Найти в Дзене
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Будет ли Франция на Украине

Французский танк Leclerc «само совершенство»

Танк назвали Leclerc в честь Филиппа Мари Леклерка, сподвижника генерала Де Голля. Сборка опытной партии началась в 1989 году, а полноценное серийное производство - в 1991-м. В 1990 годах Leclerc был самым дорогим танком в мире. В ценах 2011 года его стоимость составила 9,3 млн долл., в то время как американский M1A2 «тянул» всего-то на какие-то 7,56 млн долл., а российский Т-90 (по некоторым данным) обходился покупателям в 4 млн долл.

О технических особенностях этого чудо-танка можно говорить много и со вкусом, так как они действительно интересны. К примеру, Leclerc обладает необычным сочетанием сложных, традиционных и активных компонентов брони. Лобовая часть корпуса, по данным разработчиков, защищена от подкалиберных снарядов в секторе обстрела 30 градусов от его продольной оси вдвое эффективнее, чем у других машин стран НАТО.

Leclerc вооружён французской 120-мм гладкоствольной пушкой CN 120-26 с длиной ствола 52 калибра. Боекомплект орудия состоит из 40 унитарных выстрелов со сгорающей гильзой. Боеприпасы взаимозаменяемы с другими гладкоствольными пушками НАТО того же калибра. При этом скорость бронебойного сердечника подкалиберного оперённого снаряда, выпущенного из этого орудия, составляет 1.750 метров в секунду.

Между прочим, французская пушка превосходит по своим характеристикам немецкую Rh-120/L44, американскую М256 и советскую 2А46М. Хотя есть и недостатки: высокая стоимость, сложность изготовления и невысокий, в принципе, ресурс - всего каких-то там 400 выстрелов. Ну, и ещё одно отличие Leclerc от собратьев по ремеслу - автомат заряжания с транспортёром ленточного типа.

Но французы были бы не французы, если забыли бы о комфорте пусть даже и на борту боевой машины. В Leclerc удобно и даже по-своему шикарно, так как пушечный отсек закрыт. Чтобы оценить, что имеется ввиду, надо быть танкистом и понюхать пороху, как минимум, на манёврах.

-2

На вопрос, что даёт закрытый пушечный отсек, это снижает загазованность башни при стрельбе, а танкисты лишены неприятной возможности попасть под казённик орудия при выстреле или в момент работы пушечного стабилизатора вертикальной плоскости.

Любопытная деталь: изгиб орудийного ствола, меняющийся при активной стрельбе, учитывается датчиком на основе лазера малой мощности, а бортовой компьютер самостоятельно вносит необходимые поправки для компенсации линии прицеливания. Иными словами точность у пушки теоретически филигранная - прямо как у ручки Dupont!

Но любовь к красоте не мешает грозной машине оставаться тем, чем она по определению является: средством ускоренного уничтожения живой силы противника и его техники.

-3

Почти 20-тонная башня поворачивается на 180 градусов за пять секунд. Что повышает точность стрельбы и снижает влияние угловых и линейных перемещений шасси на вооружение. Спаренный с пушкой 12,7-мм пулемёт может служить для пристрелки на ближних дистанциях (на расстоянии до 600 метров его пули имеют сходную со снарядами траекторию). Второй пулемёт калибра 7,62 мм установлен у люка наводчика или командира. Он легко снимается и может применяться как ручной.

Стоит отметить, что 60-тонный AMX-56 на 10 тонн легче, чем большинство ОБТ стран НАТО. Это даёт известные преимущества, прежде всего, по части проходимости и скоростных характеристик. В пользу выбора Leclerc говорит и известная военспецам его топливная экономичность. Он может проехать 340 км без дозаправки, по сравнению с 260 км у того же Abrams. Это существенно снижает логистическую нагрузку на подразделения обеспечения.

Но, пожалуй, главное, что отличает «француза», это то, что он буквально под завязку напичкан электроникой.

Все системы объединены в единую сеть. Бортовой компьютер общается с экипажем через цветные мониторы и при помощи речевого информатора. Короче говоря, по бумагам это весьма совершенная машина. Но проблема в том, что с момента своего создания Leclerc особо и не воюет.

-4

Французские военные с удовольствием использовали и продолжают использовать легкобронированную технику во многих конфликтах - Афганистан, Конго, Кот д'Ивуар, ЦАР, Мали, - а вот ОБТ в боях практически не принимал участия.

Разве что в 2015 году ОАЭ - не Франция! - отправили два батальона танков Leclerc в Йемен для участия в гражданской войне на стороне экс-президента Йемена Мансура Хади. И вот там, на территории безумно воинственной арабской страны, где стволов больше, чем в США, несколько единиц Leclerc было-таки обездвижено противотанковыми системами.

На «Скорпионе» установлена новая электроника и модульные комплекты брони. В частности, комплект, оптимизированный для противостояния ПТУР. И ещё один - для защиты от самодельных взрывных устройств, в котором одна из подсистем отвечает за глушение сигналов сотовой связи.

По правде говоря, французы сильно задержались с модернизацией своего ОБТ, так как боевая машина уже более двух десятков лет существует в одной и той же модификации. Тем не менее теперь процесс уж точно запущен и с этого года до 2028-го планируется построить 200 модернизированных бронекатов и обновить единицы, уже стоящие на вооружении французской армии (всего французы располагают примерно четырьмя сотнями этих машин). Между прочим, стоимость контракта около 330 миллионов евро.