Этот фильм, снятый по реальным событиям Великой Отечественной войны, получился неоднозначным. И обнажил проблемы ментальных противоречий между разными народами.
А стоило ли это делать?
Большой вопрос.
В целом фильм оказался таким, как я и ожидала. Непростым, тяжелым, но с нотками некоторой надежды на лучшее.
Это не «Ликвидация», поэтому народной любви этому произведению (на мой взгляд) не снискать. Но поговорить есть, о чем.
Начну с того, что фильм кроме нескольких сцен меня эмоционально не «зацепил». То есть я не плакала и не смеялась. Анализировала только.
Думаю, это связано не только с моей первоначальной установкой, но и с тем, что евреи в фильме оказались несоветскими и вообще «чужими». Более того, они не особо и хотели «спасаться».
Все мы знаем, что советская власть сделала для еврейского населения Российской империи многое. Она отменила черту оседлости, дала возможность людям этой национальности получать образование и занимать видные государственные посты. Поэтому таких людей появилось много и в науке, и в искусстве, и в политике.
Сколько большевиков вышло из еврейской среды!
Но это были евреи неортодоксальные. А обычные, «советские», более понятные нам. В большинстве своем коммунисты и атеисты.
А в фильме показаны совсем другие люди!
Понятно, что территории Западной Белоруссии были присоединены к СССР только в 1939 году. Но ведь до 1917 года часть их вполне законно входила в состав Российской империи. Поэтому население этих регионов должно было понимать, что такое Россия!
А тут все иначе. Евреи загнаны в угол немцами, они скитаются по лесам и буквально грабят местных белорусских крестьян, мешают советским партизанам сражаться, потому советское командование принимает решение переправлять их в тыл СССР.
Задание гуманное, но трудновыполнимое. Его и поручают командиру партизанского отряда Николаю Киселеву.
Это простой русский человек, родом из крестьян, коммунист, получивший еще до войны высшее образование. Умный, грамотный, надежный.
Но самое главное, что у Николая доброе сердце. И он не делит людей на национальности.
Но его образ в фильме выписан, на мой взгляд, не до конца. Не рассказана история о том, как переведя за линию фронта евреев, он сам попал под следствие в НКВД, его чуть не признали дезертиром. Как те самые евреи за него заступились. Не рассказано подробно о партизанке Анне, его связной, которая впоследствии стала его женой.
В фильме показана выдуманная история любви партизана Ферзя (бывшего уголовника) и еврейской девушки. Есть даже свадьба, организованная по обычаям еврейского народа (делать им в этом переходе было больше нечего, как свадьбы играть, попутно от немцев убегая)!
В фильме много тяжелых сцен. Много рассказывается о неприятии евреями советского строя и их обид на то, что большевики отобрали у них их лавочки и закрыли синагоги. Евреи капризничают, распевают свои молитвы на весь лес, не хотят никуда идти в субботу, отказываются есть тушенку из свинины.
Явно показано, что эти люди себе на уме и никакой особой благодарности к своему спасителю не испытывают.
Это видно на примере судьбы Моше Таля. Именно этому герою и нарисовали «нимб» на афише. Только это не обычный нимб. Это астрономический круг.
Сейчас расскажу, зачем он тут.
Этого юношу спасают родители (которых играют Хаматова с Хабенским), выбирая его с сестрой изо всей их многодетной семьи. Ему дают семейную реликвию – золотую астролябию 14 века. Моше уходит с ней и попадает в отряд Киселева. Но там Киселев просит его астролябию отдать на время, потому что ее нужно выменять на сахар у местных. Этот сахар должен спасти жизнь ребенка из их отряда.
Моше после спасения уходит воевать в Красную армию, а потом остается в Израиле. Семьи он не создает, всю жизнь ведя жизнь одинокого затворника и считая, что Киселев обманул его, отняв самое дорогое.
Поэтому он и не хочет свидетельствовать о Киселеве в 2005 году как о праведнике, признавая его заслуги, но считая его банальным вором.
И только после того, как он случайно узнает, что Киселев после войны выкупил обратно астролябию и вернул ее его сестре, оставшейся в Союзе, Моше соглашается публично признать в нем праведника.
Вот такой сюжетный ход. Именно его я никак не могла понять.
Что такое золото, когда гибнут люди? Да и зачем эта вещь парню, а потом уже зрелому мужчине? Ведь даже сыновей у него нет, чтобы ее передать потомкам?
Разве стоит кусок красиво сделанного золота жизни его же соплеменника? За что тогда Моше обижался на Киселева?
Долго думала над этим, потом предположила, что золотая астролябия для юноши не только память о погибшей семье, это символ принадлежности к высшей касте, знак связи с древним еврейством, с небесами обетованными. Поэтому эта вещь дороже Моше жизни и своей, и Киселева, и собственных соплеменников.
Этот молодой человек просто по другому воспитан, поэтому и ценности у него другие.
Также неоднозначно ведет себя еврейка Люба, которая служит немцам взамен на сохранение жизни своих близких. При этом она вылавливает евреев на улицах Минска и безжалостно сдает их полиции на растерзание.
Этот факт меня тоже поразил.
То есть ради семьи, которую, скорее всего, немцы все равно убьют, она предает своих же? Как такое может быть?
Помните поступок радистки Кэт из эпопеи про Штирлица, которая не сдает своего боевого товарища даже под угрозой смерти новорожденного сына?
Почему она может, а Люба нет?
Наверное, потому что у евреев культ семьи и жажда самосохранения. Ведь именно в их семье может родиться Спаситель, Мессия, который возвысит наконец богоизбранный народ, сделав его лидером на планете, поэтому так важно сохранять жизни «своих»?
Не знаю, права ли я. Но сложно это все.
Наблюдая за развитием сюжета и особенно вставками из 2005 года, когда в Израиле евреи устаивают целое судебное разбирательство, решая вопрос о том, признать ли Киселева праведником или нет, я вообще подумала: а Киселеву это нужно, чтобы его признали тем самым праведником?
Он приказ выполнял, да и людей спасал. То есть поступал и по совести, и по долгу.
Зачем ему вся эта посмертная слава?
Наш русский Коля и узбеков бы спас, и корейцев, и негров, окажись они в тех обстоятельствах. Потому что во всех них он людей видел.
А евреи из 2005 года как будто снизошли до него. Праведником объявили, дерево посадили.
Так что фильм неоднозначный. И даже не знаю, случайно ли так все получилось. Или задумано было режиссером и сценаристами.
Но этот фильм не о Холокосте. Он об огромной ментальной пропасти, которая лежит между ортодоксальными евреями и русскими.
Вот такое мое скромное мнение.