Найти тему
КХЛ

Удаль молодецкая. 105 лет со дня рождения Александра Виноградова

Кто-то пишет «Баррель», кто-то «Барель» с одним «л», кто-то «Борель», а с чего это прозвище прилипло к Александру Виноградову, я не нашел. Ясно только, что это случилось намного раньше того, как канадский хоккей обрел в СССР право на жизнь. Почти все будущие «шайбисты» гоняли по льду плетеный мяч зимой, и кожаный по траве – летом, и по числу титулов в трех игровых видах Виноградова обгоняет Всеволод Бобров, где-то близко Василий Трофимов и еще несколько человек, но мало кто из старых «русачей» дотянул до участия в первом для сборной СССР чемпионате мира по хоккею с шайбой.

Александру Виноградову по ходу чемпионата мира-1954 в Стокгольме исполнилось 36 лет. Такого «старичка» на крупный турнир могли взять только в том случае, если без него нельзя было обойтись. А Виноградов не просто обладал уникальной физической мощью и выносливостью, владел техникой дриблинга, паса и броска, но и в мотиватор был отменный, мог и воодушевить, и подхлестнуть партнеров.

В футболе он играл в полузащите, десять сезонов за ЦСКА, знаменитую «команду лейтенантов», говорят сами за себя. Славился прямо-таки фантастической работоспособностью, и, если бы тогда существовали приборы, определяющие пробег футболистов, то несомненное превосходство Виноградова, которое подчеркивают многие его современники, получило бы документальное подтверждение. То же самое было и в хоккее с мячом – он без устали покрывал пространства обширной «поляны», успевая быть на всех участках, помогая и обороне, и нападению. В хоккей с шайбой он пришел нападающим, но довольно скоро его перевели на дефицитное амплуа защитника, однако как Виноградов был полузащитником в футболе и бенди, так он им и остался в новом игровом виде, когда даже у Анатолия Тарасова мыслей про «полузащитников» в хоккее еще не было, да и не могло быть.

Тарасов оставил про Александра Виноградова наиболее обширный мемуар (в книге «Настоящие мужчины хоккея»), его в основном и цитируют – воспоминаний маловато. Все Сашу Виноградова любили, все высказывались о нем исключительно тепло и уважительно, но без подробностей. Между тем как раз подробности были бы интересны, особенно про переходные этапы его уникальной карьеры. К ней мы еще вернемся, а сейчас про Бареля «дошайбовой» эпохи, вернее, про клюшки, вернее, про «крючки», те загнутые части клюшки для хоккея с мячом, которым больше всего доставалось.

В общем, как пишет знаменитый футболист и тренер Валентин Николаев в своей книге «Я из ЦДКА!», перед финалом Кубка СССР ЦДКА – «Крылья Советов» у Николаева и еще одного знаменитого игрока Владимира Демина «крючки» оказались чуть живые – играть такими клюшками финал было нельзя. Пошли к Барелю, то есть к Саше Виноградову, он и посоветовал раздобыть лошадиную дугу, он из нее «крючки» и сделает. Двое без пяти минут заслуженных мастера спорта залезли в дровяной склад отца Демина, нашли эту часть конской сбруи, доставили Виноградову, тот и сделал все, как надо – «конскими» клюшками тот знаменитый финал 1946-го года, когда Всеволод Бобров забил в ворота Бориса Запрягаева два безответных мяча, армейцы и выиграли. Перед отцом повинились, тот «хулиганов» простил.

Это не анекдот, это жизнь. С окончания войны и года не прошло, главным не это было, а что до чудес с инвентарем, так это так, мелочи, Виноградов и не такое видывал. В ЦДКА он попал в 18-летнем возрасте, причем сразу в основной состав – это в футболе, ну и в хоккей с мячом заиграл в основе почти сразу. Всех знаменитостей не просто застал – выходил с ними на поле бок о бок. В хоккее с мячом большого перерыва не было даже в тяжелые военные годы – все с такой интенсивностью, как до войны, но все же играли, надо же было чем-то поддерживать оптимизм и стремление помнить о мирной жизни. История с инвентарем дополняет портрет Александра Виноградова не только как игрока, но и на все руки мастера, настоящего умельца, всегда готового помочь товарищам. Забегая далеко вперед – уже в солидном возрасте, обремененный болезнями, Александр Николаевич у себя в деревне вынес из горящего дома остававшуюся там женщину. Сам обгорел, но человека спас.

…Не знаю, как насчет первых клюшек для хоккея с шайбой, но и тут как-то исхитрялись выходить из положения. Куда сложнее было со снаряжением, но помог визит знаменитой чехословацкой команды ЛТЦ в феврале 1948-го – у свежих вице-чемпионов Зимней олимпиады учились не только техническим приемам, но и «снимали мерки» со снаряжения. Что касается игры Виноградова в защите в открытых для публики трех матчах, то отзыв был такой: «Александр Виноградов – образец, к которому должны у нас стремиться остальные». Шел второй в СССР сезон «канадского хоккея», 30-летний именитый Александр Виноградов в футболе считался ветераном, ну а в хоккее с шайбой оказался дебютантом.

Удивительным образом ему понадобилось совсем немного времени, чтобы овладеть базовым для защитника-универсала искусством защиты и нападения. И Анатолий Тарасов, и Всеволод Бобров почти синхронно писали о Виноградове как о защитнике, который не любил простых решений, передачу делал непременно скрытную, частенько предваряя ее финтом, даже финтами, разнообразию которых и нападающие завидовали.

Ну и конечно, по тем временам он был король силовой борьбы – как раз этого ему и не хватала ни в футболе, ни в хоккее с мячом. Казалось, природа для этого и создала защитника Виноградова. «По азартности - не только в матчах, но и на тренировках – Виноградову не было равных. И лучшего примера в боевитости, в отдаче сполна своего умения и сил, не было, думаю, в то время… И столько в его действиях было удали, что зрители часто награждали Александра аплодисментами, даже если судьи за это отправляли его в «клетку». Он не был быстр, но никогда не казался медленнее соперников. Игровая страсть плюс умение предугадать событие скрашивало этот его недостаток» (А.В. Тарасов).

Всеволод Бобров провел с Виноградовым почти десять сезонов: «Играли защитники поначалу без замен, а чуть позже – в две пары, не более, и часто в три защитника. При последнем варианте Саша оставался на льду как правило в течение всего матча. И, как бы он ни складывался, Саша был свеж и полон сил… Добрый, удивительно мягкий, уступчивый в обыденной жизни, на льду он преображался». А вот как кратко характеризует Виноградова журналист и писатель Александр Нилин: «По физическим данным не уступавший Никанорову (знаменитый вратарь футбольного ЦДКА, в хоккее с шайбой выбравший амплуа защитника), Виноградов был гораздо искуснее в игре, а в самоотверженности превосходил всех вокруг. Его могучее тело бывало красно-бурым от кровоподтеков и огромных синяков».

Понятно, что Виноградов был одним из первых, кого захотел видеть в своей хоккейной команде ВВС Василий Сталин. И так же понятно, что этим обстоятельством был сильно недоволен Анатолий Тарасов – умелые защитники были наперечет. На тот момент полноценно заменить Виноградова в ЦДКА кем-то другим было практически невозможно без потери качества. «Летчики» к концу 40-х выходили на пик, после авиакатастрофы 5 января 1950 года под Свердловском в живых остались только трое хоккеистов, по разным причинам не полетевших на Урал – Бобров, Шувалов, и Виноградов (последнему выписали дисквалификацию за драку, что Виноградова и спасло), но по сути новая команда несколько лет не имела себе равных.

На 1953-1954 годы пришлись переломные и для хоккея, и вообще для страны события – смерть Иосифа Сталина, расформирование команды ВВС, дебют советского хоккея на международной арене. Причем первым большим турниром с участием советской команды был даже не чемпионат мира, а Всемирные студенческие игры, в которых 35-летний Александр Виноградов участвовал, будучи полноправным студентом Военного института физкультуры и спорта. На чемпионат мира он мог и не попасть, но тренерский штаб во главе с Аркадием Чернышевым в случае с Виноградовым предпочел опыт молодости – и не прогадал. Да, на счету ветерана оказалась всего одна голевая передача, но зато оборону он держал достойно, и золотую медаль чемпиона мира заслужил по праву. Это была лебединая песня Александра Виноградова-хоккеиста – одному из немногих, кто впервые вышел на лед с диковинной клюшкой в декабре 1946-го, вскоре предстояло повесть коньки на гвоздь.

Анатолий Владимирович Тарасов, предстающий в своих книгах добрым, объективным и даже несколько сентиментальным, достаточно аккуратно высказался о Виноградове-тренере: «Закончив играть, Александр Виноградов работал тренером. И с мастерами, и – особенно успешно – в ЦСКА с детьми». Охотно верю, но это не вся правда. С мастерами ЦСКА, в котором шла смена поколений, принявший в 1960-м вместо Тарасова команду Виноградов проработал недолго, и сменил его как раз вернувшийся в клуб Тарасов. Но на чемпионат мира-1961 в Швейцарию в качестве помощника старшего тренера Аркадия Чернышева наряду с Анатолием Кострюковым отправился именно Виноградов.

После швейцарской бронзы Александра Николаевича отправили поднимать куйбышевский хоккей, и с местным СКА с помощью привезенных из Москвы нескольких мастеров (вратарь Виктор Зингер, легендарный защитник Иван Трегубов, и другие) в сезоне 1962/1963 Виноградов добился наивысшего для нынешней Самары достижения, заняв 14-е место в классе сильнейших. Да и опыт работы с «Крыльями Советов» в последующие годы не назовешь провальным – при нем «Крылышки» были по меньшей мере крепким середняком.

Ну а после семи лет трудов в качестве старшего тренера Виноградов вернулся к работе с молодежью и детьми. И тут действительно преуспел. Ценил юных хоккеистов с характером. Виктор Жлуктов рассказывал, что приехав из Инты, без всяких договоренностей пришел в ЦСКА и напросился поучаствовать на тренировке в двусторонке. Кое-как одели, налокотников не хватило, вот кандидат локоть и прилично разбил до крови, но со льда не ушел.

Виноградов взял: «Такой играть будет».

Досье

Александр Николаевич ВИНОГРАДОВ.

28.02.1918, Москва – 10.12.1988, Москва.

Советский хоккеист и футболист, полузащитник и защитник. Заслуженный мастер спорта (1947), заслуженный тренер Российской Федерации (1972).

Карьера игрока: 1946-1947, 1953-1955 – ЦДКА, ЦДСА, ЦСК МО, ЦСКА; 1947-1953 – ВВС МВО.
Футбол: 1937-1947 – ЦДКА, 1948-1949 – ВВС МО.
Хоккей с мячом: 1936-1937, 1941-1942 – «Буревестник» (Москва), 1937-1941, 1942-1947 – ЦДКА.
Достижения: чемпион мира 1954, чемпион СССР 1951, 1952, 1953, 1955, серебряный призер 1947, 1949, 1954, обладатель Кубка СССР 1952, 1953, 1955, финалист 1951.
Футбол: чемпион СССР 1946, 1947, серебряный призер 1938, 1945, бронзовый призер 1939. Обладатель Кубка СССР 1945, финалист 1944.
Хоккей с мячом: обладатель Кубка СССР 1939, 1945, 1946. Чемпион РККА 1940. Чемпион Москвы 1940, 1943, 1946. Обладатель Кубка Москвы 1942, 1945, 1946.
Карьера тренера: 1956-1960 – старший тренер клубных команд ДЮСШ, 1960-1961 – ЦСКА, старший тренер; 1961 – сборная СССР, ассистент; 1961-1963 – СКА (Куйбышев), старший тренер; 1963-1966 – «Крылья Советов» (Москва), старший тренер; 1967-1988 – ЦСКА, тренер и директор хоккейной школы.
Достижения: Бронзовый призер чемпионата мира 1961. Серебряный призер чемпионата Европы 1061. Чемпион СССР 1961.