«Авианесущие соединения - гроза морей и океанов, с этим надо как-то бороться!» - подумали в министерстве обороны СССР и пришли к выводу, что пора изобретать специальную вундервафлю.
К концу 1950х стало понятно, что Советская экономика и промышленность не в состоянии адекватно противостоять США в области военно-морского флота и стратегической авиации. Нужен был другой подход, ассиметричный, а главное - результативный.
Появление у США первых атомных подводных крейсеров с ядерным оружием на борту сильно взволновало партийный аппарат. Теперь американцы могли достать до страны Советов далеко из-за горизонта, а с моря подлодки прикрывало авианесущие соединение, пробить защиту которого ни советская авиация ни что-либо другое не могло. Требовалось новаторское решение.
Необходим был принципиально новый подход и было решено создать перспективный авиационный комплекс для ведения разведки и уничтожения авианесущих соединений в составе сверхзвукового высотного самолёта-носителя с гиперзвуковой ракетой на борту.
Охотник на авианосцев должен был иметь взлетную массу около 100 т, крейсерскую скорость полета 3000 км/ч и потолок в 24 км. При подлете к цели на такой скорости и высоте радиолокационные станции ВМФ США не успевали навести на него зенитную ракету. Поразить такой ударный самолет в заднюю полусферу не могли ни истребители-перехватчики, ни зенитные ракеты существовавших на тот момент систем ПВО.
Новый самолет должен был иметь дальность полета 6000−8000 км и нести не менее двух крылатых ракет с радиусом действия 400−600 км — это позволяло бы ему не входить в зону досягаемости средств ПВО.
Указание было спущено сверху и ведущие авиационные ОКБ страны вступили в борьбу.
В ВВС ставили на КБ Туполева.. У Андрея Николаевича уже был серьезный опыт в создании бомбардировщиков и ракетоносцев, что внушало доверие и прогнозировало необходимый результат техническому проекту КБ ТУ.
Конкурентами у Туполева были КБ Яковлева и КБ Сухого.
В КБ Сухого проект возглавил Олег Самойлович. Была выбрана компоновка по схеме «утка» с передним горизонтальным оперением и изолированными мотогондолами, воздухозаборники которых выступали за переднюю кромку крыла. По первоначальным расчетам взлетная масса равнялась 102 т, откуда и пошло неофициальное название проекта «изделие 100» или просто «сотка».
В июле 1961 года состоялся научно-технический совет, на котором подводились итоги конкурса. Первым докладывало ОКБ Туполева. «Проект 135» подвергся полному разгрому: самолет оказался слишком тяжелым (взлетная масса 190 т).
Затем свой проект самолета Т-4 («изделие 100») представил Павел Сухой. Машина соответствовала требованиям ВВС. Окончательные выводы решили делать после очередного заседания совета в сентябре 1961 года.
Через некоторое время в ОКБ Сухого приехал председатель госкомиссии по авиационной технике Петр Дементьев и напрямую попросил Павла Осиповича отказаться от проекта в пользу Туполева и передать ему все материалы: «Эта тема принадлежит Туполеву». «Извините, — ответил Сухой, — но конкурс выиграл я, а не Андрей Николаевич. Поэтому я не откажусь от темы». Через некоторое время Сухому позвонил сам Туполев: «Паша, ты умеешь делать хорошие истребители, но бомбардировщики — нет. Эта тема моя, откажись». «Именно потому, что я умею делать хорошие истребители, я сделаю хороший бомбардировщик», — отрезал Сухой. Такое упрямство не добавило конструктору друзей в отрасли.
Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ), строивший для ОКБ Сухого опытную партию из семи самолетов, не мог производить их серийно, особенно в заказанных количествах. Единственный завод, который мог освоить такой заказ, — Казанский авиационный завод. В Казани развернулась подготовка оснастки под производство новейшего бомбардировщика. Это означало, что ОКБ Туполева теряло свою основную производственную базу. Этого не могли допустить ни сам Туполев, ни его покровитель, министр авиационной промышленности Петр Дементьев. Под предлогом выпуска модифицированной версии Ту-22 (а по сути, совсем нового самолета Ту-22М) Сухого «выдавили» с Казанского завода. Тем временем начался второй этап испытаний. 22 января 1974 года состоялся десятый полет «сотки», на котором Т-4 достиг высоты 12 км и скорости М=1,36. На этом этапе предполагалось довести скорость до 3000 км/ч (М=2,8) и начать испытание машины «102» со штатным комплектом радиооборудования.
Весной 1972 года первый летный экземпляр Т-4 был готов.
Строить первые 50 самолетов Сухому предложили на ТМЗ, предполагая полностью его перестроить, что было маловероятным из-за отсутствия средств. Но Дементьев лишил Сухого и этого небольшого шанса. На очередной встрече с министром обороны он убедил его закрыть программу Т-4, развернув на ТМЗ производство крыльев для новейшего советского истребителя МиГ-23. Гречко дал согласие, и в марте 1974 года все работы по испытаниям Т-4 без объяснений причин прекратились.
До самой своей смерти 15 сентября 1975 года Павел Сухой не получил исчерпывающего ответа о причинах заморозки проекта Т-4. Только 28 января 1976 года вышел приказ Министерства авиационной промышленности под № 38, которым закрывались работы по программе «изделия 100». Этим же приказом Петр Дементьев обозначал и причину: «В целях сосредоточения сил и средств на создание самолета Ту-160».
Самолет «101» был отправлен на вечную стоянку в Монинский музей, где и находится по сей день.
Ни один самолет в СССР ни до, ни после Т-4 не имел такого числа оригинальных разработок. Практически все основные узлы, системы и агрегаты самолета были разработаны на уровне изобретений — их было зарегистрировано около 600. Это был действительно гигантский прорыв вперед в области самолетостроения. Только вот на момент закрытия темы самолет уже не мог бы решить свою основную задачу — прорыв противовоздушной обороны авианосного ордера и уничтожение авианосца. Как, впрочем, не смогли этого решить ни советские подводные лодки со сверхскоростными торпедами «Шквал» и крылатыми ракетами, ни атомные ракетные крейсеры. С другой стороны, пришедший ему на смену сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 в современных войнах тоже оказался не нужен. Потратив при этом не меньшее количество денежных средств.
При подготовке материала использовалась книга «Ударный разведывательный самолет Т-4» Ильдара Бедретдинова.