Давным давно, почти полвека назад, проживая в Советском Союзе, где рок-музыка в медийном пространстве отсутствовала напрочь, я удивительным образом стал большим любителем западного, или точнее - британского варианта этого вида музыкального искусства. Почему удивительным образом? Потому что в те времена рок-музыки в нашей стране как бы вообще не существовало. Нет, любительские какие-то коллективы были. Они даже записывали иногда какие-то магнитоальбомы. Но уровень их был невысок, и об их существовании знало очень и очень ограниченное количество людей. "За бугром" рок-музыка переживала период своего расцвета, один за другим выходили альбомы, ставшие потом настоящей классикой жанра. Но у нас пластинки эти были большой редкостью и стоили огромных денег. Очень редко что-то выпускали по лицензии, но опять же - мизерными тиражами. При этом какого-то официального запрета на рок-музыку не было. Просто все СМИ были в руках нашей руководящей и направляющей силы - Коммунистической партии. И её, рок-музыку, давили и не пущали. В глазах официальной власти рокеры были какими-то не совсем благонадежными людьми - пишут сами свои песни, произведения советских композиторов исполнять не хотят. Да и вообще плохо влияют на молодежь, никак не прославляют самый передовой и единственно верный социалистический строй.
Помню, как мы мечтали увидеть своих любимцев по телевизору (видео тогда только-только начало появляться). Или другие мечты - заходишь в магазин грампластинок, а там продаются диски с настоящим хард-роком - Deep Purple, Uriah Heep, Nazareth... Всё это казалось настоящей фантастикой типа Рэя Брэдбери или Герберта Уэллса. Но надо отметить, что дефицит рок-продукции нас сильно не напрягал. Тогда в дефиците была и хорошая одежда, и обувь, и многие продукты. Так что ещё один дефицит из многих - ничего более. Но я отвлекся, перейдём к теме нашего повествования.
Deep Purple у нас на поляне по популярности опережали все остальные рок-группы с большим отрывом. Сразу уточню - "поляна" - это такой стихийный рынок, который возникал во всех больших городах, и куда из всех близлежащих городов и весей съезжались меломаны, чтобы поменять свои драгоценные "пласты" на другие не менее драгоценные, либо даже что-нибудь эдакое прикупить. В разных местах эти рынки назывались по-разному. В Москве - "горбушка", где-то - "туча", а у нас - "поляна". Но это - тема отдельного большого разговора.
Итак, Deep Purple у нас были очень популярны, но вот беда - все знали, что наша любимая группа распалась ещё в 1976 году, и никакого нового материала не выпускала. Это нас всех сильно огорчало. Нам очень-очень хотелось, чтобы наши любимцы вновь собрались и записали что-то вроде нового "Мэшин Хэд". Слухи о том, что Deep Purple возобновили свою деятельность возникали регулярно. Вначале им верили, потом перестали. Стали относиться скептически, как и к остальным слухам - типа "Бони Эм расстреляли".
Воротилы западного шоу-бизнеса тоже поддерживали интерес к распавшейся группе - регулярно, почти каждый год выпускали очень интересные концертные релизы. В 1976-м - MADE IN EUROPE, в 1977-м - POWERHOUSE, в 1978-м - LAST CONCERT IN JAPAN, в 1980-м - IN CONCERT, в 1982-м - LIVE IN LONDON. Все эти альбомы у нас были очень популярны, но ждали всё-таки воссоединения и нового материала. А тут ещё в 1982 году Queen и Uriah Heep нас своими работами совсем не порадовали. Как-то держался Nazareth, но и его альбом 1983-го года к хард-року отнести никак нельзя даже при большом желании. А в 1984 году эта уважаемая группа выдала такое, что без применения нецензурной лексики охарактеризовать невозможно. Led Zeppelin распались в 1979 году. В общем с настоящим, классическим хард-роком был большой напряг (о Black Sabbath речь будет дальше).
И вот наконец свершилось! Вражьи голоса донесли до нас сногсшибательную новость - Deep Purple всё-таки собрались вновь в своём самом лучшем, классическом составе, и выпустили альбом с совершенно новым материалом!!! Сева Новгородцев в своей радиопередаче даже запустил несколько вещей с этого альбома. Качество, сами понимаете - было ещё то, с учётом того, что его передачи нещадно глушили, но мы всё-таки составили себе представление о том, что за музыка на альбоме, и эта музыка нам очень понравилась. Например от "Wasted Sunsets" мы были просто в восторге. Вскоре новый альбом появился и у нас на поляне. Причем сразу в больших количествах. Поэтому цены на него были хоть и высокие, но вполне приемлемые. Я себе прикупил PERFECT STRANGERS под самый новый 1985 год. И скажу я вам - подарок я себе сделал к празднику хоть куда!
Когда я привёз новую пластинку домой и поставил на иглу - с первых же звуков она меня просто очаровала. Начинается альбом с торжественно-тревожных звуков клавишных, потом вступает бас-гитара, затем - ударные, потом - ритм-гитара, и начинается настоящий, среднетемповый пёпловский хард-рок высочайшего качества. Пэйс в своих лучших традициях держит темп, звучит орган Лорда, всем нам знакомый голос Гиллана исполняет уже не тот материал, что он пел на своих сольниках (при всем уважении), а что-то совершенно иное. Когда Гиллан и Блэкмор в хорошей форме, они выдают на гора настоящие шедевры. Кстати, гитара Блэкмора звучала совсем иначе, чем раньше, и великолепные импровизации были буквально рассыпаны по всему альбому. Очень интересно было слышать музыку участников группы с учётом их предыдущего опыта, того что они делали находясь, так сказать, в разводе. Например, в "Under The Gun" очень сильно чувствуется влияние Гиллана, а "Gypsy's Kiss" - это типичный для блэкморовского RAINBOW скоростной боевик. Композиция на альбоме шла одна за другой. Все они были своеобразны, никаких повторов, и все слушались на одном дыхании. Когда закончилась последняя и наступила тишина, первая мысль - и это всё?! Хочу ещё! Мало!
Записан альбом по тем временам был великолепно, укомплектован вкладкой со множеством фотографий. Кажется мелочь, но это тоже влияло на общее восприятие. Посмотреть - как наши любимцы выглядят сейчас мы могли только рассматривая конверты альбомов, вкладки к ним. Иностранные рок-журналы по тем временам были ещё большей редкостью, чем диски. Помню нам особенно нравились фото, как музыканты играют в футбол, а ещё - где Блэкмор в окружении каких-то дедов очень напоминающих тех, которых мы у себя дома могли встретить в очереди за пивом.
Одним словом - не знаю, что имели в виду участники Deep Purple, назвав таким образом свой альбом, но нам они были не совсем чужие люди. Точнее - совсем не чужие люди. Слышать как они играют вместе - Блэкмор, Лорд, Гловер, Пэйс, да с вокалом Гиллана - было настоящее наслаждение.
Необходимо отметить ещё одно обстоятельство, которое повлияло на наше отношение к альбому PERFECT STRANGERS. Дело в том, что за год до его выхода случилось событие по своему резонансу вполне сопоставимое с воссоединением DEEP PURPLE. В 1983 году Ян Гиллан присоединился к BLACK SABBATH! Когда у нас на поляне появился альбом "Born Again", мы просто глазам своим не верили. Излишне говорить, что интерес к этой пластинке был поначалу просто запредельный. Ведь Саббат с Дио у нас был очень популярен. С "Heaven And Hell" по популярности мог поспорить разве что "Rainbow Rising" с тем же Дио. Естественно, от коллаборации черносубботинцев с Гилланом ожидали чего-то такого же, если не круче. Однако прослушав этот диск большинство приходило в недоумение. Нет, музыка Саббат была вполне на уровне, Гиллан - тот вообще наверно превзошел сам себя. Но общее впечатление от альбома было неважное. Почему - другой разговор. Но скоро спрос на него упал, он ценился уже меньше, чем Саббат с Дио. Да и вышедший в том же году дебютник Дио по всем статьям обошел альбом его бывших партнеров с Гилланом на вокале. Естественно, мы опасались - не случится ли такого облома и с новым альбомом DEEP PURPLE. К счастью этого не произошло, и он полностью оправдал наши ожидания.
Конечно, это был не "Мэшин Хэд". Звучала музыка по-другому, хотелось бы побольше слышать Джона Лорда, да и соло на ударных Яна Пэйса не помешало бы. Были и другие вопросы.
Но вот что я насчет этого думаю. Во время своего расцвета в 70-х годах DEEP PURPLE играли такую тяжелую и скоростную музыку, что мало кто с ними мог сравниться. Однако PERFECT STRANGERS вышел в 1984 году, когда на пике популярности были IRON MAIDEN, ACCEPT уже выпустили свой убойный "Breaker". Да что там говорить, именно в 1984 году у METALLICA вышел "Ride The Lighting", после чего окончательно стало ясно - появилось новое поколение великих музыкантов, играющих тяжелую музыку, и будущее - за ними. Соревноваться с ними DEEP PURPLE не было никакого смысла. Да и шансов превзойти новое поколение в скорости и забое - никаких. Поэтому совершенно правильно DEEP PURPLE после воссоединения стали творить то, что они умеют лучше всего - классический хард-рок. А кому это не нравится, всегда может слушать тот же IRON MAIDEN, влияние на которых DEEP PURPLE более чем очевидно. Не зря ведь музыку IRON MAIDEN записывал Мартин Бёч, работавший и над всеми альбомами DEEP PURPLE в 70-х годах. Думаю, что если бы Блэкмор не был такой творческой, ищущей новых путей личностью, DEEP PURPLE на пути утяжеления своей музыки вполне могли бы превратиться во второй (в смысле первый) IRON MAIDEN.
После PERFECT STRANGERS в 1987 году группа записала альбом THE HOUSE OF BLUE LIGHT, где вновь изменила своё звучание. Но то было уже другое время, другие впечатления, да и герои были уже другие. У нас очень быстро выпустили лицензию на этот альбом, и спрос на него резко упал. В 1990 году в группу пришел Джо Линн Тёрнер, затем вернулся Ян Гиллан, но той химии, которая была у музыкантов на PERFECT STRANGERS уже никогда не будет. Ушла эпоха хард-рока, ушла и эпоха виниловых дисков. На смену виниловых пластинок пришли CD, потом и они сошли на нет.
7 августа 2020 года вышел последний альбом группы с оригинальным материалом. А уже на следующий день - 8 августа его без проблем можно было прослушать в интернете. При этом не надо тратиться, не надо никуда ехать, доставать, покупать. Только нажми кнопку - и всё. Мечты сбылись? Но об этом ли мы мечтали? И дело не только в том, что нет сейчас тех музыкальных шедевров, которые в изобилии были в конце 60-х, в 70-х и начале 80-х годов прошлого века. То чувство, когда тебе в руки попадает новый альбом, ты его привозишь домой, ставишь на иглу, наслаждаешься НОВОЙ музыкой, рассматриваешь конверт и прочее содержимое альбома (при этом часто случались приятные сюрпризы) - это чувство никогда не вернётся. Понимаю, что звучит это по-стариковски, но этого чувства никогда не узнают наши дети и внуки. Виниловые альбомы - это было какое-то отдельное явление в культуре конца 20-го века. Некоторые из них были оформлены как настоящее произведение искусства. Я понимаю, что издаются они и сейчас, и истинные меломаны по прежнему их уважают, собирают, следят за новыми релизами. Но во-первых - их тиражи по сравнению с прежними просто мизерные, во вторых - когда ты прослушаешь альбом в интернете, потом закажешь и поставишь его в коллекцию - это не совсем то, что было раньше. В третьих... Ладно, хватит ворчать, буду закругляться, итак слишком много в этот раз получилось букофф.
В заключение - коротенькая притча. Жили-были старик со старухой. У самого синего моря. Жили они дружно и счастливо. Но вот незадача - старик был большим мечтателем. И всё он мечтал - как хорошо за морем, вот бы туда уехать жить. У них был старый черно-белый телевизор. По нему часто показывали заморскую жизнь - как там хорошо. Старик даже один раз поднакопил денег, побывал за морем в турпоездке. Ходил там, разинув рот, любовался всеобщим изобилием. А также тем - как там всё хорошо, чисто, удобно и комфортно. Приехал - своей старухе все мозги выел. Но старуха к этим чудачествам старика относилась спокойно, тем более, что денег на переезд всё равно не было, да и как устраиваться там без посторонней помощи? Так и жили бы они дальше, но в один недобрый день приехали к ним добрые люди и услышав про мечты старика, пообещали им помочь с переездом - не только оплатить дорогу, но и помочь устроиться на новом месте. Старуха своим женским сердцем сразу почуяла неладное, ехать наотрез отказалась. А старик не мог отказаться от того, что его мечта наконец-то сбылась. Умотал. И нельзя сказать, что его обманули. Действительно перевезли, действительно помогли устроиться. Но потом сказали - мы тебе не няньки, ты взрослый человек, живи сам как хочешь. И тут старик с удивлением узнал, что жить где-то - это совсем не то же самое, что слушать всякие агитбригады и глазеть на витрины. Пенсии не платят, денег нет, цены на продукты и жилье высокие, каждый думает сам о себе... В общем, хлебнул старик горя по полной программе. С величайшим трудом, не без приключений вернулся к своей старухе. Та его приняла, зла не держала. И живут они по-прежнему дружно и счастливо. А мы давайте будем поосторожнее со своими мечтами. Ведь очень часто они мешают нам ценить то, что у нас есть. Да и свойство у них такое есть - сбываться. А когда мечты сбудутся, мы вдруг понимаем, что 100 лет не нужно нам было бы то, о чём мы в своё время так мечтали. Но время ушло, а у нас уже появились новые мечты...
И ещё статья для поклонников Deep Purple.