень невнятно
Горшок - один из основателей группы "Король и шут". Немного эпатажа, а может это такой вампирский артистизм?
Горшок - один из основателей группы "Король и шут". Немного эпатажа, а может это такой вампирский артистизм?

Пользуюсь Яндекс-музыкой последние несколько лет. Вполне удобно, ещё и каталог в КиноПоиске доступен. Правда, какие-то альбомы западных исполнителей стали недоступны, но это скорее проблемы этих исполнителей, теряют монетизацию, прибыль, в то время как, русский человек если захочет, то найдет нужную ему музыку на других неофициальных ресурсах и станет доволен.

Есть там такая вкладка на Яндекс-музыке, как "чарт", где можно увидеть актуальные по популярности на данный момент 100 композиций. Я не знаю, как выводится эта статистика, какие там алгоритмы работают, потому что поражаешься, что слушает народ. Может быть, такими приложениями пользуются в основном дети и подростки, среди которых есть подражание друг другу, следование моде современной, но треки эти для умственно отсталых в большинстве своём, по-моему мнению. Почти все 100 треков это галимая попса или реп, причем именно отечественной сцены, как я понимаю. Ну 2-3 трека западных исполнителей на всю сотню. Исполнители очень невнятно воспроизводят звуки русской речи, особенно это касается реп-исполнителей, но видимо, так модно, такие тенденции. Я думаю, это связано с культурой употребления запрещенных веществ, когда нормой становится для молодых людей такое жевание согласных и мычание гласных звуков, как-то перенесено это было на их моднейшее творчество. Но не об этом речь.

Так вот ещё раз повторюсь, в основном в этой сотне только попс и реп, почти никакой рок-музыки, ни западной, ни русской. Что говорить про другие стили вообще? Названий этих песен и исполнителей через несколько лет уже никто и не вспомнит, как быстро они появляются, так быстро они и уйдут с этой модой. Будет что-то другое, может быть такое же невнятное.

Но есть одно исключение в этом списке, это внезапно обнаруженные мной среди всех этих поп-новинок песни группы "Король и шут"! Это довольно необычная рок-группа среди тех, что появлялись в девяностые. Впервые, я познакомился с ее творчеством как раз в конце девяностых годов в детском лагере. Это был странный опыт знакомства с творчеством рок-группы. Перед тем как лечь спать дети помладше в лагерях, каких-то поездках туристических, походах любили угореть, рассказывая друг другу страшные истории, тем самым будоража воображение и давая поиграть своим детским нервишкам, при определенных условиях в нужной атмосфере некоторые истории могли произвести впечатление. Не знаю как сейчас, есть такая традиция или нет.

Вот в такой детской тусовке всегда был какой-то сказитель, который обладал древними, идущими ещё от пионеров советской эпохи, знаниями, который умел подать правильно материал, нужным образом производя впечатление на подвижное детское сознание. Вот в один из таких вечеров в детском лагере, когда уже все страшные истории вроде как были рассказаны за несколько предыдущих дней, выявился сказитель, который предложил послушать его истории. Только он сказал, что это не совсем рассказы или истории, а песни и их надо как-бы прочувствовать. Ладно, говорит вся братва, давай пой песни свои страшные, а мы там уже оценим, ну он и затянул. Я не помню точно как он пел, но вроде как внятной какой-то мелодии он не смог воспроизвести, но нас поразили слова, сами истории. Их было три. Одна история была про мужика, который шёл домой, увидел труп в лесу, снял с него новые сапоги и пошёл домой, а дома сестра ему объяснила, что поступил он неправильно, сняв эти сапоги с мёртвой холодной ноги. В итоге за сапогами вернулся труп и потребовал их вернуть, погибла почему-то сестра от этого умертвия, ну в наказание мужику, видимо. Вторая история была про незадачливого отца, который прикупил своим детям маски, и они превратились в тех, кого эти маски изображали и растерзали отца. Ведьма там была, кабан и ещё вурдалак, который "покусывал тело, слегка икая"... так вот эти существа, в которых превратились дети, растерзали отца. Третья история была про гадалку и парня, которому она предсказала его смерть от ножевых ранений, которые она сама же и нанесла после гадания, "мол весь в крови несчастный валет, а над ним ужасная дама с ножом в руке".

Князь и Горшок. Два отца основателя мощной говнорок-формации из девяностых. Князь (слева) всегда отличался большей вменяемостью на пресс-конференциях и интервью. Однако почти все тексты-страшилки написал именно он.
Князь и Горшок. Два отца основателя мощной говнорок-формации из девяностых. Князь (слева) всегда отличался большей вменяемостью на пресс-конференциях и интервью. Однако почти все тексты-страшилки написал именно он.

Эти истории произвели на юное школие такое мощное воздействие, все оценили мастерство сказителя. Он же пояснил, что это какая-то группа исполняет, которую слушает его брат, а названия её он не помнит. Все хотели ещё послушать таких песен-историй в его исполнении, но он больше не помнил. На следующую ночь его ещё раз попросили исполнить эти песни, что он и сделал. А потом все постарались выучить наизусть эти три песни и просили, чтоб он разучил их с нами. Он старательно передавал свои тайные знания нам, сколько раз он исполнил эти мрачные легенды даже трудно представить, но через несколько дней уже весь отряд их пел наизусть. Причем каждый имел какой-то свой вариант мелодии, но в основном это был какой-то речитатив. Вот оно устное народное творчество, как оно передавалось. Все как один пели эти странные, кажущиеся страшными песни и считали, что это просто шедевры как музыки, так и поэзии. Если какая-то строчка забывалась, то наш сказитель сразу же поправлял и подсказывал, очень старательно к передаче, ставшего для нас этаким народным, эпоса подходил.

Когда я вернулся домой, я начал также передавать эти песнопения другим, уже у себя во дворе. А один товарищ постарше мне сказал, что это вообще-то группа "Король и шут", и пою я не очень правильно, Ну ок, думаю, но суть-то передана. Оказалось, что это группа исполняет панк-рок, довольно вёселым образом, музыка была весёлая и бодрая и совершенно не отражала мрачного содержания. Как эти песни звучали в исполнении того паренька в лагере ночью, таким полушепотом, мне нравилось больше. Слушать и знакомиться с творчеством этого коллектива тогда я не стал, хватило и той устной традиции. Позже, так вообще, подобное даже раздражало. Хотя, мне кажется, я до сих пор помню слова этих трёх песен. Если заиграет какая-либо из них, подпевая, вспомню точно весь текст, как сильны детские впечатления.

Спустя время, взрослея, подростки начинают что-то слушать уже более осознанно, хоть и не всегда могут выразить, чем им нравится, то или иное произведение. Были и те кто, слушал эту странную группу. Почему она мне кажется таковой? Уже в подростковом возрасте мне она казалось не страшной, а глупой. Скорее из-за необычных не имеющих в русском языке словосочетаний, которые встречались в песнях, таких например, как "внезапная голова". Контраст между текстовым содержанием и характером музыки тоже вносил диссонанс. Сами истории были нетипичы для рок-музыки, это были не какие-то триллеры или действительно страшные легенды, а словно народные сказки из собрания Афанасьева, которые могут в своей простоте за одно упоминание нечистой силы произвести на детское воображение эффект. Помнится мне, как один друг ещё в начальной школе, мне показал книгу Афанасьева, которую он нашёл дома и мы читали по очереди друг другу эти сказки про каких-то еретников, чертей и глупых баб, которые поперлись зачем-то ночью через кладбище, где их ждала вся эта восточнославянская нечисть... И мы также впадали в экстаз по прочтении этих сказок, примерно, как и от тех песен "Короля и шута", которые были услышаны в лагере тёмной июльской ночью. Скудность повествования компенсировало воображение. Что ребенку нужно, чтоб испытать трепет перед ночными ужасами? Несколько слов: полночь, кладбище, мертвец. Не избалованны были голливудскими хоррорами ещё сильно.

Стиль группы, хоть и вписывается в условный панк-рок, но имеет какие-то фольклорные интонации, синтез тоже довольно странный, но раз истории словно бы народные, то оно и объяснимо. Хотя, как я понял, уже в более позднем творчестве характер и атмосфера музыки стала как-то соответствовать литературному содержанию. Если поют про проклятый старый дом, то уже тяжело и мрачно. Из особенностей стоит отметить, что у группе было два вокалиста, они пели то поочередно, то вместе в интервал, иногда присоединялся к вокальному ансамблю и какой-нибудь инструменталист, судя по концертным записям. Получалось неплохо, почти как у "Битлз". Ах да, ещё была в составе скрипка, тоже для панков не очень обычно.

Группу "Король и шут" в нулевые называли говнарями, а их музыку говно-роком, да и тех, кто слушает подобное тоже говнари были, если по ярлыкам судить. Те, кто слушал западных рок исполнителей, особо не ценили их творчество. Основная же масса и так слушала какую-то попсу. Получалось, что это музыка для младшего школьного возраста, так что ли? Ладно. Либо для тех, у кого детство слегка продлилось. Но заработать на "Короле и шуте" удалось и крупным воротилам шоу-бизнеса, таким как Пригожин, не тот, который повар, тот который Шрек и муж Валерии (omg откуда я это всё знаю?). Серьезные деятели шоу-бизнеса вложились и группа стала собирать стадионы на рубеже веков.

Могила Горшка сразу после захоронения, охапки цветов, тетрадка для сбора подписей на на памятник кумиру. На прощание с беззубым панком Михаилом собралась вся неформальная молодёжь культурной столицы. Они пели его песни и рыдали в голос...
Могила Горшка сразу после захоронения, охапки цветов, тетрадка для сбора подписей на на памятник кумиру. На прощание с беззубым панком Михаилом собралась вся неформальная молодёжь культурной столицы. Они пели его песни и рыдали в голос...

К чему я это всё? Группа лет 10-15 распалась, главный певец беззубым ртом отъехал с хмурого. Казалось бы, песни должны уйти вместе с эпохой. Кому сейчас такое может быть интересно, если только не по настольгии. Есть группы среди той же плеяды условного русского рока, которые уже считаются классикой. Так почему в чарте из ста песен целых пять этой группы "Король и шут' находятся не на самых последних местах, среди всех этих инстасамок и прочего шлака, а легенд русского рока там нет? Где Цой, который жив? Где ДДТ? Алиса или Аквариум? Где песни протеста и вечной юности Ленинградского рок клуба? Никому не нужны они сейчас со своим пафосом туберкулёзным питерским и псевдоинтелектуальностью текстов, а вот про внезапную голову и куклу колдуна хочется послушать людям! И ведь не одна песня, а целых пять, и все они из девяностых. Кстати, сама группа тоже из Питера. Вот какой русский рок останется в веках, вот эти вот истории, основанные на архетипах, на мифологии, словно по завету Вагнера написанные (ведь он считал, что обращаться надо в первую очередь к мифу в творчестве), которые несут какую-то народную подспудную, на первый взгляд неуловимую, мудрость предков.

Может такой всплеск внимания к творчеству этому связан с сериалом про эту группу , который скоро выйдет на КиноПоиске, рекламу я видел несколько раз. Может быть отчасти только, но эти песни были в чарте и полгода назад среди всех тех же федуков и инстасамок. Так ведь и снять сериал, появилась мысль у людей кинобизнеса не просто так, значит изучались графики, спрос, рейтинги и чарты. Людям нужны значит такие герои беззубые и забавные. Вот к слову, один из вокалистов был и беззубым и нарколыгой, а петь старался всегда внятно.

Сегодня эта группа уже кажется чем-то самобытным, уникальным, ни на что не похожим. Вот как настоящая любовь народная проявилась. Убогое и неказистое, подростковое стало модным и узнаваемым. Каковы причины? Возможно, людям потребовался эскапизм сейчас: уйти на какое-то время в мрачные, но не такие опасные, как реальная жизнь, истории из детства, сбежать в сказки про мертвецов, которые кажутся весёлыми и забавными.

Как было сказано в одном из комментариев под каким-то постом на тему рок-музыки: "Даже самый плохой рок лучше попсы". В этих словах есть что-то хоть и наивное, но искренне-правдивое, на мой взгляд.

P.S. из рок музыки одна песня Цоя чарте всё-таки есть, как я посмотрел внимательнее, ближе к концу списка на 94-м месте "Группа крови". Из русского как бы рока ещё затесалась одна песня Сектора Газа. Все остальное сплошь русский реп и поп. Пара исполнителей может быть каких-то случайных западных имеется. Вот такая картина. Вот на такие мысли и воспоминания навела страница чарта 100 самых популярных треков на данный момент.