10 лет назад, будучи временно “безлошадным”, мне приходилось иногда возить 6-летнего сына в садик на маршрутке. Происходило это в Набережных Челнах (более полумиллиона жителей), а специализированный садик находился неблизко. В целях скоротать дорогу (и расширить знания ребёнка) мы играли в занимательную игру. Просто считали машины, обгоняющие нас: один – иномарки, второй – автомобили российского автопрома. У кого больше, тот и выиграл. Но проигрывал всегда тот, кому доставались отечественные авто.😊
Это было неудивительно для такого крупного города – второго в Татарстане после столицы. Тогда я и не задумывался о доли иномарок и российских авто в стране, всё было понятно без лишних слов. Россия была одним из самых “сладких” авторынков для множества импортных брендов, а «АвтоВАЗ» только пару лет, как начал осваивать новые модели «Гранта» и «Ларгус».
Сегодня, наблюдая за тем, что произошло в стране за последний год, в уме и в душе возникают разные мысли и чувства, больше всё-таки бодрые. Но одна из самых заметных трансформаций происходит как раз на автомобильном рынке, напрямую отражая всю глобальную геополитическую обстановку.
Ещё в начале прошлого года российские модели занимали всего 20% рынка новых автомобилей, а китайские бренды имели долю в 10%. Больше всего, конечно, было европейских, корейских и японских иномарок, что и отражалось на дорогах страны. Об этом говорит статистика агентства «Автостат».
И всего лишь за 1 год структура отечественного рынка легковых автомобилей резко изменилась, а дальше может поменяться до неузнаваемости. Российские и китайские авто в январе нынешнего года уже захватили около 80% рынка, имея почти равные доли.
И как же тоскливо на этом фоне смотрится многократное (в 2,5 — 4,5 раза) уменьшение долей всех других импортных автопроизводителей, в машины которых многие автовладельцы успели просто влюбиться за пару десятилетий. А вот американские марки как занимали долю около 1%, так и занимают…😎
Естественно, безоговорочным лидером отечественного автопрома стали автомобили LADA, увеличив своё присутствие на рынке в 2 раза (доля 39%), что сопоставимо с российской долей всех китайских автобрендов вместе взятых (38,1%). Хотя в крупнейших мегаполисах страны (Москва и Санкт-Петербург) такая картина полностью противоположна: новые автомобили китайских марок в этих городах завладели до 60% рынка.
Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков на прошедшем 15 февраля форуме автобизнеса «ForAuto – 2023» отметил, что в 2023 году, возможно, ТОП-25 самых популярных марок будет состоять только из автомобилей LADA, «Москвич» и китайских производителей. При этом даже активно выстраиваемые процессы параллельного импорта практически не тревожат автопроизводителей России и Китая. Ведь здесь речь идёт о небольших объёмах, которые, вероятно, скоро будут ограничены правительством.
Понятно, что соотношение иномарок и российских авто на дорогах наших городов ещё не скоро изменится в пользу отечественных брендов, если вообще такое возможно. Да и что считать российской маркой в современных условиях, когда завод «Москвич» начал своё возрождение с выпуска китайского кроссовера под своим брендом, а следом того же стоит ожидать и от «АвтоВАЗа», и от других немногочисленных российских автопроизводителей.
По сути, отечественный автопром не так много выдавал сугубо собственных разработок автомобилей. К слову, и китайское автомобилестроение до недавнего времени не блистало оригинальностью, что уж там говорить… И чего мы можем ожидать в будущем на российском авторынке, остаётся полной загадкой.🤷♂️
Эдуард Шидер, эксперт компании «Колёса Даром»