Найти тему
МК Екатеринбург

Свердловские SMM-специалисты рассказали, как выглядит их профессия в «реальном времени»

Работа с социальными сетями перестала быть «зоной легкого заработка» и переросла в полноценную профессию. Разбираемся, кто такие SMM-специалисты, чем они занимаются и почему многие хотят работать в данной сфере.

SMM – сокращение от social media marketing, что в свою очередь переводится как маркетинг в социальных сетях. Иными словами, суть работы SMM-менеджера ограничена одной коммуникационной средой – социальными медиаплощадками: эсэмэмщик должен выстраивать коммуникацию бренда с потенциальными клиентами и формировать положительный имидж компании. Для этого он использует все доступные инструменты маркетинговых коммуникаций, т.е. рекламу и связи с общественностью.

Кроме того, SMM-специалисту необходимо на постоянной (регулярной) основе предоставлять читателям (подписчикам) полезный, качественный и интересный контент, так как среда социальных сетей очень динамична. Человеку, работающему в данной сфере, важно отслеживать и анализировать тренды, при этом сохраняя уникальность продукта и философию бренда.

Мы поговорили с действующими SMM-специалистами и выяснили, как выглядит их профессия в «реальном времени».

Полина Липатникова – SMM-специалист бренда одежды B25.08, fashion-пространства OUTFIT, ресторана Choclo, а также преподаватель курса по SMM. Работает «на себя» без СММ-агентства.

– Полина, расскажи о своей профессии. Что входит в обязанности SMM-специалиста?

– SMM-специалист отвечает за визуальную концепцию бренда, написание продающих текстов, которые грамотно отражают философию бренда, это дизайн, истории, ежедневная публикация, создание рилс. Вот тот минимум, который входит в наши обязанности.

– Сложно ли это дается?

– До того, как я начала активно работать в SMM, мне было достаточно сложно понять специфику этой сферы: компании бывают разные, разный ценовой сегмент, разные продукты. Всегда нужно пытаться подстраиваться под концепт и работать уже в нем. На первых порах мне было сложно писать тексты, потому что у всех разное видение. Здесь один выход – прокачивать. Сейчас это приносит мне удовольствие и сложных проблем не возникает.

– Давно ли ты работаешь в этой сфере?

– Я начала познавать азы этой профессии пять лет назад, но тогда были некоммерческие проекты для наработки опыта, путем проб и ошибок. Меня никто не учил. Полноценным SMM-специалистом я работаю уже второй год. Работаю с активными компаниями и помогаю им развиваться в социальных сетях.

– Как ты думаешь, почему большое количество людей заинтересовано в этой деятельности. У каждого ли может получиться работать в этой сфере?

– Я считаю, что SMM – это одна из профессий будущего. Сейчас мы переходим в мир, где невозможно жить без интернета, где соцсети становятся хорошим источником для продвижения продуктов и услуг. Отчасти SMM – творческая профессия, так как у тебя постоянно работает креативное мышление, ты постоянно генерируешь новые идеи и не сидишь на месте. Именно поэтому эта профессия так может зацепить человека. И плюсом, если ты любишь работать удаленно, не привязываясь к какому-то определенному месту, это тоже отличный вариант.

На самом деле, получиться может у каждого, если ты стрессоустойчив, принимаешь любую критику и правки. Необходимо быть готовым учиться у людей, которые имеют большой опыт в этой сфере, а также учиться на своих же ошибках. Для того, чтобы контент нравился и заказчику, и аудитории, нужно постоянно работать над собой и своими проектами. В целом, нет предела для твоего совершенства и опыта, поэтому необходимо постоянно прокачивать скиллы.

– Ты работаешь с уральскими брендами. Влияет ли твоя профессия на развитие малого бизнеса в Екатеринбурге? И влияет ли вообще?

– Тут необходимо рассматривать конкретную нишу: мы работаем на соцсети. Сейчас есть такое направление, как контент-маркетинг, цель которого – продвигать компанию, если мы говорим о малом бизнесе. Например, кофейни или же локальные магазины. Если заведение находится в спальном районе, ему требуется «подкрепление» в соцсетях. Контент-маркетинг как раз и отвечает за то, чтобы продвигать малый бизнес и в принципе любую компанию, которая должна иметь как минимум одну социальную сеть, в которой она может делиться как своим продуктом, так и философией бренда. Это осуществляется для того, чтобы увеличить лояльность к аудитории, чтобы ей было интересно следить за этой компанией и ее продуктами в дальнейшем.

Напомним, что Полина работает «на себя», но есть и те, кто сотрудничает с SMM-агентствами. Например, Анастасия Селиверстова.

Анастасия Селиверстова – SMM-специалист в агентстве «Pelsmm» и продюсер. Запускала курсы у врача-психотерапевта в соцсети, продвигала личные и коммерческие аккаунты в разных нишах (производство сыра, тортов, строительство домов, обучение косметологии, спортактивность и другое).

– Какими бывают SMM-специалисты?

– Существует два формата: есть те, кто делает все, грубо говоря «универсалы», а есть те, кто выбирает свою нишу, например, копирайтинг. Я считаю, что над проектом должна работать целая команда: дизайнер, копирайтер и контент-менеджер. Одной очень тяжело вести полноценный проект, особенно, если он коммерческий. У каждого заказчика есть своя потребность, и мы всегда берем проект под полное ведение. Однако очень важно, чтобы клиент качественно взаимодействовал с командой и давал обратную связь. В собственном аккаунте я не пишу о работе, потому что мне хватает ее в других проектах.

– Появляются ли новые проекты? Клиенты до сих пор заинтересованы в вашей деятельности?

– Клиенты заинтересованы в ведении личных аккаунтов, но наше агентство перестало брать заказчиков на ведение блогов, мы переходим на продюсирование: запуск курсов и других проектов.

– Просел ли рынок SMM-вакансий в России на сегодняшний день?

– Наоборот, стало больше эсэмэмщиков, однако не все работают качественно. Серьезным камнем преткновения стало закрытие популярной соцсети в России: таргет слетел. Но каждый ищет свой способ для заработка: ведут проекты в «ВКонтакте», открыли для себя Telegram.

Поговорив с SMM-специалистами, мы выяснили, что данная профессия имеет свои перспективы для дальнейшего развития: кто-то продолжает работать в популярной соцсети, кто-то осваивает новые площадки для продвижения брендов. Однако для того, чтобы разобраться, насколько эта деятельность актуальна среди молодежи, мы провели опрос.

В вопросе, хотят ли опрошенные работать SMM-специалистом, мнения разделились. 50% респондентов хотели бы работать в этой сфере. Самыми популярными причинами стали востребованность и актуальность, отсутствие фиксированного графика и творчество.

38,1% опрошенных ответили, что не хотели бы работать в сфере SMM. Они объяснили, что это обусловлено выбором другой специальности, а также нежеланием много коммуницировать с другими людьми.

Еще 11,9% респондентов ответили, что уже работают SMM-специалистами.

Таким образом, сфера SMM в большинстве случаев остается популярной у населения. Однако не стоит думать, что это легкий заработок. В каждой работе есть свои трудности и свои подводные камни. Сфера SMM – не исключение.